ДОМАШНЯЯ РАБОТА
Структура бухгалтерского баланса коммерческого банка. Учёт и отчётность коммерческого банка
по дисциплине « Управление государственной денежно-кредитной политикой »
Выполнил
студент группы 437334/0301: Я.И. Молчанова
Руководитель,
доцент, к.э.н.: М.В. Иванов
Санкт-Петербург
2018
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………. | |
1.Принципы ведения бухгалтерского учёта в коммерческом банке…… | |
Виды бухгалтерской отчетности коммерческого банка и порядок ее предоставления…………………………………………………………… | |
Структура и принципы построения бухгалтерского баланса в коммерческих банках……………………………………………………. | |
Заключение………………………………………………………………… | |
Список использованных источников……………………………………... |
Введение
Банковская система на сегодняшний день – это одна из самых важных сфер национального хозяйства любого развитого государства. Особое, даже центральное место в современной банковской системе принадлежит коммерческим банкам, которые предоставляют своим клиентам полный спектр финансовых услуг, объемы, качество и скорость выполнения которых постоянно совершенствуются и возрастают благодаря внедрению и применению современных технологий.
В нынешних условиях повышения конкуренции на рынке банковских услуг, увеличения банкротств банков, возникает потребность иметь достоверную информацию о финансовом состоянии банков, тенденциях изменения ликвидности и платежеспособности.
Баланс коммерческого банка – это бухгалтерский баланс, в котором отражается состояние собственных, привлеченных и одолженных средств банка, их размещение в кредитные и другие активные операции. Банковские балансы являются коммерческой информацией и отвечают ее основным требованиям.
|
Актуальность темы настоящей работы обусловлена основными отличиями правил ведения бухгалтерского учета кредитными организациями от правил ведения бухгалтерского учета бюджетными и прочими организациями, а, следовательно, отличен и порядок предоставления информации о финансовой деятельности организации.
Целью данной работы является изучение на теоретическом уровне организации бухгалтерского учёта в коммерческих банках, особенности построения бухгалтерского баланса.
Для выполнения данной цели было поставлено несколько задач, таких как:
1. Рассмотрение бухгалтерского учёта в банках.
2. Изучение видов бухгалтерской отчётности в коммерческих банках.
3. Рассмотрение структуры банковского баланса.
Принципы ведения бухгалтерского учёта в коммерческом банке
Как мы знаем, на сегодняшний момент в России действует, обобщенно говоря, двухуровневая банковская система. Первый уровень представлен Центральным банком Российской Федерации, который ведет расчеты между кредитными организациями и занимается регулированием их деятельности.
Ко второму уровню относятся коммерческие банки, которые предоставляют финансовые услуги организациям и частным лицам.
В Федеральном законе N 395-1 «О банках и банковской деятельности» сказано, что банк – это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
|
Банковские организации основывают свою деятельность на использовании полной и достоверной информации о формировании ресурсов, достигнутых результатах, наличии резервов на возможные потери и прочих банковских операциях. Обеспечивает банк данной информацией ведущийся в нем бухгалтерский учет.
Бухгалтерский учет можно представить в виде потока информации о состоянии и движении денежных средств, имущества, фондов, кредитов, ценных бумаг, создаваемых резервов, доходов и расходов, конечных финансовых результатов работы банка. Ответственным за организацию бухгалтерского учёта является руководитель банка.
Бухгалтерский учет банковских организаций значительно отличается от учета других хозяйственных субъектов и, следовательно, имеет свои отличительные черты.
Прежде чем определять эти самые специфические черты в бухгалтерском учёте коммерческих банков и проводить сравнение с иными системами ведения учёта, обозначим задачи, стоящие перед бухгалтерией банка. Они таковы:
1. Формирование полной и достоверной информации о деятельности банка и об его имущественном положении.
2. Ведение подробного, полного и достоверного учета всех банковских операций, наличия и движения требований и обязательств, использования кредитной организацией материальных и финансовых ресурсов.
|
3. Определение резервов для обеспечения финансовой устойчивости банка и предотвращения отрицательных результатов его деятельности [1].
Нормативное регулирование бухгалтерского учета банков обособлено, определяется «Положением о Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения» № 579-П.
В плане счетов коммерческого банка пять разделов – балансовые счета, счета доверительного управления, внебалансовые счета, срочные операции, счета депо. В то же время, план счетов предприятий предусматривает восемь разделов – внеоборотные активы, производственные запасы, затраты на производство, готовая продукция и товары, денежные средства, расчеты, капитал, финансовые затраты. Также выделяются забалансовые счета.
Коммерческие банки используют мемориально-ордерную систему учета, в то время как предприятия – журнально-ордерную.
Однако, принципы ведения бухгалтерского учёта примерно одинаковы в этих двух системах и их обобщенно можно представить следующим образом:
1. Непрерывность деятельности.
2. Постоянство правил.
3. Осторожность.
4. Отражение доходов и расходов по методу начисления.
5. Своевременность отражения операций.
6. Раздельное отражение активов и пассивов.
7. Преемственность входящего баланса.
8. Приоритет содержания над формой.
9. Открытость.
Стоит отметить, что структура плана счетов у коммерческих банков является фиксированной и состоит из трёх уровней. При этом первые два уровня посвящены финансовым операциям с различными организациями, которые могут являться как кредиторами, так и дебиторами по отношению к банку. Третий же уровень представлен лицевым счётом, состоящим из 20 знаков. В свою очередь, он состоит из трёх разделов. Первый включает в себя пятизначный счёт, во втором указывается код валюты, в которой ведутся расчёты. Третий раздел включает всё остальное [2].
Как и на предприятиях, банковские организации ведут учёт по синтетическим и аналитическим счетам.
Синтетический учет – это учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам. На основе данных синтетического учета принимаются ответственные управленческие решения.
Аналитический учет – это более подробный детализированный учет, который раскрывает информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета. Аналитический учет в банках ведется на лицевых счетах. Счета аналитического учета по операциям ведутся в двух измерителях – в единицах иностранной валюты и в рублевом эквиваленте.
Также можно назвать следующие главные особенности бухгалтерского учета банковских организаций:
1. План счетов банковской организации отличается своей структурой. Больше разделов и счетов в нём посвящено операциям с ценными бумагами, драгоценными металлами и денежными средствами.
2. В банковской организации баланс составляется за каждый операционный день [1].