Культура: традиции и современность.




Культура: традиции и современность.

Культура США столетиями впитывала в себя черты всех этнических элементов, составляющих американское население. Однако ядро ее формировала культура выходцев из Англии.

Основные черты материальной культуры США определяют повседневный быт их жителей.

Американское искусство – литература, музыка, танец, изобразительное искусство – уходит своими корнями в глубины народного творчества. Многие исходные элементы американского фольклора были привезены из Старого Света, другие возникли в Новом Свете. Но даже сочетание старых элементов, их развитие и видоизменение давали специфически американский продукт. Разумеется, как и во всяком классово антагонистическом обществе, культура широких народных масс во многом отличается от культуры богатой верхушки.

 

Архитектура.

Жилища американцев и их общественные здания долгое время строились по различным европейским образцам, в которые вплетались некоторые конструктивные элементы индейского зодчества. В общем американская архитектура носила до последних десятилетий подражательный характер.

В 30-х годах XX века в США стали работать крупные европейские зодчие, бежавшие от германского и испанского фашизма. Их опыт, сформировавшийся в свое время под воздействием американских архитектурных идей, получил творческое применение в изменившихся историко-экономических и технических условиях США.

Развитие строительной техники в XX в. позволяло американским архитекторам решать все более смелые конструктивные задачи. Эстетические же вопросы ставились ими в зависимости от идейной борьбы, происходившей в американском обществе.

Колоссальные постройки с гладкими поверхностями из стекла и бетона, сооружавшиеся в первой половине XX века и распространившиеся во многих странах, стали в середине века вытесняться зданиями в духе «американского неоклассицизма», где зачастую эклектически воскрешались архитектурные украшения прошлых эпох. С другой стороны, стало принято подчеркивать грубоватость и массивность зданий в противовес прежней строгой гладкости. В последние десятилетия сооружаются замкнутые комплексы зданий, часто сконцентрированные вокруг внутреннего двора. Построены сверхвысотные дома, например в 110 этажей (Нью-Йорк).современное американское зодчество озабочено созданием архитектурных ансамблей (которыми оно в прошлом нередко пренебрегало). Их стараются связать с природной средой.

Пригороды застраиваться преимущественно односемейными домами, которыми владеют 2/3 американских семей. Характерные для американского быта передвижные дома, т.е. автоприцепы в которых по долгу, а то и постоянно живут целые семьи.

Музыка.

Фольклор, привозившийся в течении столетий иммигрантами разных национальностей, стали собирать и изучать в США лишь в последние десятилетия XX века. Однако проникновение фольклора иммигрантской группы за ее пределы представляется бесспорным. Так, немецкие народные песни оказывали влияние на музыкальный фольклор США вплоть до наших дней.

Одним из основных элементов американской музыки стали пуританские хоровые гимны., распевшиеся в колониальных церквах Новой Англии. Известные всем ввиду уже отмечавшегося большого значения церкви в жизни колоний, они со времен стали звучать как светские песни, подчас и с другим текстом. В частности, гимны оказали большое влияние на музыку негров.

Негритянское народное творчество – богатейшая и самобытная часть фольклора США. Высшим его достижением, а вместе с тем и высшим достижением американского народного искусства специалисты считают «спиричуэлз». Это духовные гимны, чаще всего исполнявшиеся хором. Текст религиозного характера состоит из малого количества слов, которые неоднократно повторяются и зачастую импровизируются. Главное в «спиричуэлз» - музыка. Драматический герой – олицетворение всех рабов и угнетенных. Часто в «спиричуэлз» скрыт тайный смысл: во все времена рабства, когда и возникали эти гимны, некоторые из них звучали условным сигналом, призывом к сопротивлению. На стиль «спиричуэлз», которые бытовали и среди белой бедноты, оказали влияние также баллады.

В афроамериканской среде были созданы и другие песни, в которых говорилось о труде раба, о рабской доле, о Гражданской войне, позже – рабочие песни, песни негритянских гетто. В конце 19 века негритянские лирические песни «блюзы» распространяются среди белого населения. В отличии от «спиричуэлз» это песни светского содержания, текст играет в них большую роль, исполняются они чаще всего одним певцом. Блюзы проникнуты тоской или горьким весельем, зачастую эротичны, иногда циничны. В XX в. блюзы стали национальным американским песенным жанром.

Во всем негритянском музыкальном фольклоре сохранились свойственные африканской музыке чувство ритма, речевые интонации и т.д., но сам он создавался уже в американских условиях, жителями Америки и под перекрещивающимися влияниями искусства других этнических слоев американского населения.

Перлом в американской музыке произошел - в XX в. – опять-таки под воздействием народного музыкального творчества. Во втором десятилетии этого века по стране стала быстро распространяться джазовая музыка. Колыбель джаза – Новый Орлеан, его уроженцем был, в частности, знаменитый джазовый музыкант-негр Луи Армстронг.

Джазовая музыка завоевала США, а за ней и другие страны. Видный американски писатель Скотт Фицджеральд назвал 20 – е годы веком джаза, и это название привилось. Через тридцатилетие движение американской молодежи сопровождалось расцветом – на джазовой же основе – ряда жанров популярной музыки, объединяемых названием «биг-бит» (большой ритм).

Литература.

В начале XX в. на американском литературном горизонте сияла яркая звезда Джека Лондона. Писатель – самоучка, поднявшийся из низов, он выразил в многочисленных рассказах романтику борьбы людей с суровой северной природой. Участвуя в социалистическом рабочем движении, Джек Лондон создавал книги о классовой борьбе, например, фантастический роман «Железная пята».

В ту же пору развернулось в общественной и литературной жизни США громкое движение так называемых «разгребателей грязи», группы радикальных публицистов, разоблачивших в печати преступления монополистических компаний и злоупотребления связанных с ними американских властей. К этому кругу принадлежал известный писатель Эптон Синклер, роман которого «Джунгли» вызвал публичный скандал и даже привел к некоторым законодательным постановлениям. За свою долгую жизнь Синклер написал множество романов на жгучие темы американской, и подчас и международной общественной жизни.

Художественное развитие начала XX в. подготовило мощный подъем американской литературы в двадцатилетие между двумя мировыми войнами. В это время развернулось творчество крупного писателя Синклера Льюиса, подвергшего уничтожающей критике разные стороны американского буржуазного общества.

В то же двадцатилетие началась деятельность гигантов американской литературы XX в. – Хемингуэя, Фолкнера, Стейнбека.

Хемингуэй воспевает мужество и достоинство человека в жизни и смерти. Свидетельство этому, в частности, одно из его произведений – повесть «Старик и море».

Уильям Фолкнер был величайшим из плеяды талантливых писателей южной школы. Он – творец эпического цикла романов и повестей об американском юге, действие которых происходит в округе с вымышленным названием Иокнапатофа и в городе с вымышленным названием Джефферсон. Книги Фолкнера отличаются большой социально-психологической глубиной и своеобразием стиля.

Джон Стейнебек прославился романом «Гроздья гнева», который вышел в 1939 г., в конце десятилетия, отмеченного жестоким кризисом и депрессией. Эта книга о горестях трудовых людей Америки, об их человечности и солидарности.

Е годы ознаменовались – в обстановке экономического кризиса – подъёмом рабочего и коммунистического движения, общественной активностью интеллигенции, ростом прогрессивных элементов во всей духовной жизни страны.

Вторая мировая война и развернувшаяся после нее научно-техническая революция положили начало новому периоду в жизни американского общества и соответственно в американской литературе. Традиции социальной критики, которые были свойственны лучшей части этой литературы в предшествующий период, развивались и получили новое выражение. Зачастую это бывало полное отрицание всего американского общества, выражение болезненной отчужденности личности в буржуазной системе, чаще всего бунт одиночки против установившегося порядка вещей.

В послевоенный период наступила полоса реакции. Некоторые писатели (Дос Пассос, Синклер) отступили от идеалов 30-х гг. С 50-х гг. особый вес приобрела массовая литература, являющаяся составной частью индустрии культуры. Ключевая характеристика массовой литературы -- облегчение доступности и сопричастности к современной культуре в ее редуцированном виде, суррогат эстетического удовлетворения: поэзия становится псевдопоэтичностью, пафос - патетической мелодекламацией, красота - красивостью, любовь - сексуальным влечением и т.д. Поэтика массовой литературы - это поэтика штампа, особенно в портрете и психологии героев, в слоге и сюжете. Огромное место занимают произведения, смакующие секс, насилие. Детективы всегда пользовались успехом и поэтому стали благодатной почвой для создания массовой литературы.

Большинство таких литературных произведений изобилует описаниями убийств, драк, потасовок, грязным натурализмом. Подобные произведения обращаются исключительно к биологическим инстинктам человека, играют на его чувствах, щекочут нервы.

Насилие во всех его видах и проявлениях - необходимый атрибут современной массовой литературы и культуры США.

 

Изобразительное искусство.

Народное творчество сыграло свою роль, хотя и меньшую, чем в музыке, в изобразительном искусстве США.

XX век стал свидетелем разнообразия творческих поисков у американских художников. Успехом пользуются все эти годы примитивы художников- самоучек. В первые десятилетия века художники-реалисты изображали город во всех его проявлениях, в том числе самых отрицательных, и уделяли большое внимание индустриальному пейзажу. В то же время «областники» рисовали фермы и городки Среднего Запада и Юга, подчеркивая народный быт и местный пейзаж.

Среди художников XX в. выделяются строгим монументально-обобщенным стилем и колористическим мастерством живописи, а также графическими работами Рокуэл Кент, являющийся также писателем. Многие живописные произведения были подарены им различным советским музеям. Европейские художественные школы оказывали большое влияние на американское искусство, тем более что многие видные представители этих школ эмигрировали в США, особенно во время второй мировой войны. Наибольшее распространение получили разные виды экспрессионизма. После второй мировой войны утвердились абстракционистские течения.

В последние десятилетия интенсивно развивается искусство, преимущественно прикладное, разных индейских народов. Индейские мастера и художники культивируют народные традиции и обновляют их в современном духе.

Самым крупным представителем абстракционизма был Джексон Поллок (1912--1956). Он придал принципам абстракционизма логическую законченность. Дж. Поллок утверждал, что важен не результат, а сам процесс творчества и воспоминания о нем, оставшиеся на полотне. Поэтому можно отказаться от традиционных средств живописи, мольберта и т.п., беспорядочно разбрызгивая краски на полотно. Метод Дж. Поллока и его последователей и получил название абстрактного экспрессионизма ("Люцифер", "Номер пятнадцатый").

Широкое распространение в США получило и течение поп-арта, возникшее в конце 50-х гг. Отличительная его черта -- широкое использование в качестве выразительных средств для создания произвольных композиций реальных случайных предметов быта, афиш, газет, рекламы. Впервые к консервным банкам, бутылкам от пепси-колы, рекламным объявлениям стали относиться как к объекту эстетического интереса. Наибольшую популярность в сфере поп-арта США приобрели Джаспер Джонс (р. 1930), Роберт Раушенберг (р. 1925), а также Рой Лихтенштейн (р. 1923). Дж. Джонс первым из поп-художников удостоился персональной выставки в 1958 г., где он продемонстрировал изображение американского флага, букв алфавита, цифр и мишеней для стрельбы из лука.

В 60-е годы оформилось кинетическое искусство - произведения изобразительного искусства, чаще скульптуры, части которого находятся в движении или создают впечатление движения. Кинетическое искусство обычно выступает разновидностью поп-арта (Р. Раушенберг выставлял произведения, которые приводились в действие от движения публики).

Самое молодое направление в изобразительном искусстве -- гиперреализм (сверхреализм). Гиперреалисты полагают, что всякое реалистическое, или, как они выражаются, традиционное, изображение не отражает истинной картины мира. Использующий цветную фотографию или муляж для воспроизведения действительности, гиперреализм по сути является разновидностью натурализма.

 

Театр.

К концу первого десятилетия XX в. все театральное дело превратилось в отрасль промышленности - бизнес увеселения. Сформировался новый тип театра США, получивший название коммерческого театра. Он вытеснил стационарные театры, которые не могли соперничать с ним ни по пышности оформления, ни по яркости рекламы. Изменился репертуар театров: классические произведения почти не ставились; ловко написанные развлекательные пьесы с выигрышными ролями звезд, музыкальные комедии а ревю (шоу) заполнили сцены многочисленных театральных зданий. Снизившийся художественный уровень спектаклей прикрывался пышным оформлением.

Центром театральной жизни США стал Бродвей - одна из главных улиц Нью-Йорка. Бродвейские театры, не имеющие ни постоянных трупп, ни постоянных режиссеров, ни постоянного репертуара, - до сих пор ведущие театры США.

В 20-х и 30-х гг. в репертуаре театров США широко исполнялись пьесы американского драматурга Юджина (У Нила ("Любовь под вязами", "За горизонтом", "Странная интермедия", "Траур к лицу Электре"); писателя-драматурга и киносценариста Альберта Мальца (1908--1985) ("Карусель", "Мир на земле", "Черная шахта", "Рядовой Хикс").

В годы Второй мировой войны на сценах коммерческих театров ставились преимущественно комедии и обозрения. Наиболее значительные постановки этого периода - "Отелло" В. Шекспира с участием известного певца (баса) и драматического актера Пола Робсона (1898-1976) и "Три сестры" А. П. Чехова.

В послевоеные годы значительное место в коммерческих театрах заняли мрачные пьесы с убийствами. Сцены заполнялись героями-алкоголиками, сумасшедшими, деклассированными элементами, покорившимися своей судьбе ("Продавец льда грядет" Ю. О' Нила, "Наш город" Т. Уайдлера (1897-1975). В пьесах доказывалась обреченность людей, бессмысленность их борьбы за лучшее будущее.

В последние годы в коммерческих театрах преобладают постановки ультранатуралистических пьес, принижающих человеческое достоинство, пытающихся свести сущность человеческого к животному, смакующие всевозможные патологические извращения. Значительное распространение получили и пышно оформленные постановки музыкальных комедий (мюзиклы).

40-е гг. были апогеем творческого успеха Артура Миллера (р. 1915). Он автор семейных драм с социальным звучанием. В пьесе "Смерть коммивояжера" остро чувствуется протест против разрушения цивилизацией экологической среды, постепенной утраты связи человека с природой, несоответствия американской мечте реальности, возможности карьеры для всех.

А. Миллер определял свой творческий метод как "абстрактный реализм", однако в 50-е гг. и позже в его произведениях явственно зазвучали экзистенциалистские мотивы. Так, пьесу А. Миллера "Это случилось в Виши" литературоведы определяют как экзистенциалистски окрашенную "драму идей" о соотношении личной и коллективной ответственности за зло мира. В комедии "Сотворение мира и другие дела" прослеживается ироническая коллизия между греховностью человека и поисками нравственного абсолюта.

В этот период в театрах США работал ряд талантливых актеров. Так, одной из "звезд" бродвейского коммерческого театра была Кэтрин Корнеля (1898-1974). Ведущей актрисой драматических театров США долгие годы была Линн Фонтенн (1887-1983). В 1958 г. она совместно со своим мужем и постоянным партнером Альфредом Лантом открыла в Нью-Йорке "Лант-Фонтенн-театр". Их актерский дуэт был известен как "Лантсы".

Большое значение для развития театров США имеет деятельность факультетов драмы университетов и университетстких театров. Эти любительские и полупрофессиональные театры, осуществляющие постановки силами студентов и местной интеллигенции, в известной мере восполняют пробел, образованный отсутствием постоянно действующих государственных театров. Они способствуют также воспитанию квалифицированных молодых актеров, режиссеров и драматургов.

В 50-60-е гг. возросло значение и так называемых общинных театров - небольших театральных организаций, существующих во многих городах США на средства членов-подписчиков, заранее приобретающих абонементы на все постановки театра в данном сезоне.

В 1953 г. в Нью-Йорке был создан некоммерческий Феникс-театр, осуществляющий постановку на своей сцене классических произведений.

В 1959 г. появилась новая форма драматического искусства -- хэппенинг (происшествие). Это своеобразный театральный поп-арт. Он представляет собой набор почти не связанных между собой сцен, в которых актеры и зрители свободно взаимодействуют друг с другом. Текст лишен какой-либо философии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: