В финальной сцене — сцене ареста — заключена кульминация философского сюжета романа: человек вступает в контакт с ведущими историческими закономерностями своей эпохи и обнаруживает способность своей волей объединять людей и вести их за собой. Так Горький подходит к новому качеству реализма: революционная борьба мыслится не как форма насилия и разрушения, а как возможность личности активно влиять на обстоятельства, формировать и изменять их в своих целях.
IV. Тест по творчеству А. М. Горького (см. Приложение в конце книги).
Домашнее задание
Подготовка к сочинению по творчеству А. М. Горького.
Вариант изучения романа «Мать»
Урок 1. Образ Павла Власова
I. Слово учителя
Роман «Мать» был написан Горьким в 1907 году и был посвящен тем, кто из «коняги» решил стать человеком. Горький показал, как в пролетарской среде пробуждалось «классовое сознание». И Павел Власов — один из тех, кто пошел по пути разума, по пути переделки самого себя и переделки мира. В романе показаны три вехи этого пути: «история» с болотной копейкой и стихийный бунт против фабриканта; первомайская демонстрация и политические требования рабочих; и сцена суда над Павлом Власовым и его товарищами, где «судьи» и «подсудимые» поменялись местами.
М. Горький в своем романе поклоняется рабочему человеку в революции и верит в его победу над эксплуататорами.
II. Обсуждение глав романа, обмен впечатлениями
Остановимся на следующих вопросах:
1. Сюжет романа.
2. Рассказ о серых буднях рабочей слободки, о труде на фабрике, о человеческих отношениях (брань, жестокость отцов к детям, мужей к женам, ненависть и недоверие друг к другу, пьянство).
|
3. Ветер перемен — начало новых отношений между людьми;
4. Демонстрация.
5. Суд.
6. Вера в будущее.
III. Образ Павла Власова
Учащиеся обсуждают путь становления Павла, рассказывают об этапах его жизни.
Основной вопрос:
— Что помогло обыкновенному рабочему парню пойти другой дорогой, отличной от дороги окружающих его людей?
Вопросы учителя (работа с текстом)
1. Какие стороны души Павла открываются читателю в сценах сопротивления отцу и покорности матери? (Главы 2—3-я)
2. Каким Павел пытается стать? (Глава 3-я)
3. Какие книги читает главный герой?
4. Как вы думаете, почему Горький выбирает картину именно с этим библейским сюжетом? («Воскресший Христос идет в Эммаус».)
5. В 4-й главе Павел говорит: «Хочу знать правду!» Что для него означает это желание?
6. Какова позиция Власова в споре с Рыбиным в 11-й главе? («Только разум освободит человека».)
7. «История» с болотной копейкой. Почему Павел Власов потерпел поражение? (Глава 12-я)
8. Можно ли оправдать жестокость Павла в 23-й главе?
9. Первомайская демонстрация. О каких чертах характера Павла мы узнаем из этого эпизода? (Глава 18-я)
10. Какие выводы можно сделать из сцены суда?
Обсуждаем эти вопросы. Учащиеся делятся своим отношением к главному герою романа Горького «Мать». Свои выводы и суждения подкрепляют цитатами из текста.
Учитель предлагает для обсуждения эпизод из романа.
Домашнее задание
1. Подготовка к обсуждению образа Ниловны. Ее эволюция на протяжении романа (цитаты из текста).
2. Подготовить сообщение по теме: «Рыбин — антипод Власова». Их спор о сердце и разуме. (Глава 11-я)
|
Урок 2. Образ Ниловны в романе «Мать»
I. Проверка домашнего задания
Выступление учащихся по поводу спора Павла Власова с Рыбиным. Анализ спора о сердце и разуме как о правде и вере.
II. Слово учителя
Не случайно Горький назвал свой роман «Мать». Безусловно, этим писатель хотел показать, что именно Пелагея Ниловна является ключевой фигурой произведения. Ее портрет напоминает русских женщин из народа, милых и добрых, но с печатью страха и молчания: для самого писателя образ матери священен, ведь она дает жизнь, благословляет своих детей на добрые дела.
Для чего Горький ввел в свой роман образ матери? Наверное, для того, чтобы показать ее сознательный приход в революцию; показать приход человека страдающего, обезличенного, душевным оплотом которого был только Бог. Горький доказывает эволюцией героини, что в сознании русского человека можно соединить революцию и Бога. Русская женщина, щедрая на любовь, не понимала и не подозревала, какой выбор она сделала, подменив правду Бога правдой сына.
III. Обсуждение образа Ниловны
Учащиеся делятся своими впечатлениями, пользуясь подготовленным дома материалом. Зачитывают отрывки текста, приводят цитаты, подтверждающие их суждения. Делают выводы.
Вопросы учителя (работа с текстом)
1. Что собой представляет жизнь Ниловны в начале романа?
2. На что жалуется главная героиня? («Все у меня выбито, заколочена душа наглухо, ослепла, не слышит».)
3. Изменение мира Ниловны, «преображение» ее души.
4. В каких обстоятельствах русская женщина опирается на религиозные чувства? («Иисус Христос, помилуй нас...» — глава 6-я; «Насчет Господа — вы бы поосторожнее» — глава 11-я; «Молилась без слов...» — глава 14-я и т. д.)
|
5. Как меняется отношение Ниловны к Богу? С чем связана такая перемена? («Не молясь Богу, начала прибирать комнату» — глава 1-я; «Незаметно для нее она стала меньше молиться, но все больше думала о Христе» — глава 8-я; «Давно не возникавшее желание молиться волновало ее» — глава 28-я.)
6. Речь Ниловны после демонстрации.
7. В чем смысл новой веры, к которой пришла героиня романа? («Ей вспомнились следы забытых молитв, зажигая новой верой, она бросала их из своего сердца точно искры... Ведь это — как новый бог родится людям! Все — для всех, все — для всего... все дети одной матери — правды» — глава 28-я.)
IV. Итог урока
К концу романа Ниловна считает, что правда сына воскресила ее душу, а дружба «детей» — и рабочих, и городской интеллигенции, — согрела ее пламенем искренней любви. Не случайно в финальной сцене Ниловна говорит жандарму и народу: «душу воскресшую не убьют... морями крови не угасят правды».
Домашнее задание
Подготовить письменные ответы на следующие вопросы:
1. В чем Ленин видел пользу романа Горького?
2. Назовите «сильные» и «слабые» страницы романа. Почему их можно так назвать?
3. В чем связь Рахметова с Павлом Власовым?