— Каковы особенности этого стихотворения?
Отметим оригинальный способ связи строф: последняя строка становится второй в следующей строфе. Отметим характерную лексику, образы: тени, сон, тишина, ночь, тайны, луна; цветопись: фиолетовый, лазоревый (т. е. красный, не пугать с лазурным — голубым); звукопись: ярко выраженную аллитерацию — созвучие плавных сонорных согласных «л», «м», «н», «р», благодаря которой стихотворение звучит как завораживающий поток звуков.
Комментарии учителя:
Вспомним слова французского предшественника русских символистов Поля Верлена: «Музыка прежде всего». Музыка для символистов — высшая форма творчества, дающая максимальную свободу самовыражения и восприятия. Символисты старались максимально использовать музыкальные композиционные принципы в поэзии. Отметим, как постепенно создается образ творчества, заявленный в названии стихотворения — он напоминает образы философии Платона: действительность непознаваема, она лишь угадывается в трепетании теней и звуков.
Старшие символисты петербургского крыла во главе с Мережковским считали важными религиозно-философские поиски. В своей поэзии они развивали мотивы одиночества, безысходности роковой раздвоенности человека, бессилия личности, ухода от скуки повседневности в мир фантазий и предчувствий: «Я — раб моих таинственных, / Необычайных снов… / Но для речей единственных / Не знаю здешних слов...» (З. Гиппиус).
Домашнее задание (по группам)
Представить творчество «старших символистов» и сделать анализ стихотворения на выбор: Д. С. Мережковского («Парки», «Дети ночи», «Двойная бездна»), З. Н. Гиппиус («Песня», «Посвящение», «Пауки», «Все, кругом»), В. Брюсова («Юному поэту», «Кинжал», «Ассаргадон», «Грядущие гунны») по следующему плану:
|
1. Дата написания и публикации.
2. Место, занимаемое в творчестве поэта. Художественный метод.
3. Творческая история. (Выбор жанра. Традиция. Цензура.)
4. Основная тема.
5. Смысл названия.
6. Лирический сюжет и его движение.
7. Композиция. Наличие обрамления. Основные структурные части.
8. Основные настроения, тональность стихотворения.
9. Ведущие лейтмотивы. Опорные слова, их передающие.
10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия.
11. Лирические персонажи. Их переживания. Их судьбы.
12. Столкновение или соединение различных уровней сознания.
13. Позиция автора (восторг, негодование, элегическая грусть, полемика) и передача его переживаний.
14. Музыка стихотворения.
15. Ритм, размер.
16. Рифмовка, характер рифм.
17. Лексика. Языковые выразительные средства.
18 Поэтический синтаксис.
19. Звукопись. Фонетическая окраска стиха.
20. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа.
21. Отзывы критиков о стихотворении.
22. Звучание стихотворения в наши дни.
Урок 15. Поэзия «младосимволистов»
Цель урока: дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения «младосимволистов».
Методические приемы: лекция учителя; анализ стихотворений.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Чтение и анализ стихотворений. Обсуждение и комментирование.
II. Лекция учителя
Поэты-символисты ориентировались на особого читателя. Это не потребитель, а скорее, соучастник творчества, соавтор. Стихотворение должно было не только передавать мысли и чувства автора, но и будить в читателе его собственные мысли и чувства, обострять его восприятие, развивать интуицию, вызывать ассоциации. Поэты-симнолисты широко использовали мотивы и образы разных культур, художественные цитаты. Излюбленным источником художественных реминисценций служила греческая и римская мифология. Символисты не только обращались к готовым мифологическим сюжетам, но и творили собственные мифы — они считали это средством слить воедино жизнь и искусство. Это характерно для поэтики Вяч. Иванова, Андрея Белого (Б. Бугаева), раннего А. Блока, Ф. Сологуба (Ф. Тетерникова). «Последняя цель искусства — пересоздание жизни», — считал А. Белый. В искусстве упраздняется противоречие между идеальным и чувственным, между духом и вещью».
|
В 1900-е годы оформилось новое течение в рамках символизма. «Младосимволисты» вдохновлялись трудами Шеллинга, Ницше, философией В. Соловьева. Символизм для них был не просто литературной школой, а целостным мировоззрением, формой жизненного поведения, способом творческой перестройки жизни. Они понимали свое творчество и свою жизнь как элементы грандиозного художественного произведения, космического процесса. Значение, по мнению младосимволистов, имеет лишь то, что находится по ту сторону жизни. Реальный мир второстепенен, но несет в себе отпечатки вечных идей, вечных сущностей. Почувствовать, нащупать эти вечные сущности способен лишь поэт-теург, посвященный. Язык этой новой поэзии — язык символов. Вяч. Иванов писал: «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении. Он многолик, многомыслен и всегда темен в последней глубине».