Особенностью детского организма является его быстрый рост и развитие. При этом каждый ребенок проходит определенные общие для всех фазы развития.
Ныне педиатры и врачи других специализации пользуются такой схемой периодизации детского возраста:
I. Внутриутробное развитие:
1. Эмбриональный период (до 2 мес).
2. Плацентарный период (от 3 мес до рождения).
II. Внеутробное развитие:
1. Период новорожденности (от рождения до 3-4 нед):
2. Период грудного возраста (с 4-5 нед до 12 мес).
3. Преддошкольный период – ясельный (от 1 года до 3 лет).
4.Дошкольный период (от 3 до 6 лет).
5.Младший школьный период (7-11 лет).
6. Старший школьный период (от 12 до 17-18 лет).
Для детских стоматологов важной является детальная характеристика периодов внутриутробного развития, новорожденности, раннего детства, поскольку в связи с незавершенным дифференцированием органов и тканей, разнообразных систем и организма в целом ребенок в эти периоды особенно подвержен неблагоприятному влиянию факторов внешней среды.
Период внутриутробного развития в среднем составляет 280 дней.
В фазе эмбрионального развития, которая длится до 8-й недели, формируются внешние части тела и внутренние органы. В период эмбриогенеза особенно опасно воздействие разных неблагоприятных факторов: физических (механических, термических, ионизирующей радиации), химических (алиментарный фактор, гормональные дискорреляции, гипоксия, тератогенные яды, лекарственные вещества), биологических (вирусы, бактерии, простейшие). Воздействуя в этот период, они способствуют возникновению нарушений формирования мозга, сердечно-сосудистой системы и других органов. Это время возникновения тяжелых дефектов и деформаций в области лица и челюстей (несращения верхней губы и нёба) как следствия недоразвития носо-лобного отростка - сближения и соединения складок глаза, образования кист и свищей. Могут возникать разнообразные нарушения развития мышечной и нервной систем организма ребенка.
|
Фетальный (плацентарный) период длится от 9-й недели до рождения. Выделяют ранний и поздний фетальный периоды.
Ранний фетальный период (от начала 9-й до конца 28-й недели) характеризуется интенсивным ростом и дифференцированием тканей плода. Влияние неблагоприятных факторов обычно приводит к формированию недостатков развития и может проявляться задержкой роста и нарушениями дифференцирования (гипоплазии или дисплазии) органов и тканей.
Поздний фетальный период начинается после 28-й недели беременности и длится до начала родов. Вредные воздействия на плод в этот период уже не влияют на процессы формирования органов и дифференцирования тканей, но могут вызвать преждевременное прерывание беременности с рождением функционально незрелого ребенка с малой массой тела.
Ранний антенатальный период. Действие тератогенных факторов в этот период приводит к нарушениям строения черепа и лицевых костей, недоразвития хрящей носа и ушей, закрытия глазной щели. К поздним фетопатиям относятся хронические воспалительные процессы, которые возникают в результате инфицирования плода в ранний период. С 4,5-5 мес внутриутробного развития начинается минерализация временных зубов.
В интранатальный период - от начала родов до рождения ребенка, может возникнуть нарушение кровообращения в плаценте, которое часто вызывает асфиксию или гипоксию плода. В этот период возможны родовая травма (формирование кефалогематомы — "родовой опухоли", обусловленной кровоизлиянием, с отеком мягких тканей, вызванным давлением на предлежащую часть плода; травмирование височио-нижнечелюстного сустава, заражение плода условно-патогенной микрофлорой из родовых путей; возникновение точечных кровоизлияний на коже лица и слизистых оболочках, конъюнктиве.
|
Период новорожденности начинается с момента рождения ребенка и длится 4 нед. Для всех основных систем новорожденного характерно состояние гармоничного равновесия, поэтому даже незначительные изменения внешних условий могут привести к серьезным нарушениям в состоянии здоровья малыша.
Иногда даже после нормальных родов у новорожденных наблюдаются физиологические отклонения от нормы.
В первые дни жизни ребенка сосуды кожи расширены и она имеет вид гипере-мированной (так называемый физиологический катар). Приблизительно у половины детей на 2-3-й день после рождения наблюдается физиологическая желтуха, связаная с усиленным распадом эритроцитов и незрелостью энзиматических систем пигментного обмена. Подобные нарушения исчезают самостоятельно и не имеют нежелательных последствий.
В результате отхождения мекония, потери воды (главным образом через легкие и кожу), а также в связи с недостаточным количеством получаемой пищи в первые дни жизни наблюдается так называемая физиологическая потеря массы тела ребенка на 6-9 % от первоначальной.
|
Температура тела новорожденного нестойкая и в первые 2 дня может снизиться на 1-1,5 ºС. У некоторых детей на 3-4-й день наблюдается так называемая транзиторная лихорадка, при которой температура тела несколько часов держится на уровне 38 ºС.
Новорожденный почти беспрерывно спит, поскольку в его центральной нервной системе преобладают процессы торможения.
Вместе с пограничными состояниями в период новорожденности возможно возникновение и некоторых патологических. Новорожденные высокочувствительны к гноеродной инфекции, условно-патогенным штаммам кишечной палочки, сальмонелл, которые способствуют возникновению септических и токсико-септических заболеваний. Но вместе с тем они почти не восприимчивы ко многим острым детским инфекциям. Это обусловлено наличием пассивного иммунитета ребенка, образованного путем проникновения антител матери (IgG, секреторныйIgA).
Грудной период начинается с 1 -1,5 мес жизни и длится до 1 года. Для грудного ребенка характерно значительное усиление обменных процессов на фоне выраженной функциональной незрелости разных органов и систем, прежде всего органов пищеварения, дыхания и нервной системы.
В эндокринной системе происходят определенные сдвиги: в возрасте 4-5 мес усиливается и на протяжении всего 1-го года жизни продолжает нарастать инкреторное влияние щитовидной железы, проявляются функции прегипофиза и вилочковой железы. Значительное напряжение и лабильность обменных процессов у детей грудного возраста является фоном, на котором погрешности в питании способствуют развитию таких заболеваний, как гипо- и паратрофия, или алиментарная анемия, рахит, спазмофилия.
Первоначальный пассивный иммунитет постепенно ослабевает, и уже во второй половине 1-го года жизни дети могут тяжело болеть корью, ветряной оспой, коклюшем и другими инфекционными болезнями. Целесообразность знаний их проявлений в полости рта для стоматолога бесспорна.
Приобретенный иммунитет в грудном возрасте еще очень слабый или вообще отсутствует. Низкая восприимчивость грудного ребенка к инфекциям обусловлена незрелостью рецепторных аппаратов, не отвечающих на патогенные факторы реакциями, обычно наблюдающимися при острых инфекциях. Это состояние может определяться как "иммунитет ареактивности". Случайный контакт с разнообразными инфекциями приводит к продуцированию специфических антител, одновременно сенсибилизируя организм. Входными воротами инфекции чаще всего бывают кожа, слизистая оболочка полости рта и дыхательных путей. Склонность к диффузным реакциям и неспособность к торможению патологического процесса очень характерны для этого возраста.
На 1-м году жизни продолжается формирование и минерализация временных и начинается минерализация постоянных зубов.
Преддошкольний период — от 1 года до 3 лет — характеризуется заметным снижением темпов роста. Быстро созревает центральная и периферическая нервная система. Для ребенка этого возраста характерна значительная эмоциональная лабильность.
Развивается лимфоидная ткань лимфатических узлов, миндалин, аденоидов. На фоне такой гиперплазии в них часто возникают воспалительные процессы. До конца 2-го года жизни прорезываются все временные зубы. Системы пищеварения и дыхания у детей до 3 лет еще не заканчивают своего развития.
Дошкольный период — с 3 до 7 лет. Энергия роста в этот период значительно снижается, мышечная система заметно укрепляется, происходит первое физиологическое "вытягивание". К концу дошкольного периода начинается замена временных зубов на постоянные. В этом возрасте возникает много стоматологических заболеваний. Наиболее распространенные — кариес и его осложнения, абсцессы, лимфадениты, флегмоны, периоститы, остеомиелиты, а также нарушения прикуса и деформации зубных рядов. Дети дошкольного возраста часто болеют острыми респираторными вирусными инфекциями, но течение их относительно более легкое, чем у детей до трех лет. В связи с постоянно нарастающей сенсибилизацией у них уже встречаются аллергические и инфекционно-аллергические заболевания, такие, как бронхиальная астма, ревматизм, нефриты и т.п.
В этом возрасте респираторные инфекции сопровождаются увеличением и воспалением лимфатических узлов челюстно-лицевой области — лимфаденитами неодонтогенного происхождения, которые зачастую требуют лечения ребенка в условиях стационара.
Младший школьный период. К этому возрасту (7-11 лет) структурное дифференцирование тканей уже завершено. Начинается четкий половой диморфизм физического развития. В младшем школьном возрасте чаще всего возникают недостатки физического развития (нарушения осанки, астения). Значительный удельный вес имеют детские инфекции, эндокринные дисфункции. Часто наблюдается хроническая очаговая инфекция ЛОР-органов, пищеварительной системы. Происходит замена зубов, возникают деформации зубных рядов, нарушение прикуса.
Возрастной период с 10 до 12 лет называется препубертатным.
До 12 лет в основном заканчивается формирование периферического иннервационного аппарата, строение двигательной зоны коры большого мозга становится подобным таковому у взрослых.
Старший школьный период (пубертатный) — с 12 до 17-18 лет. Время наступления этого периода значительно колеблется в зависимости от пола и индивидуальных особенностей ребенка. Пубертатный "прыжок" роста происходит у мальчиков в среднем в 14-15,5 лет и заканчивается к 18 годам, у девочек — на 2 года раньше.
В связи с гормональной перестройкой возможны дисфункции эндокринных желез и нарушения обмена веществ. Повышенная продукция адренокортикальных и тестикулярных андрогенов приводит к усиленной функции сальных желез и образованию угрей. В связи с этим дети, стараясь избавиться от косметических недостатков кожи лица, выдавливают "прыщи", что часто осложняется фурункулами, карбункулами, абсцессами и флегмонами, а в некоторых случаях приводит к грозным внутричерепным последствиям (менингит, тромбоз пещеристой пазухи, абсцесс мозга, сепсис). В этот период высока интенсивность поражения кариесом и его осложнениями (периостит, остеомиелит).
Быстрое разрушение 16, 26, 36, 46 зубов, из постоянных прорезывающихся первыми, к сожалению, часто заканчивается их удалением, приводящим к потере "ключа окклюзии" с последующим развитием зубо-челюстных деформаций и изменениями в ВНЧС.