Цели урока: показать приемы Куприна в изображении определенного колорита описываемой эпохи; обсудить возвышенные чувства главных героев и способы их изображения писателем с помощью определенных деталей — красок, звуков, ароматов, растений.
Методические приемы: лекция учителя, беседа.
Ход урока
I. Слово учителя
Рассказ Куприна «Суламифь» был опубликован в 1908 году в альманахе «Земля». Этот рассказ выходит из общего ряда произведений писателя о современном обществе и насущных проблемах жизни. В «Суламифи» Куприн обращается к древней легенде, описанной в библейских историях. В качестве источников для рассказа автор использовал древние книги, в частности Книгу Песни Песней Соломона, легенды о царе Соломоне, мифы о языческих богах и др.
Рассказ «Суламифь» опирается на библейский сюжет и представляет собой художественную стилизацию «Песни Песней». Именно на ней основан сам сюжет древней легенды об истории любви Соломона и Суламифи.
Куприн, работая над рассказом, всецело был увлечен необыкновенной силой библейского текста, сам переживал за своих героев. Не случайно во время создания «Суламифи» автор признавался своим друзьям: «... сцены в ней таковы, что я должен часто выбегать на улицу раздевшись и глотать снег для охлаждения и приведения себя в нормальное состояние».
Особый колорит придают произведению разнообразные заимствования из восточных легенд, описания древних традиций. Благодаря им Куприну удалось создать в рассказе необыкновенно яркий сказочный мир, наполненный красотой, радостью и любовью. Поэтому читатель испытывает особое волнение, окунаясь в этот мир с древними восточными ароматами, окунаясь в сюжет своеобразной поэмы в прозе, рассказывающей о необыкновенной взаимной любви.
|
II. Беседа
— Что вы можете сказать о композиции произведения, о его структуре?
(Произведение имеет несколько планов. В главах, посвященных историческим событиям, рассказывается о деяниях царя Соломона во время своего правления. Читая их, мы понимаем, какое расстояние отделяет времена Соломона от времен читателя рассказа. Главы, посвященные философии, дают возможность увидеть Соломона-мудреца, который постиг составление мира и действие стихий,...начало, конец и середину времени». Знакомясь с содержанием этих глав, становится ясно, что мудрость Соломона, его слово остались вечными и дошли до потомков. Соединяет прошедшее и вечную мудрость тема любви, интимная тема, описанная в остальных главах произведения. И несмотря на то, что эта любовь длилась всего семь дней и семь ночей (ведь именно столько времени провели вместе Соломон и Суламифь), она изображена неподвластной времени, она вечна, как вечно само человечество. Вот как пишет сам Куприн об этом не подверженном тлению чувстве: «...нежная и пламенная, преданная и прекрасная любовь, которая одна дороже богатства, славы и мудрости, которая дороже самой жизни, потому что даже жизнью она не дорожит и не боится смерти».)
— Определите основную тему, которой посвящено произведение Куприна.
(Это тема любви.)
— Расскажите, о чьей любви мы узнаем из рассказа Куприна? Что вы думаете об этом чувстве?
(В рассказе описана яркая и взаимная любовь царя Соломона и простой девушки из виноградника по имени Суламифь. Всесильный владыка не может устоять перед ее необыкновенным женским обаянием, перед ее ясным и чистым голосом.)
|
— На протяжении рассказа мы не раз встречаем описание Суламифи. С кем можно ее сравнить, какие ассоциации вызывает ее красота и любовь?
(В описании главной героини можно найти сходство с греческой богиней любви и красоты — Афродитой, которая, согласно мифу, родилась из морской пены. Не случайно мы находим в произведении Куприна такие строки: «И когда наступало утро, и тело Суламифи казалось пенно-розовым…» И еще: «Она вышла из бассейна свежая, холодная и благоухающая, покрытая дрожащими каплями воды».)
— Как воспринимается образ Суламифи благодаря сравнению с греческой богиней Афродитой
(Такое сравнение дает право считать главную героиню рассказа, эту молодую прекрасную рыжеволосую девушку, символом любви.)
— Вспомните признание. Соломона, обращенное к Суламифи.
(Из признания царя видно, как он очарован девушкой: «О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна!.. Ты прекрасна, как шатры Кидарские, как завесы в храме Соломоновом!»)
— Какими средствами передает Куприн необыкновенную певучесть библейской речи?
(Частые поэтические повторы, необыкновенная ритмика, изобилие эпитетов, сравнений — все это дает возможность читателю почувствовать в речи Соломона дыхание древнего Востока.)
— Какие еще средства использует Куприн для придания особого восточного колорита и для выражения идеи рассказа?
(Автор искусно передает экзотику окружающей природы, роскошь интерьеров дворца, пластику и грацию движений героев. Большое внимание в рассказе уделено звукам и ароматам, краскам и цветам.)
|
— Найдите в рассказе описание звуков и ароматов. Какую роль они играют?
(В рассказе можно встретить следующие выражения о звуках: «милый женский голос», «сладостная музыка», «простой и нежный мотив», «рев диких зверей». Что касается ароматов, то они на протяжении всего произведения как бы опьяняют читателя, дают ему возможность окунуться в атмосферу Востока. Среди ароматов мы встречаем благовонные масла», «ароматные курения», «аромат цветущего винограда», «смолистое дыхание», исходящее от кипарисов, «тонкий аромат резеды и вареного вина», «розовое масло», «благовонные снадобья».)
— Какие краски преобладают в описании убранства интерьера, внешности людей, природы?
(Золотые и красные оттенки: «золотые петли», «золотые гвозди», «пурпур, багряница и виссон, шитый золотом», «золотой песок», «красное дерево». Также присутствуют зеленый, серебряный, белый и голубого цвета.)
— Почему, по вашему мнению, Куприн использует яркие, глубокие и контрастные краски в своем рассказе?
(Чтобы изображаемый писателем мир воспринимался как радостный, солнечный и красочный.)
— Какие краски использует автор при описании царя Соломона? Почему?
(Красный, золотой, пурпурный и серебряный. Использование этих цветов связано с определенной символикой. Красный цвет это цвет силы и мужества, золотой — цвет богатства и величия, пурпурный — цвет достоинства и власти, серебряный — цвет мудрости.)
— Какие цвета использует автор при описании любви героев?
(Красный цвет — символ любви; серебряный — чистоты, невинности и радости; зеленый — радости, свободы, надежды; белый и голубой — символы нежности и любви героев.)
— Узнав так много о символике цвета, нетрудно догадаться, почему у Суламифи было украшение «из каких-то красных сухих ягод».
О чем вам напоминает эта деталь?
(Можно провести параллель между тремя героинями Куприна — Олесей, Верой Шеиной и Суламифью. Каждая из них так или иначе была связана с украшением, в котором присутствовал красный цвет — символ любви.)
III. Работа с текстом
1. Найти в тексте описание царя Соломона.
— Показать идеализированный образ царя, обратить внимание на его портрет.
— Зачитать описание глаз Соломона: «Глаза у царя были темны, как самый темный агат».
— Какие сравнения использует автор в описании характера и портрета царя Соломона?
2. Найти в тексте описание Суламифи.
Внешность и манера поведения главной героини дается в восприятии Соломона. Сначала он слышит «милый женский голос, ясный и чистый, как это росистое утро», потом описывает облик девушки. Прочитайте описание Суламифи со слов: «Невыразимо прекрасно ее смуглое и яркое лицо…»
IV. Итог урока
В чем заслуга Куприна — создателя рассказа «Суламифь»? Он описывает и прославляет светлое и радостное чувство, лишенное корысти и ревности. Его произведение — своеобразный гимн любви, молодости и красоте. Древняя библейская легенда воссоздана писателем, чтобы показать вечность, нетленность любви: любовь «бедной девушки из виноградника и великого царя никогда не пройдет, не забудется, потому что крепка, как смерть, любовь, потому что каждая женщина, которая любит, — царица, потому что любовь — прекрасна!
Безусловно, заслуга Куприна состоит в том, что он смог показать любовь так, как никто не изображал ее в литературе конца ХIX и начала ХХ века. Он показал это высокое чувство без страданий и темных инстинктов, связав его с неизбежной потребностью в творчестве. Не случайно в финале рассказа, после трагической развязки, мудрый царь испытывает поэтическое вдохновение и приступает к созданию своего бессмертного творения. Это творение — «Песнь песней» — и послужило спустя века основой для произведения Куприна.