1. Слово учителя
В. Брюсов в статье «Игорь Северянин» (1915), отметив «мучительную пошлость» и «отсутствие знаний», писал: «Это — лирик, тонко воспринимающий природу и весь мир... Это — истинный поэт, глубоко переживающий жизнь и своими ритмами заставляющий читателя страдать и радоваться вместе с собой. Это — ироник, остро подмечающий вокруг себя смешное и низкое и клеймящий это в меткой сатире. Это — художник, которому открылись тайны стиха...».
2. Чтение и анализ стихотворения «Янтарная элегия »
Попробуем подтвердить или опровергнуть высказывание В. Брюсова. Стихотворению 1911 года «Янтарная элегия» предпослан эпиграф из Пушкина: «Деревня, где скучал Евгений, / Была прелестный уголок».
Вы помните прелестный уголок —
Осенний парк в цвету янтарно-алом:
И мрамор урн, поставленных бокалом
На перекрестке палевых дорог?
Вы помните студеное стекло
Зеленых струй форелевой речонки:
Вы помните комичные опенки
Под кедрами, склонившими чело?
Вы помните над речкою шале,
Как я назвал трехкомнатную дачу,
Где плакал я от счастья, и заплачу
Еще не раз о ласке и тепле?
Вы помните... О да! Забыть нельзя
Того, что даже нечего и помнить...
Мне хочется Вас грезами исполнить
И попроситься робко к Вам в друзья...
Изощренное зрение поэта проявляется в необычной и образной цветописи: «янтарно-алый» цвет осени, «палевые» дороги, «студеное стекло зеленых струй» речонки — это, скорее, не цвета, а оттенки. Слово «янтарный» имеет и другой смысл, косвенно указывающий место действия — берега Балтики. Жанр элегии подразумевает печальные мотивы, но они у Северянина соединены с грустной иронией, дают почувствовать личность поэта, всегда подтрунивающего над всем, в том числе и над собой. Иронию Пушкина Северянин подхватывает уже в первой строчке; опенки «комичные», потому что такими их увидел поэт; «шикарное» на «шале» обозначает, оказывается, маленькую дачу. В последней строфе ирония исчезает, остается чувство, невыразимое словами; образ героини можно только «грезами исполнить», И — беззащитность любящего чело века в последней строке: «попроситься робко к Вам в друзья». Отметим значение анафоры (единоначатия): в последней строфе она обрывает счастливые воспоминания.
|
3. Чтение и анализ стихотворения «Классические розы»
Одному из самых известных стихотворений Игоря Северянина — «Классические розы» (1925) предпослан эпиграф из Мятлева (1843):
Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!
Читаем и комментируем стихотворение «Классические розы». Стихотворение Северянина является реминисценцией, отзвуком, перекличкой с ХIХ веком, проникнуто ностальгическим чувством. Отталкиваясь от конкретного образа, созданного Мятлевым, Северянин развивает, обогащает его, делает глубоким и придает символическое значение. В каждой строфе рефренная строка «Как хороши, как свежи были розы» приобретает новый смысл. Последние две строки этого стихотворения выбиты на мраморной плите на могиле Игоря-Северянина на русском кладбище в Таллине:
В те времена, когда роились грезы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!
|
Прошли лета, и всюду льются слезы...
Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране...
Как хороши, как свежи ныне розы
Воспоминаний о минувшем дне!
Но дни идут — уже стихают грозы.
Вернуться в дом Россия ищет троп.
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!
Тема утраченной родины, элегические и даже трагические мотивы, настроение безысходности, искреннее чувство — это тоже Игорь Северянин. А как же роль «гения», стоящего над толпой?
«Трагедию жизни» ирония может превратить в «грезофарс», и возникают «качалка грезэрки», «мороженое из сирени», «шампанский полонез», «ананасы в шампанском». Но сколько можно метать бисер перед свиньями? В стихотворении «В блесткой тьме» поэт поступает почти как Маяковский:
Каждая строчка — пощечина.
Голос мой — сплошь издевательство.
Рифмы слагаются в кукиши.
Кажет язык ассонанс.
Я презираю вас пламенно, тусклые ваши сиятельства,
И, презирая, рассчитываю на мировой резонанс!
Так стремление выразить настроение, нерв, музыку эпохи, презрение к пошлости, поиски новых путей в искусстве объединили творческие индивидуальности в яркие созвездия поэзии Серебряного века.
VIII. Задания по творчеству И. Северянина
Вариант 1
1. Назовите настоящую фамилию Игоря Северянина.
2. Как вы относитесь к обвинениям И. Северянина в эгоцентризме, пошлости, самолюбовании? Ответ обоснуйте.
3. Назовите некоторые неологизмы И. Северянина. По какому принципу они созданы?
4. Перечислите характерные черты первых поэтических сборников И. Северянина. Какую программу поэта представляли сборники 1910-х годов?
|
Вариант 2
1. Какие известные литераторы были в роду Игоря Северянина?
2. Назовите основные признаки поэтической манеры И. Северянина. В чем сходство И. Северянина с футуристами?
3. Вспомните лозунги «эгофутуризма» и прокомментируйте их.
4. Объясните смысл понятия «самостоятельность» к поэзии И. Северянина.
Домашнее задание
Подготовиться к сочинению по Серебряному веку русской поэзии.
Уроки 24—25. Сочинение
Темы сочинений:
1. Поиски и находки поэтов Серебряного века.
2. Образ города в поэзии Серебряного века.
3. Противоречия эпохи в поэзии Серебряного века
4. Об одном стихотворении Серебряного века.
5. Мой любимый поэт Серебряного века
Примерный развернутый план сочинения по теме:
«Поиски и находки поэтов Серебряного века»
I. Введение
Суть метафоры «серебряный век». Традиции, преемственность, связь с «золотым веком» русской поэзии. Активность литературной жизни. Временные рамки Серебряного века. Основные литературные направления.
II. Основная часть
1. Истоки и задачи символизма:
— французский символизм, философия В. С. Соловьева;
— задача возрождения литературы, постижения мирового единства через символы.
а) Поиски «старших символистов»:
— символизм как литературная школа;
— «создания искусства — приотворенные двери в вечность» Брюсов;
— формальное экспериментирование, музыкальные композиционные приемы в поэзии (примеры — Бальмонт и др.);
— активное использование мифологических образов в поэзии;
— установка на самоценность, автономность искусства («искусство для искусства»);
— религиозно-философские поиски «старших символистов» (Мережковский, Гиппиус);
— декадентство и символизм.
б) Символизм как целостное мировоззрение, способ творческой перестройки жизни для «младосимволистов»:
— установка на сотворчество читателя;
— мифотворчество;
— пессимистическая мифология Ф. Сологуба;
— мистические идеалы и вера в обновление мира (А. Белый);
— раннее творчество А. Блока: образ «Вечной Женственности»;
— открытие многозначности слова;
— музыкальность поэзии;
— новое содержание искусства как объединяющего людей начала.
2. Истоки акмеизма (символизм). Противостояние акмеизма символизму. «Цех поэтов»:
— отношение к поэзии как к мастерству;
— утверждение красоты жизни в ее конкретно-чувственных проявлениях, возрождение традиций «золотого века» русской поэзии»;
— романтические мотивы, географическая и историческая экзотика в творчестве Н. Гумилева;
— новое содержание предметного мира и значение бытовой детали в раннем творчестве А. Ахматовой;
— возвращение ценностей и красоты реального мира в поэзии акмеистов.
3. Футуризм как выражение стремления к будущему:
— декларации футуристов («Пощечина общественному вкусу»);
— пафос отрицания «старого искусства», утверждение «нового искусства», призванного преобразить мир;
— установка на обновление поэтического языка, активное словотворчество, новые композиционные и графические эффекты в поэзии (В. Каменский, В. Хлебников, В. Маяковский), отношение к слову как к конструктивному материалу;
— эстетическое бунтарство футуристов как реакция на стремительно меняющийся мир;
— новые функции искусства как выражения творчества масс;
— смелые эксперименты футуристов. Борьба со стереотипами в «эгофутуризме» И. Северянина.
III. Заключение
Заслуги поэзии Серебряного века: выражение настроения эпохи, поиски новых путей в искусстве, разнообразие творческих индивидуальностей, привлечение читателя к сотворчеству. Развитие традиций поэтов Серебряного века в современной поэзии.
Вариант уроков 24—25 (I).