Аллегорическая повесть «чума» (1947)




Под чумой понимается фашизм. Вместе с фашизмом любая опасность, которой может быть подвергнуто человечество.

Действие начинается с того, что утром 16 апреля 194* года из канализационных труб алжирского города орана вылезают чумные…

1) Священник –иезуит отец Панлу считает, что чума в наказание богом за грехи и средство сапсения – вера…

2) Спасение человека слишком важное для меня слово, я не захожу так далеко. Меня интересует его здоровье, в первую очередь здоровье «, - горит Рьею Рье считает, чтоего долг хотя бы оградить от чумы немногих.

3) Журналист Раймон Рамбер и сын прокурора Тару помогают санитарным дружинам сражаться против болезни и смерти.

 

….. абстрактный символический пласт, который позволяет трактовать чуму как притчу о человеческом существовании. Камю приходит к выводу «Есть больше освнование восхищаться людьми, чем призирать их».

 

 

ЛЕКЦИЯ 7

ПОСТМОДЕРНИЗМ

- широкое общественное течение в различных областях культуры-фтлдософии, литературе, музыке, живописи, архитектуре.

Возник в 6-е годы в эпоху культурного кризиса в США как результат глубокого разочарования в идеологии исторического прогресса, сформулированной французскими просветителями 18 века.

Применительно к литературе термин «постмодернизм» впервые употребил американский учёный Ихаб Хасан в 1971г. (Родиной постмодернизма также считают США).

Существует 2 взгляда на постмодернизм:

1- явление историческое, появилось лишь в середине 20 века из-за кризиса культуры и цивилизации;

2- то, что такое явление возникает в любой кризисной эпохе (возможность преодоления кризиса).

Философия постмодернизма

Самыми влиятельными писателями-посмодернистами признают Умберто Эко, Уильяма Гибсона, Джона Фаулза, Милорда Павича.

 

Черты постмодернизма:

1- интертекстуальност ь – игра чужими словами. Главный приём – цитатность. Интертекстуальность введена в 1867 году теоретиком Юлией Кристевой, для обозначения общего свойства текстов связанных между собой (явно или неявно) через цитату. Теперь перед нами произведение не законченное, не обладающее смысловым единством, не принадлежащее одному автору.

2- Пародирование, иронизирование, переосмысление культуры прошлого. Характерная примета – самопародирование, при помощи которого, писатель-постмодернист, предлагает нам имитацию романа (текста), имитацию автора и пародию на самого себя.

3- Многоуровневая система организации текста. Данная категория тесно связана с интертекстуальностью и связана с таким понятием, как «самоцитирование» (стилистические и сюжетные повторы, «переклички» внутри творчества одного автора, кочующие символы, образы, диалоги).

4- Принцип игры, принцип читательского сотворчества. В постмодернизме эта идея нашла развитие в аллюзиях на что угодно, каламбурах, шутливых этимологий. Читатель втянут в процесс игры: он догадывается, домысливает, находит второй, третий т.д. смысл.

5- Жанровый и стилевой синкретизм (соединение нерасчленённость различных видов культурного творчества) например: «Имя розы» определяется как философский роман, исторический роман и детективный роман, соответственно жанрам автор будет использовать те стили
, что приводят к неоднородности текста. Следует отметить, что в текстах достаточно часто используют мотивы, приёмы, заимствованные из различных эпох, регионов, стилей и направлений (классицизм, барокко).

6- Неопределённость, культ неясность, ошибок, пропусков, фрагментарность и принцип монтажа (принцип ризомы). Форма корневища без чётко выраженного центра(сюжета). Ризома характеризуется неожиданностью и нелинейностью = своеобразный лабиринт.

7- Театральность, работа на публику, использование приёма «двойного кодирования». Литература постмодерна через тему и технику привлекательна для широкого круга читателей, с другой стороны пародийным осмысление иронической трактовкой сюжета, будет интересна искушённой публике.

8- Явление «авторской маски» и «смерть автора». Данные способы позволяют разрушить традиционные повествовательные связи автора и героя. Маска автора – принцип игровой реализации образа автора, предполагающая его введения в текст в качестве завуалированного автора персонажа. Которые колеблется между позицией гения-клоуна, от лица которого ведётся повествование.

 

Из поэтики постмодернизма

- ОКСЮМОРОН - сочетание несочетаемого

- Аллюзия – прямая отсылка к известному литературному высказыванию или факту

- Ременисценция – косвенная отсылка к другому тексту, напоминание о другом худ произведении, факту культ жизни.

- Цитата – включение автором в собственный текст.

 

 

Милорад Павия 1929-2009

Сербский прозаик, поэт и литературовед. В 1947 году вышла сербская вариация на тему поэмы Александа Пушкина «Полтава», которая сделала Павича известным в Сербии поэтом.

Известность Павичу-прозаику принёс роман «Хазарский словарь» 1984. «Ящик для письменных принадлежностей» - организован по принципу гипертекста. Издан огромным тиражом, но одна из глав не издавалась никогда, её можно прочитать только в интернете.

«Хазарский словарь» 1983 (ХС) действительно словарь в центре которого обсуждение главного вопроса так называемой хазарской полемики конца 9 века и сон, который приснился герою, что народу необходимо принять новую веру. Он посылает за представителям трёх религий: христианство, ислам, иудаизм.. В результате три книги – красная, зелёная, желтая. ХС построен как гипертекст, в нём разработана система отсылок а в предисловии автор указывает. Что титатель может читать книгу как угодно, но это лишь постмодернистический вызов читателю, т.к. ХС – сложнейшая выверенная композиция и её следует читать как обычную книгу.

Форма словаря. Мотив. История - есть фикция, вымысел, поскольку построен на документах, которые можно сфальсифицировать.

 

В центре повествования три среза времени и три центральных события:

1) конец 9 века – хазарская полемика;

2) 17 век – история кира Авраама Бранковича и его смерти;

3) 20 век. – события царьградской конференции о хазарах в 1982 г. Связанные с убийством последних свидетелей, составителей и реконструкторов «Хазарского словаря».

 

Павич называет истории, которые описаны «бред во сне».

Уникальность этого словаря – серьёзность стиля, отсутствие иронии, которые позволяют говорить не только о квинтентэссенции посмодернизма, но и об альтернативе ему. В этом смысле Милорад Павич безусловно….

 

УМБЕРТО ЭКО 1932

- итальянский филолог, философ, культуролог, писатель. Автор сборников эссе «Путешествия в гиперреальность» 1986, романы «Имя розы» 1980, «Маятник Фуко» 1988 и др. Автор книг «Эстетическая проблематика у Фомы Аквинского» 1956.

Умберто эко в заметках подчёркивает необходимость объективного изображения действительности. Ибо литература признана сотворить у читателя того, кто готов играть в игру с автором.

У.Эко в «Заметках…» подчёркивает необходимость объективного изображения действительности.

1 -Главный герой напоминает Шерлока Холмса с его детективным методом, но расследуя таинственные события, везде терпит поражения, он или приходит слишком поздно или что-то ещё, что мешает ему убедиться в правоте.

2- исторический. Его персонажи, вроде Вильгельма, должны были говорит, думать именно то, что делали и говорили.

3- философский роман, предназначение человека, сущность бытия, проблемы добра и зла, любви, морали и т.д.

«Мой роман - в сущности история лабиринтов»

С самого начала автор вступает в игру с читателем и текстом, ибо уже первая глава имеет выразительное название «Рукопись» подробно и на полном серьёзе Умберто эко рассказывает, как к нему попала рукопись монаха 14 века. Размышляет автор и о проблемах перевода, продолжая игру в примечаниях автора, даёт хронологические уточнения, разбивку дня по литургическим часам принятую в монастырях. ИГРА С ЧУЖИМ ТЕКСТОМ.

Вильгельм выполняет в романе 2 миссии. 1) расследует убийство; 2) принадлежит ордену франц., который был втянут в спор с …. О бедности и богатстве Иисуса Христа.

НАЗВАНИЕ РОМАНА

В «заметках на полях» «Имени розы» У.Эко пишет, что хотел назвать книгу «Аббатство преступлений», но такое заглавие настраивало читателей на детективный сюжет и сбило бы с толку тех, кого интересует только интрига»

 

ПАТРИК ЗЮСКИНД 1949

Пьеса «Контрабас» 1980, роман «Парфюмер. История одного убийцы» или «Аромат» - (ещё одни перевод) 1985, рассказ «Голубь» 1987, эссе «История о господине Зоммере» 1991, «Завещание мэтра Мюссара» 1976, «Литературная амнезия» 1986.

Роман Зюскинда можно назвать первым постмодернистским романом, прощанием с модернизмом и культом гения. Роман является элегантно замаскированным путешествиям по истории литературы, автора интересует проблема творчества, творческой индивидуальность, культ гения. В романе нашли отображение огромное кол-во произведений немецких, французских и английских писателей о гениальности. По жанру мы можем отнести «Парфюмера» к детективному и историческому роману.

Повествование нацелено на широкий спектр интересов читателей: высоколитературный язык, стилистическая виртуозность, ироническая игра с читателем, вместе с тем описание частных сфер жизни и мрачных картин преступления.

 

Греной

 

 

1. Отсутствие образования, 2. Отсутствие любовных, дружеских 3. Изолированность 4. отсутствие

которое сводится к и семейных отношений всяких

Запоминания запахов Чувств.

 

5. отвращение к людям 6. люди полюбили его = маску из аромата

 

В романе существует образ гения, который объединил многих исторических личностей в единое целое. Прежде всего - Бога и Гитлера.

 

Формирование болезни гения:

1. Физический недостаток.

2. Всегда остаётся ребёнком. Он родился, жил и умер вопреки законам природы.

3. Уникальный дар – обоняние, при этом слабоумие. Только к 4 годам он научился говорить самые элементарные фразы.

4. Тяга к безумию, не принимает норм общественной жизни.

5. Изгнанник общества, который живёт в воображаемом мире – что превращается постепенно в аутизм.

6. Герою требуется автомномность, независимость, т.к. этого требует эгоцентризм гения.

 

Роман сочетает в себе все черты писателей от романтизма до модернизма, параллельность развития главного героя. Роман – тчательно выстроенная система координат для читателей, это и диалог-игра с литературной традицией, а так же игра с читателем у которого есть литературный багаж. Роман позволяет читателю подвергать текст бусконечным интерпритациям, находить всё новые и новые аллюзии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: