Для младшего дошкольного возраста




Картотека «Подвижные игры Омского Прииртышья»

(Парциальная программа «Омское Прииртышье» (авторы-составители: БорцоваЛ.В., Гаврилова Е.Н., Зенова М.В., Чернобай Т.А.)

Сибирский край богат своими обычаями, традициями. А как известно, ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Использование сибирских подвижных игр помогают приобщить детей к культуре родного края.

 

Для младшего дошкольного возраста

 

«Капуста»

Рисуется круг - огород. На середину его играющие складывают свои, шапки, пояса, платки, обозначающие капусту. Все стоят за кругом, а один из ребят, выбранный хозяином, садится рядом с капустой. Хозяин, изображая движениями воображаемую работу, поёт:

Я на камушке сижу,

Мелки колышки тешу.

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу.

Чтоб капустку не украли,

В огород не прибегали
Волк и лисица,

Бобёр и куница,

Заинька усатый,

Медведь толстопятый!

 

Ребята пытаются быстро забежать в огород, схватить капусту и убежать. Кого хозяин коснется рукой в огороде, тот в игре больше не участвует. Игрок, который больше всех унесет из огорода капусты, объявляется победителем.

Примечание. В этой игре особенно тренируются такие качества, как смелость, ловкость и быстрота реакции.

 

«В ушки»

Двое играющих становятся друг против друга и поднимают обе руки, согнутые в локтях, так, чтобы ладони рук одного были обращены к ладоням рук другого. В такт песне они ударяют в ладони друг другу:

 

Мама била,била,била
И всё папе доложила.

Папа бил, бил, бил
И всё бабе доложил.

Баба била, била, била
И всё деду доложила
Дед бил, бил, бил
И всё сестрам доложил.

Сестры били, били, били
И всё братьям доложили.

Братья били, били, били
И в кадушку закатили.

А в кадушке две лягушки —

Закрывай скорее ушки!

 

 

Со словами «закрывай скорее ушки!» играющие быстро закрывают уши ладонями. Выигрывает тот, кто первым закроет уши.

Примечание. Эта логоритмическая игра (см. примечание к игре «Перевертушки») особенно активно воздействует на центр речи, благодаря чёткому и простому ритму. В нее охотно играют дети от двух до семи
лет - им нравится, когда вместо слов «мама», «папа», «дед» и т.д. подставляют имена участвующих в игре детей («Таня била, била, била и все Вове доложила. Вова бил, бил, бил и Серёже доложил, а Серёжа бил, били всё Наде доложит...» и т.д., пока не перечислят всех игроков.

 

«Ходит палочка по кругу»

Играющие стоят кругом, прижавшись друг к другу плечами и спрятав за спиной согнутые в локтях руки. Водящий кружится в середине круга с закрытыми глазами, а игроки в это время начинают передавать за спиной
друг другу палочку (это может быть также карандаш, линейка, варежка, носовой платок и т.д.). Сделав несколько оборотов, водящий останавливается, открывает глаза и пытается угадать, у кого палочка: тот, на кого он
указывает, должен показать обе руки одновременно. Игрок, у которого обнаружится палочка, становится водящим.

Примечание. Игра вырабатывает умение координировать свои действия с другими участниками игры,что является важным социальным качеством. Палочку надо брать у одного соседа и передавать другому быстро, незаметно и «вслепую», руки при этом находятся в непривычном положении (согнуты в локтях и заведены за спину) и поэтому требуются значительные усилия, ловкость и тонкая мышечная координация, чтобы не
выронить палочку, и это является прекрасной гимнастикой для кистей рук.

 

«Ой, некуда заиньке выскочить...»

По считалке выбирают заиньку, остальные ходят вокруг него хороводом и поют:

Ой, некуда заиньке выскочить,

Ой, некуда серому выпрыгнуть!

Города турецкие, ой!

Замочки немецкие, ой!

 

Все это время заинька пытается вырваться из хоровода, а его не пускают. Затем хоровод останавливается, все поворачиваются лицом в круг и,
хлопая в ладоши, поют:

Ну-ка, заяц, щеком-боком
Перед нашим хороводом!

Ну-ка заяц, развернись,

Всем девчонкам поклонись!

Еще поцелуйся!

 

Заинька перед хороводом делает все, о чем поют: танцует, разворачивается, кланяется, берет девушку (если заинька парень) или парня (если заинька девушка) за правую руку, достаточно резко разворачивает к себе левым боком, целует в левую щечку и становится в круг, а выбранный становится заинькой, все повторяется сначала.

Примечание. В этой игре воспитывается самообладание (так как заинька вырывается из хоровода, пляшет и целует под пристальным вниманием играющих), а также музыкальный слух и умение общаться. Традиционно этот хоровод водили на святочных вечерках. Вместо поцелуя дети могут обменяться рукопожатием или погладить по

головке.

 

 

«Воробьи — вороны»

Играющие разделяются на две примерно равные команды (если число игроков нечетное, то в одной команде будет больше на одного человека) и становятся в две шеренги спиной друг к другу, расстояние между шеренгами 20-30 см. Одна команда -воробьи, а другая - вороны. Вперед от каждой шеренги отсчитывается одинаковое количество шагов - в зависимости от возраста играющих и от размеров помещения это может быть 20, 30 или больше шагов и отмечается граница, до которой можно бежать. Если водящий выкрикивает: «Воробьи!», то воробьи бегут вперед до условленной границы, а вороны их догоняют, и тот, кого поймают, переходит в команду ворон. Если водящий выкрикивает «Вороны!», то убегают вороны, а воробьи их догоняют, и пойманные вороны переходят в команду воробьев. Играют до тех пор, пока одна команда не переловит другую, или пока не надоест. Остроту игре придает то, что играющие до последнего мгновения не знают, кому придется убегать, а кому догонять, так как водящий растягивает слоги «В-о-о-р-о-о...», делает паузу, а затем быстро произносит слог «-ны!» или «-бьи!».

Примечание. Эту игру лучше проводить на открытом пространстве - на спортивной площадке, па поляне и т.д. Игра очень подвижная, требует концентрации внимания, собранности, быстрой реакции и заряжает играющих бодростью и оптимизмом.

 

«Кыш, воробей»

По считалке выбирают воробья и огородника. Остальные становятся
кругом или шеренгой, берутся за руки и приподнимают их, образуя ворота.

Воробей и огородник стоят на расстоянии двух-трёх ворот друг от друга. Под пение воробей убегает, а огородник догоняет его. Обязательное условие: и воробей, и огородник ныряют в каждые ворота, ничего не пропуская.

 

Кыш, кыш, воробей!

Не клюй мою конопель!

Не мою, не свою,

Не соседову!

Я за эту коноплю
Тебе ножку перебью!

 

Если огородник не догнал воробья до конца шеренги или за один-два круга (как условятся в начале игры), то огородник считается проигравшим и выбирают нового воробья и огородника.

Примечание. Игра на активное взаимодействие, которое всегда дает ощущение социального комфорта. Особый акцент в этой игре приходится на тренировку воли, т.к. огородник и воробей импульсивно желают
пропустить ворота, чтобы победить, но правша игры не позволяют им этого делать, и они волевым усилием подавляют этот импульс.

 

«Все домой»

На земле, на полу или на асфальте рисую небольшие круги по числу игроков минус один - это «дома». Затем берутся за руки и с закрытыми глазами ходят цепочкой, у первого в цепочке глаза открыты - он старается увести играющих подальше от «домов». Пока ходят с закрытыми глазами хором скандируют:

 

Гуси, гуси, га-га-га!
Выходили на луга
Пощипали травку -
Прыгнули в канавку.

Увидали волка -
Спрятались под ёлку.
Повертели головой -
Побежали все домой!

 

 

На словах «все домой!» игроки открывают глаза, цепочка распадается, все бегут к кругам и стараются их занять, один остается без дома и игра начинается сначала.

Примечание. Ходьба с закрытыми глазами тренирует вестибулярный аппарат и развивает способность к внутренней сосредоточенности.

 

 

«Зеркало»

По считалке выбирают «зеркало» и становятся перед ним в затылок друг другу. По очереди «смотрятся» в зеркало: показывают какое-нибудь движение или фигуру (прихорашиваются, вертятся перед зеркалом, подпры-
гивают на одной ножке и т.д.) — «зеркало» повторяет движения, игру продолжают до тех пор, пока все не побывают в роли зеркала.

Примечание. Игра позволяет преодолеть скованность при общении, т.к. игроки пристально смотрят друг другу в глаза, но не успевают смутиться, поскольку прихорашивание у зеркала длится несколько секунд.

 

«В подкиды»

Один из играющих берет в руки мяч и напевает:

 

Оля, Коля,

Дуб зелёный,

Ландыш белый,

Зайка серый,

Брось!

Со словом «Брось!» сильно подбрасывает мяч вверх. Кто из игроков первым на лету его подхватит, тот поет тот же игровой припев и подбрасывает мяч.

Примечание. Яркие и лаконичные художественные образы считалки эстетически воздействуют на ребенка, а желание завладеть мячом упражняет внимание.

 

«В перевертушки»

Играющие становятся попарно лицом друг к другу. Постоянно чередуя хлопки в ладони и удары ладоней о ладони партнера, скандируют в такт хлопкам:

 

Огурчики соленые,

Московские, зеленые!

Ложки, плошки, поварешки,

Перевертушки!

 

При слове «Перевергушки!» прыжком поворачиваются вокруг себя и, на каком бы месте ни остановились, повторяют игровой припев, так же чередуя хлопки и удары ладоней о ладони партнера. Поворачиваются до тех пор, пока не займут первоначальное положение.

Примечание. Игры, в которых ритмические движения сопровождаются рифмованной речью в такт этим движениям, активизируют центр речи в коре головного мозга. Такие игры называются логоритмическими. К
логоритмическим упражнениям относятся также потешки и пестушки, которыми богата народная педагогика. Элементы логоритмики присутствуют во многих народных играх и игровых хороводах, но особенно активно развивают, речь игры, в которых ритмично прохлопываются считалки или короткие стишки.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: