V. Доклад ученика (или сообщение учителя) об истории повести «Олеся» и ее связях с циклом И. С. Тургенева «Записки охотника»




Куприн всегда испытывал тягу к земле, к природе, воплощавшей для него представления о свободе, гармоничной жизни. В одном из интервью он говорил: «Я люблю Россию и привязан к ее земле. Мне и моим писаниям она дает силу. Я с радостью провожу время в простой русской деревне: поле, лес, мужики, хороводы, охота, рыбная ловля, простота, размах русской природы...»

Весной 1897 года писатель находился в Волынской губернии, в Полесье. Впечатления этой поездки послужили основой цикла рассказов. Кроме собственных наблюдений Куприна, в полесском цикле явно видно влияние Тургенева, в частности, его «Записок охотника».

Для обоих писателей характерно стремление к «естественному состоянию» личности: слияние с природой, тяга к духовной гармонии, отсутствие практицизма по отношению к природным богатствам, естественные отношения людей, основанные не на расчете, а на любви. И Тургенев, и Куприн сочувственно и внимательно относились к судьбам простых людей, изображали их в условиях притеснений, исторических испытаний, тяжелого труда. С этим связана и проблема взаимоотношений народа и интеллигенции.

Многие герои купринских произведений напоминают персонажей Тургенева, есть несомненная общность в изображении действительности, быта, нравов.

Оба писателя создали цикл рассказов о народной жизни. Однако принципы объединения рассказов разные: в «Записках охотника» они связаны общим героем-повествователем, у Куприна же несколько рассказчиков. Объединяет произведения писателей отношение к крестьянству, к проблеме человека и природы.

Герой «Записок охотника» Ермолай и герой «Олеси» Ярмола похожи. Прежде всего, созвучны их имена, вернее, Ярмола — просторечный вариант имени Ермолай. Оба обладают охотничьим даром, наблюдательны, понимают язык природы. Оба чувствуют свое превосходство над барином-охотником. Если Тургенев относится к недостаткам Ермолая с юмором (тот равнодушен к повседневному сельскому труду), то Куприн изображает своего Ярмолу критически: невежественным, тёмным, склонным к предрассудкам. Когда охотник узнает о знакомстве «паныча» с «ведьмакой» Мануйлихой, он отворачивается от Ивана Тимофеевича:

«Его черные глаза следили за мной издали с упреком и неудовольствием каждый раз, когда я собирался идти в лес, хотя порицания своего он не высказал ни одним словом».

Куприн подчеркивает связь Ярмолы с другими полесскими мужиками, привыкшими к своему рабскому положению: «Они глядели на меня с удивлением, отказывались понимать самые простые вопросы и все порывались целовать у меня руки, а иные так прямо падали в ноги и изо всех сил стремились облизывать мои сапоги». Для Куприна принадлежность к крестьянскому сословию, к «простой» жизни вовсе не означает внутреннюю раскрепощенность, близость к природе, к естественности. Предрассудки, угнетенное положение, тяжелая жизнь крестьян не дают развиться их светлым началам.

Куприн описывает жестокость, невежество, пьянство с явным осуждением. Повествовательный тон Тургенева более спокоен, объективен, отстранен, невозмутим. Он старается показать неординарность натуры крестьян, их природную одаренность. Эта разница во многом объясняется тем, что Тургенев был, по существу, первооткрывателем крестьянской темы, его задачей было представить крестьян людьми, порой не уступающими «господам» по своим душевным качествам, а в чем-то и превосходящими их.

Общность писателей проявляется наиболее значительно в изображении природы, в понимании ее роли в жизни человека. Идеал Куприна — нераздельное слияние человека с вечно прекрасным земным миром. Пейзажная живопись Тургенева, ценная сама по себе, часто служит для передачи душевных состояний. У Куприна образ природы наделен разнообразными функциями.

 

Домашнее задание

1. Перечитать повесть Куприна «Поединок».

2. Ответить на вопросы:

— В чем смысл названия повести?

— Какие темы затрагивает писатель?

 

Урок 8. Изображение кризиса армии

Как кризиса русской жизни в повести А. И. Куприна «Поединок»

Цель урока: показать значение повести Куприна для осознания обществом кризиса всей русской жизни; гуманистический, антивоенный пафос повести.

Методические приемы: аналитическая беседа, комментированное чтение.

 

Ход урока

I. Слово учителя

Повесть «Поединок» вышла в мае 1905 года, в дни разгрома русского флота при Цусиме. Изображение отсталой, небоеспособной армии, разложившихся офицеров, забитых солдат имело важный общественно-политический смысл: это был ответ на вопрос о причинах дальневосточной катастрофы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: