Шестое требование - богатство речи.




КАЧЕСТВО ХОРОШЕЙ РЕЧИ

ЦЕЛЬ: развивать навыки правильной, точной, логичной, уместной, богатой и выразительной речи.

Вы обращали внимание на то, как говорят люди? Одни – увлекательно, ярко, захватывающе; другие – неинтересно, блёкло, скучно. Почему так? Всё дело в мастерстве владения словом, в качестве речи.

Посмотрите, какая тема нашего урока? Цель нашего урока познакомиться с требованиями к хорошей речи.

1. Если незнакомый человек скажет «без пальта я пошёл в магазин», что вы о нём подумаете? Древнегреческий мыслитель Сократ сказал: «Заговори, чтоб я тебя увидел…». Первое впечатление о нас складывается по нашей речи.

2. Первое требование – наша речь должна быть правильной. Как вы понимаете, что значит речь должна быть правильной? (основанной на правилах)

Правильная речь должна соответствовать нормам литературного языка.

Задание 1. Прочитайте слова: свитер, теннис, что, конечно, счастье.

Что вы заметили? (произношение не совпадает с написанием).

Задание 2. Прислушайтесь к речи окружающих вас людей, и вы заметите, что некоторые из них ставят неправильное ударение в словах.

Прочитайте слова, поставив правильно ударение: магазин, портфель, километр, звонит, арбуз, документ, средства, украинский.

Задание 3. Прочитай стихотворение Б. Нормана и исправь в тексте ошибки.

Слыхали эту новость?


У нас в шкафу живёт

Тот, кто любую овощ,

Любой продукт сжуёт…

Прожорлив, как собака,

Тот, кто живёт в шкафу:

Пропала тюль, и тапок,

И туфель на меху…

Так кто ж ту путь проехал

Из шкафа в антресоль

Мышь ненасытный, где он?

Где он, огромный моль?

Вы скажете: не верим!

Чтоб всё пустить в труху?

Но есть обжора – Время –

Вот кто живёт в шкафу.


Второе требование – хорошая речь должна быть логичной.

Задание. Расставьте по местам абзацы – и у вас получится отрывок из сказки.

И пчёлы с оглушительным жужжанием полетели навстречу путникам. Страшила мигом сообразил, что делать.

- Оттаскивай с меня солому! – закричал он Железному Дровосеку. – Забрасывай Элли, Льва и Тотошку, и пчёлы не доберутся до них!

- Летите на запад! – прорычала волшебница. – Найдите там чужестранцев и зажальте их до смерти!

Бастинда затопала ногами и трижды просвистела в свисток. На её зов слетелись тучи свирепых пчёл, укусы которых были смертельны.

Третье требование к хорошей речи попробуйте определить сами.

Однажды вечером мэр города столкнулся на улице с горожанином. После этого он издал приказ, чтобы никто не выходил вечером на улицу без фонаря. Однако вскоре мэр опять столкнулся с тем же горожанином.

— Вы не читали моего приказа? — спросил мэр сердито.

— Читал, — ответил прохожий. — Вот мой фонарь.

— Но в фонаре у вас ничего нет!

— В приказе об этом ничего не говорится.

Наутро появился приказ, обязывающий горожан выходить вечером на улицу только со свечой в фонаре. Вечером мэр снова натолкнулся на того же горожанина.

— Где фонарь?! — закричал мэр.

— Вот он, и в нем — свеча.

— Но она не зажжена!

— В приказе не сказано, что свечу надо зажигать.

Мэру пришлось издавать еще один приказ.

Почему мэру пришлось издавать три приказа? О каком качестве речи говорится в этой сценке?

Хорошая речь должна быть четкой!

Четвертое требование - речь должна быть уместной, то есть соответствовать обстановке.

Дочь поздравляла отца с днём рождения: «Дорогой папа! Поздравляю тебя с днём рождения, желаю новых достижений в труде, успехов в работе и личной жизни. Твоя дочь Оля.

Отец был огорчён и раздосадован. Почему?

Пятое требование - чистота речи

Как вы думаете, какие слова не соответствуют нормам литературного языка?

Вывод: Не употребляйте слова и выражения, которые засоряют нашу речь.

Задание. Прочитайте стихотворение Э. Мошковского.

Такая, в общем, история

Жил-был Этот, как его. А жену

Ну, и значит, и того. Звали Ну,

Жило Это самое А соседа

Со своею мамою. Звали Это…

Был ещё один чудак – А его родители -

Это, в общем, значит, так. Видишь ли и Видите ли…

И его любимый зять. И ещё какой-то Э –э –э

Звали зятя Так сказать. Жил на верхнем этаже…

И дружили они все… Ну, и значит, и вообще…

Какие слова-пустышки вы услышали в стихотворении?

Шестое требование - богатство речи.

Если в речи не повторяются одни и те же слова, не строятся одинаково предложения, не встречаются на каждом шагу слова-пустышки (их ещё называют слова-паразиты), - значит ваша речь разнообразна, богата. Задание. Найдите повторяющиеся слова из «Песенки про тавтологию» А. Хайта.


Люблю я майскую грозу в начале мая,

Когда весной весенний первый гром,

Как бы резвяся и в игру играя,

Грохочет громко в небе голубом…


Какое явление называется тавтологией?

  1. Выразительность речи

Это её образность, красочность, яркость. Благодаря именно выразительности речь воздействует на чувства читателя или слушателя.

Задание. Сравните два отрывка. Какой покажется вам интересней и почему?

1. На полянке, где я недавно собирал грибы, текут два ручья, торчат пни и растёт рябина. Теперь здесь лежит снег.

2. Вот полянка, где между двумя ручьями я недавно белые грибы собирал. Теперь она вся белая: каждый пенёк накрыт скатертью, и даже красная рябина морозом напудрена.

Устная речь располагает своими средствами выразительности. Это темп речи, громкость и тон голоса, мимика, жесты.

СРЕДСТВА



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: