Изучите концепции, внесшие большой вклад в становление понимания культурного разнообразия и межкультурного взаимодействия.
На контрольной работе № 2 Вы должны будете суметь изложить основные идеи любой из этих концепций.
I. КОНЦЕПЦИЯ ЭВОЛЮЦИОНИЗМА
В середине 19 века в европейской науке широко распространяются идеи эволюционизма. Он стал основным научным методологическим подходом в культурной антропологии XIX века.
Центральное понятие этого направления – эволюция – плавное накопление изменений, которые постепенно ведут к усложнению любой биологический или социальный организм). Суть эволюционизма – любое явление рассматривается как элемент процесса перехода от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. В данной
Благодаря популярности идеи эволюции, представления о процессе поступательного развития в животном и растительном мире стали переносятся и в сферу культуры. Появилось множество исследователей культур разных народов, которые писали об эволюции религии, семьи, морали, права и т.д.
Наиболее значимые фигуры эволюционизма – Герберт Спенсер (1820-1903), Эдуард Тайлор (1832-1917) – англ. ученый антрополог, религиовед. Антропология - наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. В 1865 г. в книге «Исследования в области древней истории человечества», он сформулировал основные идеи эволюционизма. Но мировую известность ему принёс труд «Первобытная культура» (1881), где была представлена развёрнутая картина эволюционного развития культуры.
ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫКОНЦЕПЦИИ Э. ТАЙЛОРА:
1. Человек и вся история человечества есть часть истории природы, поэтому их развитие происходит по сходным законам. Развитие человека, как культурного существа – продолжение эволюции. Культура – это комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.
|
2. Культура находится в постоянном развитии, в движении. Её состояние на каждом отрезке времени качественно отличается от состояния предшествующего и последующего момента развития. Каждая ступень развития – продукт прошлого и при этом играет свою роль в формировании будущего. Развитие идет от состояния дикости и варварства к цивилизации, т.е. по восходящей прогрессивной линии. НО при этом возможен и культурный регресс, упадок, застой (как временное явление). Надо отметить, что идея прогресса – одна из центральных в общественной мысли 18-19 в.в. Она подразумевала единые законы истории, которые определяют последовательность этапов развития всех народов по одному и тому же историческому пути (но с разной скоростью). Эталоном цивилизации для Тайлора остается европейская культура.
3. Предложил идею преемственности культуры и единства исторического процесса. Все народы соединены в единый непрерывный эволюционный ряд и уних обнаруживаются одинаковые черты культуры. Их развитие определяется схожими причинами. Все они, в том числе и первобытные, в результате эволюции неизбежно возвысятся до уровня цивилизации, т.к. все люди одинаковы по своим психологическим и интеллектуальным задаткам. А различия в культурах стран и народов объясняется тем, что они находятся на разных ступенях эволюции. Эволюционизм сыграл большую роль в преодолении расизма и дискриминации.
|
4. Особое внимание уделял изучению духовной стороны культуры (религии, магии и обрядами, связанными с ними), т.к. видел в этой сфере основу и источник культурного своеобразия. Исследовал религию, особенно вопрос её зарождения и первобытные формы. Предложил анимистическую теорию религии. Исследовал веру в душу, возникшую ещё у первобытного человека и обозначил её термином «анимизм» (от лат. anima – душа). На основе учения о душе архаический человек объяснял: смерть (уход души из тела навсегда), болезни (временный выход души из тела), сновидения (путешествие души вне тела или приход других душ) и другие. Из идеи души постепенно развились более сложные представления о духах природы, растений, о загробном мире, о великих богах природы, о верховном Боге. Тайлор рассматривал постепенное развитие религиозных представлений у различных народов мира от разрозненных анимистических верований, фетишизма, культа отдельных животных (тотемизма) до сложившихся современных мировых религий.
Обратил внимание на важность изучения языка, как одного из основополагающих явлений культуры. Считал не продуктивным исследование культуры без знания её языка. Тем самым Тайлор внес важный вклад в развитие теории межкультурного взаимодействия.
Но несмотря на успехи эволюционизма к к. 19 века в нем были обнаружены существенные недостатки: 1) эволюция явлений или элементов культуры изучалась вне зависимости их связей друг с другом. Культура, по мнению Тайлора, не представляет целостного явления. 2) не уделено должное внимание национальным, региональным и др. особенностям культур; 3) не принималась во внимание свобода человеческого творчества как созидающей силы культуры и др.
|
Это привело к тому, что к. 19 – нач. 20 в.в. большинство исследователей отходит от эволюционизма и начинают отрицать идею единства культуры всего человечества. Правда интерес к эволюционизму не исчез и возродился в неоэволюционистских взглядах Л.Уайта. Он произвел переосмысление понятия эволюции культуры и применение его для анализа культуры человечества.
Как противоположность (антитеза) идеям эволюционистов в к.19 – 20 в.в. появляется теория исторической типологии культур (теория локальных цивилизаций). Она стала важным этапом в развитии межкультурной коммуникации как научной дисциплины.
Её представители выступили против идеи однолинейной эволюции и стадиальной последовательности исторического развития культуры. За существование множества автономных, уникальных культур, каждая из которых вносит свой вклад в развитие культуры всего человечества. Эти идеи оформились в принцип культурного релятивизма (от лат. relativus – «относительный»). Он утверждает относительную обособленность культур, разнообразие путей их развития, ценностных систем и культурно-исторических типов. Подчеркивается различия между культурами разных народов, их мировосприятия, мышления. Все культуры рассматриваются как равные по значимости, но качественно разные, самобытные. Поэтому любая культура может быть понята только в ее собственном контексте и только тогда, когда она рассматривается в целостности.
С позиции культурного релятивизма социальное взаимодействие представителей различных культур затруднено, так как члены одной культуры не могут понять мотивов и ценностей представителей других культур.
Новый подход породил целую группу концепций локальных цивилизаций.