VII. Анализ стихотворений




1. Слово учителя

В. Брюсов в статье «Игорь Северянин» (1915), отметив «мучительную пошлость» и «отсутствие знаний», писал: «Это — лирик, тонко воспринимающий природу и весь мир... Это — истинный поэт, глубоко переживающий жизнь и своими ритмами заставляющий читателя страдать и радоваться вместе с собой. Это — ироник, остро подмечающий вокруг себя смешное и низкое и клеймящий это в меткой сатире. Это — художник, которому открылись тайны стиха...».

 

2. Чтение и анализ стихотворения «Янтарная элегия »

Попробуем подтвердить или опровергнуть высказывание В. Брюсова. Стихотворению 1911 года «Янтарная элегия» предпослан эпиграф из Пушкина: «Деревня, где скучал Евгений, / Была прелестный уголок».

 

Вы помните прелестный уголок —

Осенний парк в цвету янтарно-алом:

И мрамор урн, поставленных бокалом

На перекрестке палевых дорог?

 

Вы помните студеное стекло

Зеленых струй форелевой речонки:

Вы помните комичные опенки

Под кедрами, склонившими чело?

 

Вы помните над речкою шале,

Как я назвал трехкомнатную дачу,

Где плакал я от счастья, и заплачу

Еще не раз о ласке и тепле?

 

Вы помните... О да! Забыть нельзя

Того, что даже нечего и помнить...

Мне хочется Вас грезами исполнить

И попроситься робко к Вам в друзья...

 

Изощренное зрение поэта проявляется в необычной и образной цветописи: «янтарно-алый» цвет осени, «палевые» дороги, «студеное стекло зеленых струй» речонки — это, скорее, не цвета, а оттенки. Слово «янтарный» имеет и другой смысл, косвенно указывающий место действия — берега Балтики. Жанр элегии подразумевает печальные мотивы, но они у Северянина соединены с грустной иронией, дают почувствовать личность поэта, всегда подтрунивающего над всем, в том числе и над собой. Иронию Пушкина Северянин подхватывает уже в первой строчке; опенки «комичные», потому что такими их увидел поэт; «шикарное» на «шале» обозначает, оказывается, маленькую дачу. В последней строфе ирония исчезает, остается чувство, невыразимое словами; образ героини можно только «грезами исполнить», И — беззащитность любящего чело века в последней строке: «попроситься робко к Вам в друзья». Отметим значение анафоры (единоначатия): в последней строфе она обрывает счастливые воспоминания.

 

3. Чтение и анализ стихотворения «Классические розы»

Одному из самых известных стихотворений Игоря Северянина — «Классические розы» (1925) предпослан эпиграф из Мятлева (1843):

 

Как хороши, как свежи были розы

В моем саду! Как взор прельщали мой!

Как я молил весенние морозы

Не трогать их холодною рукой!

 

Читаем и комментируем стихотворение «Классические розы». Стихотворение Северянина является реминисценцией, отзвуком, перекличкой с ХIХ веком, проникнуто ностальгическим чувством. Отталкиваясь от конкретного образа, созданного Мятлевым, Северянин развивает, обогащает его, делает глубоким и придает символическое значение. В каждой строфе рефренная строка «Как хороши, как свежи были розы» приобретает новый смысл. Последние две строки этого стихотворения выбиты на мраморной плите на могиле Игоря-Северянина на русском кладбище в Таллине:

 

В те времена, когда роились грезы

В сердцах людей, прозрачны и ясны,

Как хороши, как свежи были розы

Моей любви, и славы, и весны!

 

Прошли лета, и всюду льются слезы...

Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране...

Как хороши, как свежи ныне розы

Воспоминаний о минувшем дне!

 

Но дни идут — уже стихают грозы.

Вернуться в дом Россия ищет троп.

Как хороши, как свежи будут розы,

Моей страной мне брошенные в гроб!

 

Тема утраченной родины, элегические и даже трагические мотивы, настроение безысходности, искреннее чувство — это тоже Игорь Северянин. А как же роль «гения», стоящего над толпой?

«Трагедию жизни» ирония может превратить в «грезофарс», и возникают «качалка грезэрки», «мороженое из сирени», «шампанский полонез», «ананасы в шампанском». Но сколько можно метать бисер перед свиньями? В стихотворении «В блесткой тьме» поэт поступает почти как Маяковский:

 

Каждая строчка — пощечина.

Голос мой — сплошь издевательство.

Рифмы слагаются в кукиши.

Кажет язык ассонанс.

Я презираю вас пламенно, тусклые ваши сиятельства,

И, презирая, рассчитываю на мировой резонанс!

 

Так стремление выразить настроение, нерв, музыку эпохи, презрение к пошлости, поиски новых путей в искусстве объединили творческие индивидуальности в яркие созвездия поэзии Серебряного века.

 

VIII. Задания по творчеству И. Северянина

Вариант 1

1. Назовите настоящую фамилию Игоря Северянина.

2. Как вы относитесь к обвинениям И. Северянина в эгоцентризме, пошлости, самолюбовании? Ответ обоснуйте.

3. Назовите некоторые неологизмы И. Северянина. По какому принципу они созданы?

4. Перечислите характерные черты первых поэтических сборников И. Северянина. Какую программу поэта представляли сборники 1910-х годов?

 

Вариант 2

1. Какие известные литераторы были в роду Игоря Северянина?

2. Назовите основные признаки поэтической манеры И. Северянина. В чем сходство И. Северянина с футуристами?

3. Вспомните лозунги «эгофутуризма» и прокомментируйте их.

4. Объясните смысл понятия «самостоятельность» к поэзии И. Северянина.

 

Домашнее задание

Подготовиться к сочинению по Серебряному веку русской поэзии.

 

Уроки 24—25. Сочинение

 

Темы сочинений:

1. Поиски и находки поэтов Серебряного века.

2. Образ города в поэзии Серебряного века.

3. Противоречия эпохи в поэзии Серебряного века

4. Об одном стихотворении Серебряного века.

5. Мой любимый поэт Серебряного века

 

Примерный развернутый план сочинения по теме:

«Поиски и находки поэтов Серебряного века»

 

I. Введение

Суть метафоры «серебряный век». Традиции, преемственность, связь с «золотым веком» русской поэзии. Активность литературной жизни. Временные рамки Серебряного века. Основные литературные направления.

 

II. Основная часть

1. Истоки и задачи символизма:

— французский символизм, философия В. С. Соловьева;

— задача возрождения литературы, постижения мирового единства через символы.

а) Поиски «старших символистов»:

— символизм как литературная школа;

— «создания искусства — приотворенные двери в вечность» Брюсов;

— формальное экспериментирование, музыкальные композиционные приемы в поэзии (примеры — Бальмонт и др.);

— активное использование мифологических образов в поэзии;

— установка на самоценность, автономность искусства («искусство для искусства»);

— религиозно-философские поиски «старших символистов» (Мережковский, Гиппиус);

— декадентство и символизм.

б) Символизм как целостное мировоззрение, способ творческой перестройки жизни для «младосимволистов»:

— установка на сотворчество читателя;

— мифотворчество;

— пессимистическая мифология Ф. Сологуба;

— мистические идеалы и вера в обновление мира (А. Белый);

— раннее творчество А. Блока: образ «Вечной Женственности»;

— открытие многозначности слова;

— музыкальность поэзии;

— новое содержание искусства как объединяющего людей начала.

2. Истоки акмеизма (символизм). Противостояние акмеизма символизму. «Цех поэтов»:

— отношение к поэзии как к мастерству;

— утверждение красоты жизни в ее конкретно-чувственных проявлениях, возрождение традиций «золотого века» русской поэзии»;

— романтические мотивы, географическая и историческая экзотика в творчестве Н. Гумилева;

— новое содержание предметного мира и значение бытовой детали в раннем творчестве А. Ахматовой;

— возвращение ценностей и красоты реального мира в поэзии акмеистов.

3. Футуризм как выражение стремления к будущему:

— декларации футуристов («Пощечина общественному вкусу»);

— пафос отрицания «старого искусства», утверждение «нового искусства», призванного преобразить мир;

— установка на обновление поэтического языка, активное словотворчество, новые композиционные и графические эффекты в поэзии (В. Каменский, В. Хлебников, В. Маяковский), отношение к слову как к конструктивному материалу;

— эстетическое бунтарство футуристов как реакция на стремительно меняющийся мир;

— новые функции искусства как выражения творчества масс;

— смелые эксперименты футуристов. Борьба со стереотипами в «эгофутуризме» И. Северянина.

 

III. Заключение

Заслуги поэзии Серебряного века: выражение настроения эпохи, поиски новых путей в искусстве, разнообразие творческих индивидуальностей, привлечение читателя к сотворчеству. Развитие традиций поэтов Серебряного века в современной поэзии.

 

Вариант уроков 24—25 (I).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: