III. Доработка сочинения




После обсуждения этапов работы над сочинением следует дать учащимся время, чтобы они доработали план сочинения, более тщательно подобрали материал к сочинению и т. д.

 

IV. Чтение и обсуждение сочинения-образца

Целесообразно прочитать на уроке написанное сочинение как образец. Это может быть сочинение ученика — выпускника школы или сочинение учителя.

Например, сочинение на тему: «Хочу поделиться мыслями о прочитанном рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет».

Если остается время, то целесообразно обсудить услышанное сочинение: определить жанр сочинения; выделить вступление, основную часть, заключение; сформулировать основную мысль сочинения; понять, как полно и логично она обоснована в сочинении; проанализировать, насколько удачен подбор материала (цитат, высказываний и пр.).

 

Домашнее задание

Написать сочинение на одну из предложенных тем.

 

Вариант уроков 10—11

Любовь в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

Цели урока: поговорить о великой и вечной духовной ценности человека — любви; показать, как писатель изображает влияние любви на человека; пробудить желание учащихся философствовать на тему любви, учиться отстаивать свое мнение, приводя веские аргументы из текста и из жизни; по возможности использовать при обсуждении темы и другие литературные произведения, а также музыку, в частности; Вторую сонату Бетховена.

Методические приемы: лекция учителя, беседа.

 

Ход урока

I. Слово учителя

Что такое любовь? На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать философы, художники, композиторы, писатели, поэты и обычные люди. Всегда не переставали прославлять это великое и вечное чувство человека. Вот как писал о любви еще в ХVII веке известный драматург Ж.-Б. Мольер:

 

В душе померк бы день, и тьма настала вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь.

Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,

А кто не знал любви, тот все равно,

Что не жил...

 

Сам же Куприн так говорил о любви: это чувство, «которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя».

(Учащимся можно предложить и другие высказывания о любви, а так же стихи поэтов разных времен. Весь этот материал записывается на доске или читается вслух. Наиболее понравившиеся высказывания о любви ученики могут записать в тетрадь, а затем обсудить в конце урока.)

Одним из примеров размышления о любви является стихотворение В. Рождественского:

 

Любовь, любовь — загадочное слово,

Кто мог бы до конца его понять?

Всегда во всем старо ты или ново,

Томленье духа ты иль благодать?

 

Невозвратимая себе утрата

Или обогащенье без конца?

Горячий день, какому нет заката

Иль ночь, опустошившая сердца?

 

А может быть, ты лишь напоминанье

О том, что всех нас неизбежно ждет?

С природою, с беспамятством слиянье

И вечный мировой круговорот?

 

Прежде чем непосредственно перейти к обсуждению произведения Куприна, к раскрытию его главных тем, к обсуждению характеров героев, проведем специальную викторину. Ее вопросы помогут вам вспомнить детали произведения, а ваши ответы покажут, насколько внимательно вы читали рассказ «Гранатовый браслет» и как хорошо вы помните его содержание и некоторые детали.

 

II. Вопросы для викторины

1. В какое время года происходит действие рассказа? (Осень, сентябрь.)

2. Где происходят события произведения? (Причерноморский город.)

3. Как зовут главную героиню? (Княгиня Вера Шеина.)

4. Фамилия княгини Шеиной до замужества? (Мирза-Булат-Тугановская.)

5. Кто был предок Веры Шеиной? (Тамерлан.)

6. Как зовут сестру Веры? (Анна Фриессе.)

7. Как зовут мужа княгини Веры? (Князь Василий Львович.)

8. Его должность? (Предводитель дворянства.)

9. Какого числа были именины княгини Веры Шеиной? (17 сентября.)

10. Что подарил ей муж? (Серьги из жемчужин грушевидной формы.)

11. Что подарила Вере сестра? (Записную книжку «в удивительном переплете».)

12. Как звали знаменитую пианистку, подругу Веры? (Женни Рейтер.)

13. Кто подарил браслет с гранатами? (Желтков.)

14. С чем сравнивает Вера густо-красные гранаты? («Точно кровь!»)

15. Кто такой Желтков? (Влюбленный в Веру, телеграфист.)

16. Как зовет Желткова его хозяйка? («пан Ежий».)

17. Настоящее имя Желткова? (Георгий.)

18. О ком Куприн писал: «... пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах...»? (О княгине Вере.)

19. Как звали мужа Анны, сестры Веры? (Густав Иванович.)

20. Чей это портрет? «Она была на полголовы ниже, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами... пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью...» (Анна.)

21. О ком пишет Куприн: «... очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти»? (О Желткове.)

22. Какая музыка звучит в произведении? (Вторая соната Бетховена.)

23. Чей это портрет? «Тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножия... У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах... какое свойственно мужественным и простым людям...» (Генерал Аносов.)

24. О ком автор пишет: «... обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала...»? (О Вере Шеиной.)

25. Кому принадлежат следующие слова? «А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано — «сильна, как смерть»?... такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость....Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться (Генералу Аносову.)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: