способен полностью скрыть истинную природу души». Есть простои прием,
ш“о цью которого можно победить ум, - не обращать внимания на то, чГон нам говорит. Ум постоянно требует:.Сделай это. Сделай то». Но мы допжны научиться игнорировать его распоряжения. Нужно не подчиняться уму, а, наоборот, постепенно приучать его подчиняться душе (коммен- тарии Шрилы Прабхупады).
11. Брахма — вторичный творец Вселенной
Шр. Бх., п. 1, ч. 1, гл. 3, т. 2: «Экспансия Пуруши возлежит на водах Вселенной, и из озера’Его пупа вырастает стебель лотоса, а из цветка лотоса на вершине этого стебля появляется Брахма, Господин всех конструкторов во Вселенной».
Господа Брахму, творца космического проявления, называют Сваямб- ху, что значит: тот, кто рожден без участия отца и матери.
Лотос, выросший из живота Господа, является частью Его тела, и Брахма родился на этом лотосе. Появившись в гигантской пустоте Вселенной, Брахма не увидел ничего, кроме кромешной тьмы. Он пребывал в растерянности, и Господь, находящийся в его сердце, вдохновил его на совершение аскез, благодаря которым он получил все необходимое для жертвоприношений. Но кроме них двоих Маха Вишну (Гарбхадакашайи Вишну) и самого Брахмы во Вселенной никого не было.
IUp. Бх., п. 2, гл. 9, т. 8: «Господь Брахма предавался аскезам в течение тысячи лет по исчислению полубогов. Он услышал трансцендентный звук, раздавшийся с небес, признал его божественное происхождение, послушный этому звуку, обуздал ум и чувства».
Господь Брахма услышал мистический звук «тапа», но не увидел Того, Кто его произнес. Тем не менее, он счел это наставление благом для себя и погрузился в медитацию, продолжавшуюся тысячу небесных лет. Господь Брахма обуздал свои чувства — как органы восприятия, так и органы действия, поскольку использовал их для выполнения повелений Господа.
|
Шр. Бх., п. 3, ч. 1, гл. 8, т. 22: «Когда по прошествии 1000 лет его медитация достигла цели, Брахма обрел необходимое знание и увидел в своем сердце Всевышнего, которого до этого ему никак не удавалось увидеть, несмотря на все его усилия».
Аскезы, которые с полной верой и искренностью совершал Брахма, сделали его таким могущественным, что он сумел сотворить целую Вселенную. Господь открыл это знание Брахмаджи, когда тот полностью удовлетворил Его.
Закончив медитировать, Брахма постиг высшую причину всех причин и создал «Брахмасамхиту», в которой говорится: «говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами» (Изначальный Господь — причина всех причин). Чтобы получить возможность служить Господу или постичь Его истинную природу, необходимо снискать милость Господа, и Брахма получил ее.
До того, как Брахма приступил к сотворению Вселенной, он увидел Господа, когда Вселенная ждала, чтобы он приступил к созидательной деятельности, следовательно, Господь в Своей Личностной форме существовал еще до начала творения. Его Личностная форма не была создана Брахмой.
Увидев, что лотос, на котором он восседает, занимает все пространство Вселенной, Брахма стал размышлять над тем, как сотворить планеты, которые до этого уже были помещены в лотос.
В лотосе, на котором восседал Брахма, находились семена всех планет Вселенной. Господь уже создал все планеты, и все живые существа уже родились в Брахме. Материальный мир и живые существа в зачаточной форме были созданы Верховной Личностью Бога, и Брахме оставалось только рассеять семена творения по всей Вселенной.
|
Поглощенный служением Верховной Личности Бога, Господь Брахма вошел внутрь лотоса, разделил его сначала на три мира, а затем на четырнадцать уровней (ІИр. Бх., п. 3, ч. 1, гл. 10, т. 6-8).
«Процессы сотворения, сохранения и разрушения материального мира протекают с определенной периодичностью. Этот мир, каким мы видим его сейчас, уже существовал в прошлом и был разрушен, так же как будет разрушен тот мир, в котором мы живем, а после разрушения он будет снова сотворен, опять будет существовать в течение какого-то времени и снова будет разрушен. Таким образом, циклическая деятельность фактора времени непрерывна, вечна, ее никак нельзя назвать иллюзорной. Проявленный материальный мир является временным и непостоянным, но он не иллюзорен».
Существует два вида творения: один вид творения происходит по воле Всевышнего естественным образом в результате взаимодействия гун материальной природы. Другой вид творения происходит с участием Брахмы, когда в процесс вовлекаются материальные элементы и силой этих процессов является разум Брахмы.
К творению, происходящему по воле Всевышнего, естественным образом на седьмом этапе присоединяется Брахма. Естественные этапы творения описаны выше, на седьмом этапе Брахма начинает проявлять планеты и живых существ. Вспомним, что на седьмом этапе творения создаются неподвижные живые существа шести видов, затем создаются низшие формы жизни, их 28 разрядов.
Брахма создает восемь видов живых существ, которых относят к категории полубогов: полубоги, предки, асуры (демоны), гандхарвы и апсары, или ангелы, якши и ракшасы, сидхи, чараны и видьядхары, бхуты, пре- ты и пишачи, киннары (сверхлюди), небесные певцы и т. д.
|
Вначале Брахма создал пять форм невежества: самообман, страх смерти, гнев, вызванный крушением надежд, ложное чувство собственности, забвение своей истинной сущности. Прежде чем сотворить живые существа во всем многообразии их видов и форм, Брахма создал условия, в которых живым существам предстояло жить в материальном мире. Пока живое существо помнит о своей истинной природе, оно не сможет жить в условиях материального мира. Таким образом, основой существования в материальном мире является забвение собственной сущности. Л забвение своей истиннои сѵшнос™ влечет за собой страх смерти, хотя на самом деле чистая душа не — я не умирает. Умирает только его временное тело. Ложное отож- дествление себя'с материей приводит к тому, что у живого существа развивается ложное чувство собственности, которое заставляет его считать своим то что выделено ему в пользование высшей властью. Материальные ресурсы даются живым существам для того, чтобы они жили, не ведая забот, и выполняли свой долг, стремясь достичь самоосознания. Однако ложное са- моотождествление внушает обусловленной душе ложное чувство собственности хотя живому существу в этом мире ничего не принадлежит.
В силу необходимости Брахма создал принципы неведения, сотворил четыре основы знания: санкхью — занимается аналитическим изучением условий материального существования, йогу мистическую практи- ку, вайрагью — полное отречение от материальных наслаждений, тапас — различные виды добровольных аскез, совершаемых во имя достижения духовного совершенства.
Брахма произвел на свет четырех великих мудрецов (четырех Кума- ров) и доверил им четыре основы духовного развития. Он велел им обзаводиться семьями. Однако Кумары были великими преданными Господа Васудевы (Кришны) и потому отказались выполнить просьбу отца, что вызвало гнев Брахмы. Гнев вырвался из межбровья Брахмы и принял форму ребенка с телом красно-синего цвета. Поэтому лик гнева всегда одинаков, чем бы он ни был вызван — невежеством или знанием. Гнев, который является порождением страсти и невежества, в своем истинном виде вышел из межбровья Брахмы в образе Рудры с телом синего (невежество) и красного (страсть) цвета.
Появившись на свет, ребенок закричал: «О, вершитель судеб и учитель Вселенной, назови мое имя и место». На что Брахма ответил: «Сын мой, я уже определил места твоего будущего пребывания, ими станут: сердце, чувства, жизненный воздух, небо, воздух, огонь, вода, земля, солнце, луна и аскезы». Сотворение Рудры исполнено глубокого смысла. Гнев возникает из ка- мы (вожделения). Когда вожделение и желания не находят удовлетворения, рождается кродха (гнев) — заклятый враг обусловленной души. Эгоцентризм это проявление принципа Рудры в сердце живого существа, где зарождается кродха (гнев). Когда человек приходит в ярость, он сжимает кулаки, топает ногами, глаза его наливаются кровью. Подобные проявления принципа Рудры свидетельствуют о присутствии Рудры в этих частях человеческого тела. ярости у человека учащается дыхание, что также свидетельствует о при- сутствии Рудры в жизненном воздухе. Когда небо затягивают тучи и гремит гром, дует ураганный ветер, поднимается шторм - здесь также проглядыва- грозные черты Рудры. На земле есть немало живых существ, воплощающих в себе принцип Рудры. Жестокость, садизм, насилие, вероломство, под- эти черты присущи людям, воплотившим принцип Рудры
сво№о3отнаИмнп могущественный рУДРа произвел на свет по повелению отца многочисленное потомство, все его отпрыски были точь-в-точь
похожи на него — внешностью, силой и неистовым нравом. Собравшись вместе, бесчисленные потомки Рудры попытались проглотить Вселенную. Увидев это, Брахма не на шутку встревожился и попросил Рудру больше не производить потомство, а посвятить себя аскезам. Получив от Брахмы это приказание, Рудра обошел вокруг своего отца и, выразив свое согласие, отправился в лес и стал совершать суровые аскезы.
Далее описывается, как Брахма, решив продолжить свой благочестивый род, произвел на свет десять сыновей, последним из которых был мудрец На- рада, который родился из разума Брахмы. Все 10 сыновей Брахмы появились из разных частей тела Брахмы. Нарада появился на свет из лучшей части тела Брахмы — его разума, Васиштха — из дыхания Брахмы, Дакша — из большого пальца на его руке, Бхригу — из его кожи и т. д. Далее рождается религия, которая появилась из груди Брахмы, безбожие вышло из его спины, вожделение появилось из сердца Брахмы, алчность — из его губ, речь — изо рта, океан — из полового члена, а порочные и отвратительные формы деятельности — из его ануса, который является источником всех грехов. Так все сущее появилось на свет либо из частей тела Брахмы, либо из его ума.
Из четырех ртов Брахмы вышло четыре Веды. Брахма нашей Вселенной четырехголовый. В других вселенных Брахма имеет сто, тысячи голов. Затем на свет появились ведические гимны, жреческие ритуалы и различные формы трансцендентной деятельности. Он сотворил также медицину, воинское искусство, музыку, архитектуру, которые являются разделами ведического знания.
Знание, раздачу милостыни, аскезы и приверженность истине называют четырьмя опорами религии, чтобы помочь человеку постичь все это, существуют четыре уклада жизни и система каст, построенная в соответствии с деятельностью и призванием человека. Все это по порядку было создано Брахмой.
Четыре основных уклада жизни: брахмачарья (период ученичества), грихастха (семейная жизнь), ванапрастха (отход от мирских дел), саннья- са (жизнь в отречении) представляют собой четыре опоры, на которых держится религия. К профессиональным группам относится сословие брахманов (интеллектуальных людей), кшатриев (правителей), вайшьев (торговцев и земледельцев) и шудр (неквалифицированных рабочих). Все эти сословия и уклады жизни были задуманы и последовательно созданы Брахмой, чтобы помочь людям достичь самоосознания.
Пока Брахма предавался размышлениям о том, что, несмотря на все его старания, население во Вселенной почти не увеличилось, из его тела появились две формы. У одного из них были усы, а у другого выпуклые груди. Едва появившись на свет, эти два существа соединились в половом акте. Вступая в половые отношения, они постепенно увеличили население Вселенной. Мужчину зовут Сваямбхава Ману, а его жену зовут Шатарупа. Это первые Праджапати, прообразы Адама и Евы. От них родились два сына и три дочери, от которых ведут свою родословную все обитатели разных планет, живущие на них и по сей день. Поэтому Брахму называют дедом, а Верховную Личность Бога, отца Брахмы прадедом всех живых существ. (Шримад Бхагаватам, п. 3, ч. 1, гл. 12, т. 1-57).
Сам Господь непосредственно не занимается ни творением, ни разрушением" материального мира — весь этот мир создается Брахманом, поддерживается Брахманом и после уничтожения погружается в Брахман. Здесь имеется в виду, что творение, поддержание и разрушение материального мира выполняется безличным аспектом Верховной Личности Бога (Брахманом). Все творение есть Брахман, Верховный Брахман — это не инертная материя, а высшее сознание, обладающее абсолютной независимостью.
Материальный мир так устроен, что сначала он совершенным образом создается, затем эволюционирует и в течение очень долгого времени остается неизменным (так долго, что даже величайшие математики не в состоянии определить его возраст), но по истечении этого срока, с наступлением ночи Брахмы он вновь разрушается. Когда же ночь Брахмы подходит к концу, этот мир создается вновь, в нем действуют те же законы сохранения и разрушения.
Закончив процесс творения, Господь Брахма остается на высшей планете материального мира, которая называется Брахмалока. Когда во Вселенной возникают беспорядки, нарушаются принципы религии и демо- нично настроенные люди мешают жить праведным людям, полубоги приходят на Брахмалоку и просят Господа Брахму о том, чтобы он попросил Верховного Господа защитить их. Полубоги не сами лично обращаются к Господу, а через представителя Бога, т. е. через Господа Брахму.
Все живые существа, их тела проявлены Брахмой, и заселение этих тел-квартир происходит при участии ГІраджапати. ГІраджапати — прародитель всех живых существ. Они создают первые формы всех живых существ по одной паре из 8 400 ООО видов форм. Первые живые существа, появившиеся на свет при половом контакте от Праджапати, сами потом в дальнейшем через половой акт размножаются. Если Господь Брахма создавал полубогов, мудрецов, Праджапати из частей своего тела, то от Праджапати живые существа уже размножались через половой акт. В не- проявленном виде существуют формы тел, их 8 400 ООО. Эти формы существуют как квартиры на протяжении всего срока жизни Вселенной. Так как прошлое, настоящее и будущее существует одновременно, то все 8 400 000 форм существуют также одновременно. Если в прошлом на планете в разные эпохи жили динозавры, летающие ящеры, мамонты и т. п., то это не означает, что в настоящее время их нет. Эти формы существуют и поныне, но они проявятся тогда, когда подойдет их эпоха, их время проявления. Просто сейчас эти формы-квартиры пустуют и непрояв- лены. Во Вселенной проживает определенное число живых существ. Эта цифра 8 400 000 форм жизни, она постоянна. Одни виды живых существ > ходят в непроявленное состояние, и наши современные ученые записывают различные виды животных, растений и т. п. в Красную книгу. На самом деле эти виды животных или растений не исчезают, а просто существ;, ют эіи гела-формы в непроявленном виде или на других планетах.
А души, которые заселяли эти формы-квартиры раньше, сейчас рождаются в других формах. Сама форма тела может быть проявлена в то или другое время, а сейчас та или иная форма тела пустует и ждет, когда в нее вселится душа. Те души в человеческой форме жизни, которые живут в наше время, оставили свои прошлые могущественные тела, когда они проживали в Золотом веке. Эти формы остались в Золотом веке, и когда вновь наступит эпоха Золотого века, то существующие в этом веке тела вновь будут заняты душами.
12. Разрушение материального мира
Есть два вида разрушения Вселенной: частичное и полное. Частичное разрушение Вселенной происходит с наступлением ночи Брахмы (половина жизни Брахмы), когда Брахма засыпает, а полностью Вселенная разрушается, когда Брахма, прожив свои 100 лет, умирает.
Шр. Бх., п. 2, гл. 10: «Разрушение Вселенной бывает двух видов: оно вызывается вечным временем, возникновением определенных комбинаций материальных элементов, возникших в результате деятельности человека. Циклические процессы сотворения и разрушения материального мира подчиняются высшей воле Господа, но помимо них во Вселенной протекают другие процессы разрушения, причиной которых является деятельность человека, порождающая негативные комбинации грубых элементов».
Во время частичного разрушения, когда заканчивается день Брахмы, длящийся 4 300 000x1000 солнечных лет, высшие планетные системы, такие как Сатья-лока, не разрушаются. При полном разрушении стихии: земля, огонь, воздух, вода, эфир входят в махат-таттву. Под воздействием времени махат-таттва входит в совокупную материальную энергию, которая, в свою очередь, входит в прадхану, а прадхана входит в Маха-Вишну.
В писаниях говорится, что процесс разрушения начинается с того, что на протяжении сотен лет не выпадает ни капли дождя, нещадно светит солнце, все вокруг вымирает и сохнет. Во время разрушения солнечный свет в двенадцать раз сильнее, чем сейчас. От сильной жары все воспламеняется, и огонь охватывает все творение. Как обычно после сильной жары появляются тучи и начинается дождь, таким же образом во время разрушения начинается сильный ливень, который идет на протяжении многих десятков лет, все творение погружается в воды потопа, постепенно трансформируются материальные элементы в эфир, вода полностью испаряется. Так исчезнет это космическое проявление. Уничтожение материального мира проходит в порядке, обратном процессу творения, и в конечном итоге все входит в Него и покоится в Нем, в форме Маха-Санкаршаны, вечной форме Господа.
Вселенная разрушается тогда, когда Господь распространяет Себя в 11 форм Господа Шивы, их называют 11 Рудр. В момент уничтожения Вселенной пять грубых элементов (земля, вода, огонь, воздух, эфир) входят в ум, ум в разум, разум — в ложное эго. Внешняя энергия сворачивает-
оя и сливается с пограничной энергией, а пограничная энергия входит во внутреннюю энергию и таким образом остается одна единая энергия Бога.
Во второй песне Шримад Бхагаватам (гл. 6, т. 2.7) Господь Брахма говорит о себе так: «Итак, я вынужден был воспользоваться членами тела Личности Бога, чтобы собрать все компоненты и атрибуты, необходимые для совершения жертвоприношений. Произноси имена полубогов, я постепенно достиг высшей цели — Вишну, таким образом возместив Ему все взятое мной и доведя жертвоприношение до конца».
Материальные причины и следствия, видимые проявления которых изучают наши ученые, не являются причиной возникновения и уничтожения Вселенной. Материальная энергия Господа представляет собой одну из потенций Господа, которая проявляется во времени и принимает формы трех качеств (благости, страсти и невежества), олицетворенных в Вишну, Брахме и Шиве. Все космические материальные и духовные проявления энергий Господа действуют сначала как причина, затем как следствие. Однако первопричина всего — Верховная Личность Бога. Господь на заре творения вложил в сердце Брахмы ведическое знание, и это трансцендентное знание передается с незапамятных времен по цепи ученической преемственности. Ведическое знание непогрешимо, поскольку исходит от Самого Господа. Аскеза, которую в течение тысячи небесных лет совершал Господь Брахма, доставила Личности Бога огромное удовлетворение, и потому Господь явил взору Брахмы Свою трансцендентную обитель Вайкунтху, высшую из планет духовного мира. Царство Бога или сфера Вайкунтхалок, которая называется «трипадвибхути», в три раза превосходит по размерам материальные вселенные. Атмосфера Вайкунтха- локи свободна от иллюзорных проявлений внешней энергии. Тела обитателей Вайкунтхалок небесно-голубого цвета, их глаза подобны лотосам. Все они находятся в расцвете юности, у них по четыре руки. Блеск кожи у них подобен сиянию кораллов и бриллиантов. Вокруг планет Вайкунтхи летают великолепные воздушные корабли, от которых исходит яркое сияние. Господь Брахма увидел на планетах Вайкунтхи Личность Бога, супруга Богини процветания, Господа всех жертвоприношений и Господа Вселенной. Господь восседал на троне, Его окружали разнообразные энергии. Господь сказал Брахме: «О, Брахма, несущий в себе Веды. Я очень доволен твоими аскетическими подвигами, которые ты, охваченный желанием творить, совершал в течение столь долгого времени» (Шр. Бх., п. 2, гл. 9, т. 20—31). Верховный Господь сказал: «Знание обо Мне, содержащееся в священных писаниях, — это самое сокровенное знание и постичь его можно только в процессе преданного служения. Я расскажу тебе о составных частях этого процесса, а ты постарайся неукоснительно следовать всему, что услышишь от Меня».
После того, как Верховная Личность Бога открыл Брахме ведическое знание и знание о том, как проявить Вселенную, Господь скрылся от взора Ьрахмы. Брахма, молитвенно сложив ладони, начал создавать Вселен- >ю такой, какой она была прежде, населяя ее живыми существами.
«Во время разрушения космоса тленные тела живых существ перейдут в пищу. Пища перейдет в зерно, а зерно вновь перейдет в землю. Земля перейдет в тонкую форму восприятия, запах. Запах перейдет в воду, вода перейдет в свое собственное качество, вкус. Вкус трансформируется в огонь, который станет формой. Форма трансформируется в касание (воздух), а касание перейдет в эфир. Эфир перейдет в чувство слуха. Все чувства перейдут в свои собственные источники, господствующих полубогов, а полубоги перейдут в направляющий ум, который в свою очередь перейдет в ложное эго в гуне благости. Звук станет единым с ложным эго в гуне невежества, и всемогущее ложное эго, первое из всех физических элементов, перейдет в совокупную природу. Совокупная материальная природа, первоначальное вместилище трех основных гун, растворится в гунах. Эти гуны природы затем перейдут в непроявленную форму природы, а эта непроявленная форма природы перейдет во время. Время перейдет в Верховного Господа, пребывающего в форме Маха-пуруши, или Маха-Вишну и Маха-Вишну перейдет в форму Маха Санкаршаны, не знающую рождения Верховную Душу, который останется один, являясь самодостаточным, ибо Он является причиной творения материального мира и его уничтожения». (Ведическая космология — Айравата даса).
ИТОГ ГЛАВЫ
Итак, подводя итог этой главе, еще раз напомню читателям, что во Вселенной, отдельной «брахманде» уже все существует: прошедшее, настоящее и будущее. Прошлое — это результат настоящего, а настоящее — есть результат будущего. В нашем обществе неправильно понимают выражение, когда говорят, что все останется нашим потомкам, нашим детям, будущему поколению. В этом будущем будет проживать не кто-то другой, не наши дети, как мы думаем. Нет. В этом обществе, которое мы создаем нашей сегодняшней деятельностью, будем проживать опять мы, только в других телах, в телах людей, животных, насекомых, рыб и т. д. Прошлый опыт нашей жизни дает нам почувствовать на себе, какой была наша деятельность в прошлом. Если мы в этой жизни страдаем и являемся неудачниками, это означает, что в прошлой нашей деятельности было много неблаговидных поступков, и наша деятельность была неблагочестивой, и потому в нашей личной брахманде накопился большой запас санчитта кармы, которая не позволяет нам наслаждаться в полную силу. Мы не можем никуда уйти от нашего прошлого, и оно давит нас своей мощью, потому многие люди не выдерживают обстоятельств, сложившихся сегодня в этой жизни, и кончают жизнь самоубийством. Таким образом, прошлое не дает нам покоя и мешает нам жить. В настоящей жизни, если мы имеем знание, мы можем позаботиться о своей будущей жизни, мы имеем на это полное право. Например, наши родители беспокоятся о том, чтобы мы получили хорошее образование, так как понимают, что образование в будущем нам поможет во всех отношениях, т. е. они заботятся о будущем своих детей. Так же и Верховный Господь — Отец всех живых существ заботится о нас и потому посылает нам ведическое знание. Ведическое знание — это не только наше благополучное будущее, но и путь к освобож-
ппмпіі иячал к Богѵ. Если мы не позаботимся о себе сей- когда мы имеем человеческую форму жизни, то нас ожидает плачевное будущее^ Мойа, иллюзия, в этой жизни, как змеи искусите^ нашеп- тъівает ігам, соблазняет „ас всевозможными объектами, и мы, как ба(ючки ле- ™ к огню „ривлекаясь его сиянием, летим навстречу к иллюзорным объектам, которые есть не что иное, как мираж. Нарабатывая неблагочестивую карму, мы готовим для себя не лучшие места для проживания. Например, в этой жизни мы прожили хорошую, счастливую жизнь, не имели іш в чем недостатка, но жили не думая о завтрашнем дне, о будущем, и таким образом нарабатывали одну санчитта карму и потому в следующей жизни свободная воля настолько ограничена, что мы будем вынуждены влачить жалкое существование. Страдания, неудачи вызывают зависть к другим людям, имеющим лучшую карму. Эта зависть порождает греховные мысли и поступки, и таким образом человек еще более запутывается в сетях майи. Сама жизнь становится источником страданий. человек с. неблагочестивой кармой вынужден жить и страдать. Недавно в одной газете поместили фотографию девочки пяти лет от роду, которая родилась совсем без рук. Нет даже плеч. Девочку кормят из ложечки дедушка и бабушка, а родители просто не взяли ее с роддома. А бабушка пожалела. Теперь бабушка в постоянной тревоге, так как понимает, что они с дедушкой скоро умрут, а кому будет нужна их внучка. Девочка пока тоже не понимает, что сулит ей будущее, потому на снимке улыбается. Что же сотворило живое существо в прошлой жизни, за что ей не дали рук? Понять можно только одно, что руки живого существа в прошлой жизни совершали страшные поступки и дела, а в этой жизни живое существо получает довольно миловидное лицо и тело, которое наводит ужас при мысли, что скоро девочка будет понимать свое положение. Может быть, по карме кто-то к ней притянется, будет кормить ее из ложечки и одевать, дай Бог. Наше будущее целиком и полностью находится в наших руках, и потому, как рекомендуют все божественные писания, каждый из нас должен осознать, что сегодня мы закладываем фундамент будущего нашего тела и обстоятельств, которые могут быть для нас источником страдания или источником радости. Ум не союзник нашей душе, он не получил соответствующего образования о том, что можно делать, а что нельзя. Поэтому нам предстоит в сегодняшней жизни воспитывать ум изо дня в день, чтобы приучить его правильно мыслить и оценивать сложившиеся обстоятельства правильным образом. Ум требуется постоянно держать под контролем, чтобы у него появилась привязанность к высшему знанию, таким образом он начнет служить Богу, в противном случае самостоятельно ум невозможно удержать от соблазнов различных объектов. Внешняя энергия Бога, майа, не позволит уму стать отреченным. Отрече- шіе, аскеза без знания и соответствующей квалификации — это лишь игра воображения, иллюзия ума. Ум человека в гуне благости поддерживает все силы природы в равновесии, а ум в гуне страсти постоянно что-то созидает для услаждения своих чувств, а ум в гуне невежества — это разрушитель всего сущего. По ои причине следует культивировать гуну благости. Долголетие человека, бес- Г долгая жизнь) могут наступить при одном условии, если гуна благое ги не будет оскверняться гунами страсти и невежества.
ГЛАВА I
МАТЕРИАЛЬНЫЙ МИР
«Все, что находится внизу, подобно тому, что находится наверху».
Гермес Трисмегист
Так как тело человека является микрокосмом и повторяет своим строением и устройством Вселенную, то в нашем теле так же проживают другие живые существа, которые выполняют в нашем организме роль микробов, бактерий и т. п. Сознание человека — это совокупное сознание всех живых существ, поддерживающих тело человека. Эти невидимые для нас живые существа выполняют свои функции и поддерживают наше тело в форме по- лезнотворных и болезнетворных микробов, вирусов, бактерий и все вместе составляют единое неделимое целое, т. е. являются частицами нашего тела. Таким же образом во Вселенной все подвижные и неподвижные формы живых существ в форме деревьев, растений, цветов, плодов, насекомых, птиц, рыб, зверей, людей — все вместе составляют единое неделимое целое — Тело Верховной Личности Бога в форме Гарбхадакашайи Вишну.
Поэтому человек, как высокоразвитое живое существо, должен жить в согласии с законами природы, тем самым выполняя волю Бога и служа Ему, не нарушая целостности и гармонии живого организма.
Болезни тела человека и болезни Вселенной связаны с несогласованностью действий ума, разума и тела. Эта несогласованность между умом, разумом и телом возникает из-за нежелания служить полному целому, так как живое существо не хочет понять, что оно всегда находится в подчиненном положении, и никогда не будет так, чтобы живое существо стало Богом. Бог и живые существа в качественном отношении равны, но в количественном отношении нет, и потому они не могут стать Богом. Одна песчинка по сравнению с землей всей планеты ничтожно мала, и потому нечего и говорить о какой-либо мощи одной песчинки. Гармония во Вселенной и гармония в Душе человека наступит тогда, когда человек будет осознавать, что он является только слугой Бога, потому от него требуется честно и бескорыстно служить Ему. В этом цель жизни и предназначение человека.
Тело человека — модель Вселенной. Это система, дублирующая Вселенную в целом, отражающая макрокосм со всеми его четырнадцатью планет- „ими системами. Все процессы, проходящие во Вселенной, проходят в той же пос ледГательности„ в нашем организме. Основой средневековой аст- пологаи была звезда магов, или система из семи оформленных планет которые соответствуют семи дням недели и семи известным металлам. Древ- Z астрологи говорят о семи главенствующих планетах, которые самым непосредственным образом воздействуют на тело человека, изменяя свои качества ПОД воздействием других планет. Например, на наших руках, на ладони расположены планеты: Юпитер, Сатурн, Солнце, Меркурии, Марс, л7на Венера, качества планет влияют на ум, разум и душу человека в за- висимости от положения других планет. Древние посвященные астрологи видели в конструкции человека своего рода солнечную систему, где в Солн це отражалась эмблема тройного соединения — электричества, света и теп па. В теле человека сердце является органом, который продуцирует энер гии электричества, света, тепла, магнетизма. Сердце это центр солнеч ной системы организма. Железы внутренней секреции и органы располо жены по спирали и представляют собой растягивающуюся спираль планет