ТЕОРИЯ «ВЫЗОВА-ОТВЕТА» А.ТОЙНБИ




Детерминизм – философское учение о причинной взаимосвязи и обусловленности, причинности всех явлений. Географический детерминизм усматривает причину явлений в географических условиях жизни людей. Подобные идеи были ещё в философии Аристотеля. В 20 веке некоторые идеи географического детерминизма нашли своё выражение в культурологии, хотя и в смягчённом варианте в теории Тойнби.

Арнольд Тойнби (1889-1975) английский историк, он 30 лет работал над трудом «Постижение истории» (в 12 томах) (1939-1961), который посвящён философскому рассмотрению исторического процесса, осмыслению развития человечества через процесс постоянно сменяющих друг друга цивилизаций. А.Тойнби употреблял термин «цивилизация» в качестве синонима термину «культура».

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ А.ТОЙНБИ:

1. Не существует единой цивилизации человечества. Всемирная история - совокупность историй самостоятельных локальных цивилизаций, сосуществующих рядом друг с другом. Границы локальных цивилизаций как во времени, так и в пространстве превосходят границы национальных государств (цивилизации могут включать в себя некоторое множество государств). Цивилизации уникальны, относительно самостоятельны, но полностью не изолированы друг от друга. Могут иметь связи на подобие «сыновне-отеческих» и образовывать цепочки цивилизаций. А могут быть никак не связаны ни с предшествующими, ни с последующими (например, египетская).

2. В истории существовала 21 цивилизация (а включая цивилизации-спутники и застывшие цивилизации, - их 37). Все цивилизации проходят стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего гибнут и уступают место другим. В 20 веке существуют 7 цивилизаций: западная, православная, индуистская, китайская, дальневосточная (в Корее и Японии), иранская, арабская (в основу деления он положил религию).

3. Цивилизации появились лишь несколько тысяч лет назад. Всю предшествующую историю люди жили в обществах доцивилизационного типа – примитивных (малочисленные племена и с небольшими территориями). Их на было – около 650. Возникновение цивилизаций – это результаткомбинации двух условий:

1) наличие среды обитания не слишком благоприятной, но и не слишком враждебной для человека. Хорошие условия не стимулируют к развитию и творчеству, а в суровых враждебных условиях люди полностью тратят силы только на выживание,

2) наличия в обществе «творческого меньшинства» (одарённые люди разных видов деятельности: политики, полководцы, ученые, религиозные деятели и др.).

4. Рождения и динамику цивилизаций Тойнби объясняет действием механизма «Вызова-Ответа». Вызов – это резкое ухудшение условий существования, на которое общество, чтобы выжить, должно дать Ответ, т.е. найти выход из сложной ситуации. Вызовы побуждает общество к совершенствованию, а нахождение адекватного ответа означает его подъем на более высокую ступень развития (прогресс). Отсутствие такого Ответа приводит к кризису, ставит под угрозу существование общества. А отсутствие Вызовов означает отсутствие стимулов к развитию (стагнация, т.е. застой). История любой цивилизации – это последовательность актов Вызова и Ответа. Таким образом, в отличие от Данилевского и Шпенглера цивилизации у Тойнби развиваются не по биологическим, а по социальным законам.

5. Вызовы могут быть природного или социального происхождения.

Природные: климатические сдвиги, наводнения, заболачивания, иссушение земель и др. вызывают различные ответы общества (переселение, строительство ирригационных сооружений, поливное земледелие). (Пример: первые Вызовы природного характера брошены долинами рек: Нила, Тигра, Евфрата, Инда…Там возникают первые цивилизации, которые получили название «речные»)

Вызовы социальной (человеческой) среды:

- «стимул удара» – неожиданное внезапное нападение врагов,

- «стимул давления» - непрерывно длительное внешнее давление (например, длительное давление кочевников Великой Степи сыграло стимулирующую роль в развитии православно-христианской Руси);

- стимул социального ущемления – это рабство, бедность, классовое неравенство, национальная или религиозная дискриминация.

Рассматривая социальные вызовы, Тойнби затрагивает и проблемы межкультурного взаимодействия между цивилизациями.

6. Дать ответ на вызов способны не многие выдающиеся личности. Общество цивилизаций делится на две части: творческое меньшинство и инертное большинство. Творческое меньшинство находит ответы на вызовы. Но успешный ответ возможен только если творческое меньшинство смогло убедить последовать за собой инертное большинство. Масса должна быть готова воспринимать идеи творческого меньшинства, подражать ему (добровольное подражание – мимесис). Движется вперед лишь то общество, в котором есть единение этих двух сил.

7. На один и тот же Вызов могут быть даны разные ответы, а значит, возможны разные варианты развития, т.е. культуры народов будут разными. Ход истории зависит от деятельности людей, насколько они разумны и активны. Тойнби верит в возможность будущего объединения всех людей в общечеловеческие цивилизации на основе создания единой мировой религии. Тойнби – религиозный философ и видит цель существования цивилизаций в создании все более развитых форм религии, создавая религии, человек ищет ответ на главный вызов истории – вызов Бога: «быть человеком».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: