(1314-1392)
Информационная памятка
г. Дно
«Посмотри на русского человека; найдешь его задумчива», — говорил Радищев. Эта черта национального характера сложилась не вчера. Средневековая Русь имела длинную череду своих мыслителей и проповедников. Их имена должны стоять в одном ряду с именами полководцев и государственных деятелей, архитекторов и художников. Один из тех, кого необходимо вернуть на подобающее ему место в отечественной истории, — игумен подмосковного Троицкого монастыря Сергий Радонежский (1314–1392).
Преподобный Сергий Радонежский – один из самых прославленных русских святых. Основатель Троице-Сергиевой Лавры, учитель и наставник многих десятков русских святых, канонизированных Церковью, Преподобный стал поистине игуменом и заступником всей Русской Земли, образцом кротости и смирения для монахов и мирян.
Преподобный Сергий Радонежский не оставил после себя ни единой строчки. Более того, он всегда сторонился откровенного учительства. Поэтому, можно сказать, что учение преподобного Сергия Радонежского - это его жизнь.
Подвижничество преподобного Сергия Радонежского в значительной степени повлияло на всю отечественную духовность, ибо он внес в нее важнейшие для всего русского национального сознания религиозно-философские идеи.
Болезнуя сердцем за Отчизну в тяжкие годы татарского ига, Преподобный Сергий благословлял на Куликовскую битву св. князя Димитрия Донского, молился за победу, поминал денно и нощно тех, кто отдал свою жизнь за Родину.
Преподобный Сергий Радонежский – горячий и верный служитель Святой Троицы как образа Божественной любви в истории русской церкви.
Жизненный путь «великого старца», как называли его современники, выглядит парадоксальным. Он бежал от общества людей — а в результате стал его духовным предводителем; он никогда не брал в руки меча — но одно его слово на весах победы стоило сотен мечей.
Удивительна и сама тайна, окружающая имя Сергия. Почти во всех великих событиях эпохи мы чувствуем его незримое присутствие. А между тем до нас не дошло ни его собственных писаний, ни точной записи его бесед и поучений.
Большую часть своей жизни Сергий провел в основанном им Троицком монастыре. Здесь он прославился как выдающийся подвижник в христианско-монашеском понимании этого слова. Помимо этого, Сергий был известен как один из главных приверженцев «общего жития» — новой для того времени формы монашеской жизни на Руси.
Однако Сергий не был исключительно церковным деятелем. Его горизонт не ограничивался чертой монастырских стен. В наиболее драматические моменты истории Северо-Восточной Руси он помогал князьям услышать друг друга, убеждал их прекратить кровопролитныеусобицы. Слово Сергияпризывно прозвучало и в грозном 1380 году, когда полчища Мамая двинулись на Русскую землю.
Заслуги Сергия перед Отечеством не сводятся лишь к его миротворческим походам и благословению воинов, идущих на Куликовскую битву. Для современников он стал подлинным «светильником» — человеком, сумевшим подчинить всю свою жизнь евангельским заповедям любви и единомыслия. Всегда избегая судить и назидать, он учил главным образом собою, своим образом жизни и отношением к окружающим. И народ услышал его безмолвную проповедь.
В те времена представление о духовном подвиге связывалось прежде всего с уходом из «мира», строгим соблюдением монашеских уставов. С этой точки зрения Сергий был безупречен. Своим «высоким житием» он внушал людям веру в их нравственные силы. В эпоху, когда Русь поднимала голову, расправляла плечи, готовясь к решающей схватке с Ордой, твердость духа, вера в себя были ей нужны не меньше, чем добрые мечи и прочные кольчуги.
Необычайная притягательность личности Сергия объяснялась просто: это был человек, который неуклонно, до конца выполнял свой христианский и монашеский долг. Но много ли найдется людей, которые никогда не изменяли бы своему долгу?
«При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной, — говорил историк В. О. Ключевский.
Советуем прочитать:
Борисов Н. С. Сергий Радонежский.-3 е изд.-М., 2004.-С.: ил – (Жизнь замечательных людей).
Житие преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца // Православные чудеса: науч – популярное издание.- М., 2005.- С.114-130.
Игумен Земли Русской // Славянка.-2014.-№3.- С.16-35.
Мощи преподобного Сергия Радонежского // Православные святыни / Сост. А.Ю. Костин.- М., 2003.- С. 156 -161.
Преподобный Сергий // Смена -2012.-№4.-С.4 -17.
Терпение и трудолюбие преподобного Сергия Радонежского // Небесная стража. Рассказы о святых.- М., 2012.- С. 127 – 130.
Троице - Сергиева лавра. Детище Сергия Радонежского // 7 чудес России и еще 42 достопримечательности, которые нужно знать.- М., 2011.- С. 214 – 218.
Трубецкой Н. Россия в ее иконе /Н. Трубецкой // Иконы великой России /Е.М. Трубецкой.- М., 2011.- С. 294 -296.
Федорец А. Образ Сергия Радонежского в живописи Михаила Васильевича Нестерова / А. Федорец // Наш современник.- 2012.- №5.- С.274- 281.
Щербакова А. Сергий Радонежский – Игумен Земли Русской / А. Щербакова // Библиополе.- 2011.- №9.- С 64 - 67. – (это полезно знать).
Игумен Земли Русской: информационная памятка / сост. библиограф. Е. М. Мушлина.- Дно: МУ «Дновская ЦБС».-2014.- 5с.