Роман «Колыбель для кошки»




Утопия

Утопическое мышление особенного характерно для писателей революционного склада, в центре внимания которых всегда находится поиск новой модели общества, государства. Антиутопические произведения, как правило, выходят из-под пера авторов, для которых объектом художественного исследования стала человеческая душа, непредсказуемая, неповторимая. Такие произведения зачастую полемически направлены против утопий.

Фантастический мир будущего, который изобр в антиутопии своей рациональной выверенностью напоминает мир утопии. Но выведенный в утопических сочинениях в кач. Идеала, антиутопии он предстаёт, как глубоко трагический.

Если автор утопии не берёт … (в таких произведениях жизнь идеальной страны, дана с точки зрения постороннего наблюдателя и хар-ры людей населяющих такую страну не разработаны.)

Антиутопия изображает мир изнутри с позиции отдельного человека живущего в нём. В этом человеке превращённый винтик огромного гос механизма и пробуждается в опред момент естественные человеческие чувства, не совместимые с породившей его соц системой, построенной на запретах, ограничениях, на подчинении частного интересом государства.

 

Антиутопия обнажает несовместимость утопических проектов с интересами отдельной личности, доводит до абсурда противоречия, заложенные в утопии, отчётливо демонстрируя, как равенство оборачивается уравниловкой, разумное гос устройство – насильственной регламентацией человеческого поведения, технический прогресс – превращением человека в механизм.

Задача утопии состоит прежде всего из того, чтобы указать миру путь к совершенству, а антиутопии предупредить мир обо опасностях, которые ждут его на пути.

 

Негативная утопия ХХ века с начала своего возникновения была окрашена в трагические тона. Этому способстовало:

1) возрастание научно-технического прогресса и связанной с ним проблемы дегуманизации личности.

2) До предела обострившиеся соц-полит противоречия ХХв. Всё это привело к тому, что 2—40е гг. нагего столетия стали эрой негативной.

Олдос Леонард Хаксли (1894-1963) Интеллектуальные романы «» Жётлый Кром»» 1921, «Шутовский хоровод» (1923). Антиутопии «Одивный новый мир» 1932, «Обезьяна и сущность» 1948 – сатира на тоталитаризм.

Основную идею Хаксли … расово-научное мировоззрение. По мысли Хаксли, научно-технический процесс приводит к деградации личности, к прапанации искусства, к полной атрофеи чувств.

«О дивный новый мир» создавалсмя Хаксли в полемике с:

1) литературными утопиями технократического толка;

2) широким внедрением автоматизации и стандартизации в жизнь современного ему западного общества.

 

Характеристика романа:

1) Общество, которое нарисовал Хаксли замкнуто в себе как социальные структуры. Эти миры выключены из исторического движения и локализованы в пространстве (обе черты присущи совершенным обществам в позитивной утопии).

2) Автор-антиутопист восстаёт против совершенного общества, которое в силу своей завершенности, самодостаточности становится тормозом поступательного развития человечества.

3) Характерной чертой Единого и Мирового государства является мифологизация соц. Сознания, подмена разума верой, ярким проявлением чего является обожествление Главноуправителей и Хаксли.

4) Сюжетная линия романа отличатется математической точностью и завершённостью. Начинается показ человеческого общества с инкубатория и воспитательного центра, где автор в ярких объёмных картинах даёт представление о повседневной жизни героев, после чего даёт картину запредельного мира, мира резервации. Столкновение этих двух миров и сост основу этих двух миров, сюжета.

5) Хаксли строит свой роман как художественно – филосовское осмысление возможности реализации утопических проектов. Сатирическое описание социальных структур, которые претендуют на совершенство, без художественного их положения представляли бы собой бледную иллюстрацию нежизнеспособности тех или иных тоталитарных режимов.

В романе «О Дивный мир» у Хаксли основной конфликт носит тройственный характер:

1) конфликт Дикаря с окружающим, шокирующим его миром (социальный);

2) конфликт с Линайной (любовный);

3) конфликт с Мустафой Мондом (идейный).

Итоги творчества Хаксли.

1. Хаксли продолжил многовековую утопическую традицию в ХХ веке. Усилиями авторов антиутоп. Корректив, существовавший параллельно с позитивной утопией (Аристофан, Гоббс, Свифт, Вольтер, Киплинг, Чапек) получает законченный, сформировавшийся вид.

2. Дивный новый мир воплотил основные черты негативной утопии, которые стали традиционными:

- в негативной утопии изображается традиционно совершенное общество, в котором автор на современном материале реализует основные положения позитивной утопии, придавая им законченный абсурдный вид.

- вместо традиционно конфликта произведения (мечта и действитьельность) на первое место выдвигается конфликт личностей и системы.

- основной конфликт реализуется в произведениях на примере ряда отдельных конфликтов героев Системой Гельголмц (свобода творчества), Дикарь (свобода выбора), Линайна (болезнь любви), Бернард (комплекс неполноценности из-за нестандартной внешности).

- главное место в романе Хаксли занимает проблема счастья и свободы человеческой личности: реализация идеала счастлиывой, обеспеченной жизни на практике оказывается…...

Джордж Оруэлл

(Артур Блэр- псевдоним) 1903 – 1950гг.

Скотный двор: Сказка, «Памяти Каталонии.»

Эссе: «Почему я пишу», «Англичане»

Тоталитаризм в романе Оруэлла 1984 предстаёт как законченная система, охватывающая все стороны человеческого бытия. Писателю удалось собрать воедино все, даже самые незначительные. Негативные штрихи предшествующих, настоящих и возможных образцов режимов человечества. Автор перед собой поставил задачу разоблачения тоталитаризма, что определило компазию и повлияло на образную систему.

Характеристика романа:

1. Произведение состоит из трёх частей, каждая из которых является этапом становления и развития главного героя.

2. Герой Подаётся не столько в динамике действий или событий, сколько в развитии собственного «я», обретении оригинального взгяда(рокового для героя) на происходящее, приведшего героя к конфликту с обществом.

Оруэлл строит роман как историю зарождения, жизни и гибели Человека и Личности. Этим этапам соотвествуют три главы романа.

- первая вводит нас в мир одиночества и беспросветности сещ. Человека в мире тотальной власти гос. Над гражданами.

- вторая посвящена описанию любви главного героя……

 

Сюжетное построение романа

 

Сюжет раскрывается не как система событий, сост сожержание действия, а как история возникновения развития становления и гибели характера главного героя, переданная в конкретных событиях. Повествование имеет скакчообразный характер. Автор не даёт целостной последовательной картины жизни героя, он рисует только важные моменты жизни.

 

Конфликт в романе

1. Внешний конфликт определяется противоправными поступками героя

2. Внутренний определяется преступными мыслями героя.

 

Система образов.

Герои Оурела Воспринимаются как живые, несмотря на фантастических мир в котором живут, читатель им сопережи вает, жалеет или ненавидит. Главнй герой – идейный центр, вокруг которого формируется сложная разнообразная система образов, которая призвана дать исчерпывающую характеристику внутреннего мира тоталитарного государства насилия.

 

Лекция

Новаторская… романа

Новаторский характер романа «1984» в трактовке традиционных утопических проблем проявляется в:

А) создании теории свертоталитарного общества

Б) разработке особой философии власти в ХХ в.

В) вербальном воссоздании особого языка тоталитарного общества – Новояза;

Г) в придании политическим проблемам художественного звучания;

Д) создании особого типа художественности: исконно существование в утопических произведениях публицистическое, фантастическое и реалистическое начало в романе «1984» соединяются в некоем синтезе, отразивший новый этап в развитии жанра.

 

Курт Воннегут 1922 – 2007

Романы: «Механическое пианино» 1952, «Сирены титана» 1959, «Балаган» 1976, «вечный узник» 1979, сборник эссе «Вербное воскресенье» 1981.

Романы Воннегута

По форме все романы Воннегута представляют собой коллаж, и «Колыбель для кошки» не является исключением, - события, описания, размышления сменяют друг друга как в калейдоскопе. Данная форма подачи материала предусматривает напряжённое участие читателя в создании текста.

 

Роман «Колыбель для кошки»

Фрагменты из жизни одного или разных персонажей оказывается внешне никак не связанными друг с другом. Они производят впечатление отдельных завершённых текстов.

Предельно язвительно изображение учёных наводит на мысль о фантастических космических пришельцах, намеренно ведущих землян к самоуничтожению.

Воннегут подробнейшим образом на всех уровнях повествования, обосновывает невозможность классической формы. Он ставит своей целью создать анти искусство, антисистему, выработать новый способ говорении об абсурдности, реальности. «Колыбель для кошки» представляет собой своего рода мозаику, состоит из разделённых пробелами эпизодах, за частую приведённых не в той последовательности, в которой они происходили. Фрагменты из жизни одного или разных персонажей оказывается внешне никак не связанными друг с другом. С каждого нового отрывка, можно начинать новый роман. Следует также отметить пространственно временную узнаваемость, что знаменует собой переход от утопического изображения идеального государства, к воссозданию реалии современности, сатирически гиперболезированных и приобревших обобщающий характер.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: