КОНЦЕПЦИЯ «ЗАМКНУТЫХ КУЛЬТУР» О. ШПЕНГЛЕРА




Освальд Шпенглер (1856-1939) – немецкий философ, книга которого «Закат Европы» (1918 -1922) произвела настоящую сенсацию в общественной мысли начала 20 века и стала бестселлером. О.Шпенглер – учитель истории и математики одной из мюнхенских гимназий – после издания книги стал крупнейшим культурологом и философом эпохи. В книге содержится огромный фактический материал. Книга во многом созвучна тем настроениям, которые были в середине 20 века. Труд многоплановый: прослеживается судьба европейской культуры, воссоздаётся историческая картина развития и разрабатывается типология мировой культуры, определяются особенности культур. Важно, что автор ставит вопрос не только о самобытности локальных культур, но и о невозможности глубинного взаимодействия и культурной преемственности между ними.

 

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ КОНЦЕПЦИИ

1. Не существует единого мирового культурно-исторического процесса. Реальная история – это смена отдельных замкнутых и взаимонепроницаемых культур, которые между собой не взаимодействуют, а потому нет преемственности в развитии, а значит, нет культурного прогресса человечества. Всемирная история – протяжённое во времени поле, в разных местах которого вспыхивают, разгораются и угасают «костры культурных миров», оставляя после себя «пепелища с мёртвыми останками созданных в них ценностей», эти ценности не влияют на содержание других культур. По Шпенглеру, прогресс – это только иллюзия, видимость.

2. Далеко не каждый народ способен к созданию собственной культуры. Не все культуры прошли полный цикл развития, некоторые погибли, не успев полностью реализовать свои возможности. Причины: природные катаклизмы и нашествие врагов.

За всю историю человечества сложилось лишь 8 культур прошедших полный цикл естественного развития: 1) Древний Египет (несколько тысячелетий), 2) Древний Вавилон, 3) Древняя Индия, 4) Древний Китай, 5) Античность (Древняя Греция и Древний Рим), 6) золотая культура Средневековья (исламская средневековая культура и культура Византии), 7) культура древних майя, 8) культура Европы (Западная Европа с раннего Средневековья и заканчивая буржуазным этапом). В стадии зарождения находится русская культура.

3. Каждая культура подобна живому организму, т.к.:

а) и организм, и культура есть целостность,

б) проходят замкнутые циклы естественного развития (рождение, детство, созревание, старение, умирание). У культуры биологические законы развития. Время жизни культур примерно 1000 лет.

4. Все культуры уникальны (подобны отдельной человеческой личности, которая имеет индивидуальное своеобразие), а поэтому равноценны для человечества. Выступал против идей европоцентризма.

5. Для объяснения своеобразие каждой культуры Шпенглер ввел понятие «душа культуры».

Душа культуры:

· представляет собой нечто нематериальное, мистична по происхождению (проявление тайных сил),

· не доступна разуму (поэтому, люди разных культур понять друг друга не могут, и поэтому нет взаимодействия и нет преемственности).

· Она проявляется в творчестве (в особенностях живописи, музыки, архитектуры, поэзии, научного мышления) и человеческой деятельности. Народ воплощает в творимой им культуре картину своей души. Культура – это тело, в которое облекается душа.

· Душа культуры созвучна ландшафту (природным условиям), в котором живет культура (но не полностью определена им).

6. На последней стадии своего существования культура переходит в цивилизацию. О. Шпенглер противопоставляет культуру и цивилизацию. Цивилизация – это антипод (т.е. полная противоположность) культуры. Культура – это становление, развитие, цивилизация – это ставшее, застывшее. Почему Ц. последняя стадия? Во-первых, действует биологический закон (все живые организмы смертны). Во-вторых, происходит истощение души культуры. Душа не продуцирует идеи и прекращается творчество. Одним из символов умирания культуры является появление больших городов. Город подобен машине, которая превращает человека в винтик, лишённый индивидуальности, часть агрегата, которая не обладает свободой; нет свободы, нет творчества. Умирающее искусство вырождается в массовые зрелища, в арену сенсаций и скандалов, философия становится никому не нужной, наука служит экономике и политике, интересы людей сосредотачиваются на проблемах власти, насилия, денег, удовлетворения материальных потребностей.

О. Шпенглер в центр внимания ставит судьбу Европы, западного мира, и рисует картину неминуемой приближающейся гибели западной цивилизации (закат Европы).

Учеников у О.Шпенглера не было, а его концепция подвергалась только критике. Но из этой критики выросла философия культуры и культурология ХХ века. Он показал принципиальную уникальность локальных культур, без учета которой невозможна продуктивная межкультурная коммуникация.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: