ПРОГРАММА И ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Направление подготовки
40.04.01 Юриспруденция
Профиль подготовки
Организация и деятельность государственных и муниципальных
органов власти города Москва
ОДОБРЕНО: Ученым советом Юридического института Протокол заседания № ____ от «____» _________2016 г. Секретарь ученого совета института Львов А.В. | СОГЛАСОВАНО: Зав. выпускающей кафедрой государственно-правовых дисциплин Царёв А.Ю. «___» ______________ 20__ г. Протокол заседания кафедры от «___» ________ 20__ г. №__ |
Москва
Оглавление
1. Общие положения. 3
2. Цели и задачи ГИА.. 3
3. Структура ГИА.. 5
3.1. Требования к организации и проведению государственного экзамена. 5
3.1.1. Вопросы и задания к государственному экзамену. 7
3.1.2. Список рекомендуемой литературы.. 18
3.1.3. Критерии и шкалы оценки результатов государственного экзамена 23
3.2. Требования к организации и проведению защиты ВКР. 29
3.2.1. Перечень примерных тем ВКР. 29
3.2.2. Методические рекомендации по выполнению ВКР. 31
3.2.3. Критерии и шкала оценки результатов защиты ВКР. 42
4. Порядок подачи и рассмотрения апелляций по результатам ГИА.. 47
Общие положения
Настоящая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакaлавриата, программам специaлитета и программам магистратуры, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июня 2015 г. № 636; федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (далее – ФГОС ВПО) по направлению подготовки 40.04.01 (030900) Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр») утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2010 г. № 1763, Уставом Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет», Положением о проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакaлавриата, программам специалитета и программам магистратуры обучающихся Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет». Государственная итоговая аттестация (далее – ГИА) завершает освоение образовательных программ, имеющих государственную аккредитацию, представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы и является обязательной.
|
Цели и задачи ГИА
Целью ГИА является определение соответствия результатов освоения обучающимися образовательной программы требованиям ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция.
Задачами ГИА являются:
1) оценка степени и уровня освоения обучающимся образовательной программы, характеризующая его подготовленность к самостоятельному выполнению определенных видов профессиональной деятельности:
– в правотворческой деятельности – осуществлять подготовку нормативных правовых актов в сфере конституционного и муниципального права;
|
– в правоприменительной деятельности – обосновывать и принимать решения в пределах обязанностей должностных лиц государственных, муниципальных органов и общественных организаций, совершать действия, связанные с реализацией соответствующих правовых норм, в том числе, составлять необходимые юридические документы;
– в правоохранительной деятельности – обеспечивать законность, предупреждать правонарушения и защищать законные интересы граждан и юридических лиц;
– в экспертно-консультационной деятельности – оказывать юридическую помощь и консультирование по вопросам конституционного и муниципального права, осуществлять правовую экспертизу соответствующих нормативных правовых актов;
– в организационно-управленческой деятельности – осуществлять организационно-управленческие функции, работая в государственных, муниципальных органах и общественных организациях;
– в научно-исследовательской деятельности – проводить научные исследования по правовым проблемам в сфере конституционного и муниципального права, участвовать в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;
– в педагогической деятельности – преподавать юридические дисциплины и осуществлять правовое воспитание;
2) определение сформированности общекультурных и профессиональных компетенций, которыми должен обладать выпускник.
Структура ГИА
На основании решения ученого совета Юридического института (протокол заседания от 18.12.2012 г. № 6) ГИА включает государственный экзамен и защиту выпускной квалификационной работы (далее – ВКР).
|
Требования к организации и проведению государственного экзамена
Государственный экзамен проводится в устной форме по дисциплинам Модуля 3. «Актуальные проблемы организации и деятельности государственных и муниципальных органов власти в городе Москве» образовательной программы, результаты освоения которой (которых) имеют определяющее значение для профессиональной деятельности выпускника, с учетом определенных образовательной программой (далее – ОП ВО) видов профессиональной деятельности.
Процедура проведения государственного экзамена определяется Положением о проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры обучающихся Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» с учетом специфики образовательной программы.
В ходе государственного экзамена обучающиеся должны показать уровень владения следующими компетенциями:
Наименование, код компетенции (ОК, ОПК, ПК) | Структура компетенции |
Осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1) | Знание и понимание: социальной значимости профессии юриста; его роли в обеспечении законности и правопорядка, защите основ конституционного строя и безопасности государства, охране прав и свобод, а также законных интересов граждан, общества и государства; роли теории и практики конституционного права в становлении и развитии профессионального правосознания; понимание и оценка коррупционного поведения как опасной угрозы конституционному строю России; понимание значения противодействия коррупции для обеспечения стабильности в политической, экономической и правовой сферах жизни общества. |
Умение: применять в своей профессиональной деятельности знания, полученные в ходе изучения профильных дисциплин, для совершенствования и развития своего общекультурного и научного потенциала; соотносить факты и явления нормативных установлений с точки зрения соответствия законодательным требованиям; проявлять уважительное отношение к праву и закону и нетерпимость к коррупционному поведению; выполнять гражданский и служебный долг; решать профессиональные задачи в соответствии с нормами морали. | |
Владение: навыками правотворческой и правоприменительной деятельности в области конституционного и муниципального права; высоким уровнем профессионального правосознания, правового мышления и правовой культуры; способностью проявлять уважительное отношение к праву и закону; готовностью выявлять и пресекать коррупционное поведение и добросовестно исполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства. | |
Способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7) | Знание и понимание: теоретико-правовых основ толкования Конституции РФ и норм конституционного и муниципального права; содержания правовых позиций Конституционного Суда РФ по конституционным и муниципальным вопросам; знание правовых последствий принятия актов официального толкования нормативных правовых актов и механизма их реализации; знание значения актов толкования. |
Умение: применять необходимые теоретические положения и методики, необходимые для толкования законов и других нормативно-правовых актов; осуществлять квалифицированный поиск актов толкования Конституции РФ; давать квалифицированную оценку содержания актов толкования. | |
Владение: способностью применять теоретические положения и методики, необходимые для толкования законов и других нормативных правовых актов в рамках своей профессиональной (должностной) деятельности; навыками применения решений Конституционного Суда РФ. | |
Способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8) | Знание и понимание: основ и методов проведения экспертизы нормативных правовых актов; содержания принципа конституционности нормативных правовых актов, действий и решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц; значения обеспечения конституционности проектов нормативных правовых актов, действующих нормативных правовых актов, действий и решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц для обеспечения единства правового пространства России. |
Умение:давать экспертные заключения (консультации) в конкретных сферах юридической деятельности, в том числе по вопросам конституционности проектов нормативных правовых актов, действующих нормативных правовых актов, действий и решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц. | |
Владение навыками: осуществления юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов в рамках своей профессиональной (должностной) деятельности, оценки конституционности проектов нормативных правовых актов, действующих нормативно-правовых актов, действий и решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц. |
Вопросы и задания к государственному экзамену
Государственный экзамен имеет междисциплинарный характер и включает в себя оценку компетенций, сформированных в ходе освоения следующих дисциплин ОП ВО: Актуальные проблемы организации и деятельности государственных и муниципальных органов власти в городе Москве; Конституционно-правовой статус города Москвы; Законотворчество города Москвы
Аннотация рабочей программы дисциплины
«Актуальные проблемы организации и деятельности государственных и муниципальных органов власти в городе Москве»
1. Цели и задачи освоения дисциплины:
Цель дисциплины – формирование у обучающихся теоретических знаний в области устройства органов власти и местного самоуправления города, являющегося субъектом Федерации и столицей государства, умения выявлять актуальные проблемы в этой сфере, формулировать предложения по их разрешению и аргументированно их отстаивать.
Задачи дисциплины:
– изучение основ конституционно-правового статуса города Москвы как субъекта Российской Федерации и столицы России;
– изучение системы государственных и муниципальных органов власти в городе Москве;
– формирование понимания особенностей организации и деятельности государственных и муниципальных органов власти в городе Москве как в субъекте Российской Федерации и столице России;
– изучение правоприменительной практики в городе Москве и выявление актуальных вопросов по повышению качества работы государственных и муниципальных органов власти в городе Москве;
– выработка исследовательских и аналитических способностей, умения формулировать предложения по совершенствованию механизма организации и деятельности государственных и муниципальных органов власти в городе Москве;
– овладение умением вести научные дискуссии по проблемам реализации прав и свобод личности столичного мегаполиса.
2. Место дисциплины в структуре ОП ВО: относится к обязательной части Блока 1 Модуля 3: Научно-исследовательский семинар (Б.1, Б.5) и изучается в 1 семестре.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:
Профессиональные компетенции:
в правоохранительной деятельности:
– способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);
– способность выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);
в организационно-управленческой деятельности:
– способность принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);
– способность воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10).
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
– причины и условия, способствующие совершению правонарушений, основные способы и механизмы их устранения (предупреждения);
– принципы и механизмы выявления, оценки и пресечения коррупционного поведения;
– правовые и организационно-технологические основы управленческой деятельности;
– сущность инноватики и ее роль в современных производственных и социальных процессах;
– актуальные проблемы обеспечения взаимодействия в практике государственного строительства, местного самоуправления;
Уметь:
– выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению правонарушений;
– осуществлять выявление, оценку и пресечение коррупционного поведения;
– определять оптимальный управленческий режим и обеспечивать на этой основе эффективность функционирования организации (коллектива);
– применять алгоритмы инновационной управленческой деятельности;
– формировать осознанную личную позицию, опираясь на результаты научного познания, профессионального обучения, социальных коммуникаций;
Владеть:
– навыками практических действий в области предупреждения правонарушений;
– способностью осуществлять выявление, оценку и пресечение коррупционного поведения в рамках своего гражданского поведения и профессиональной (должностной) деятельности;
– способностью принимать управленческие решения в конкретных производственных, коммуникативных ситуациях;
– способностью адаптировать инновационные механизмы и методики в сфере (области) своей профессиональной деятельности;
– навыками и способами деятельности, направленными на обеспечение эффективного взаимодействия органов власти.
4. Основные разделы дисциплины:
1) уставное право города Москвы;
2) актуальные проблемы организации и деятельности государственных органов власти в городе Москве;
3) актуальные проблемы организации и деятельности муниципальных органов власти в городе Москве.
Аннотация рабочей программы дисциплины
«Конституционно-правовой статус города Москвы»
1. Цель освоения дисциплины: формирование у обучаемых понимания основных закономерностей становления и развития конституционно-правового статуса города Москвы, его особенностей и их влияния на организацию и деятельность государственных и муниципальных органов; развитие у обучающихся ценностных ориентаций и компетенций, необходимых для эффективной профессиональной деятельности, основанной на уважении к правам и свободам человека, принципах законности и верховенства права.
Задачи освоения дисциплины:
– формирование у обучающихся понимания основных теоретических подходов к трактовке понятий «статус», «правовой статус», «конституционно-правовой статус» субъекта федерации и его элементов; особенностей конституционно-правового статуса города Москвы как субъекта и столицы Российской Федерации с точки зрения их исторического развития, современного состояния законодательства, соотношения с теоретическими категориями и зарубежным опытом;
– развитие аналитических способностей обучающихся в процессе усвоения вопросов влияния особенностей конституционно-правового статуса города Москвы на организацию и деятельность государственных и муниципальных органов;
– совершенствование умений обучающихся работать с нормативными правовыми актами, правильно толковать и применять в профессиональной деятельности нормы, определяющие особенности организации и деятельности государственных и муниципальных органов власти в городе Москве;
– совершенствование умения правильно квалифицировать юридические факты и обстоятельства, толковать нормативные правовые акты и применять конституционно-правовые нормы в профессиональной деятельности;
– создание условий для развития критического, самостоятельного мышления, формирования активной гражданской позиции и развитой правовой культуры, уважительного отношения к праву и закону, осознания социальной значимости своей будущей профессии.
2. Место дисциплины в структуре ОП ВО: относится к базовой части Блока 1. Цикл Дисциплины (модули) (Б.1.В.6) «Актуальные проблемы организации и деятельности государственных и муниципальных органов власти в г. Москве», является базовой дисциплиной Модуля 3 и изучается в 3 семестре.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:
Общекультурные компетенции:
осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1).
Профессиональные компетенции:
в правоохранительной деятельности
способность выявлять коррупционное поведение, давать ему оценку и содействовать его пресечению (ПК-6);
в экспертно-консультационной деятельности:
способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7).
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
понятие конституционно-правового статуса города Москвы;
специфику современного конституционно-правового регулирования статуса города Москвы и влияние его особенностей на организацию и деятельность государственных и муниципальных органов;
полномочия государственных и муниципальных органов в городе Москве, предопределенные статусом столицы, риски коррупционного поведения, связанные с их осуществлением;
систему нормативных правовых актов, устанавливающих статус города Москвы и предопределяющих особенности организации и деятельности государственных и муниципальных органов власти в городе Москве, принципы и методики их толкования
Уметь:
применять методы научного анализа элементов конституционно-правового статуса города Москвы;
демонстрировать знание терминов и понятий, составляющих категориальную основу дисциплины;
анализировать особенности конституционно-правового статуса города Москвы с точки зрения их соотношения с теоретическими категориями, российской правовой традицией и зарубежным опытом;
реализовать свои знания в процессе решения правовых задач по вопросам, связанным с влиянием особенностей конституционно-правового статуса города Москвы на организацию и деятельность государственных и муниципальных органов и применять методики толкования нормативных правовых актов;
интерпретировать проблемы совершенствования регулирования конституционно-правового статуса города Москвы, в том числе выявлять пробелы правового регулирования, создающие условия для коррупционного поведения;
соотносить трудовые функции и факты профессиональной деятельности в сфере организации и деятельности государственных и муниципальных органов с нормами профессиональной и корпоративной этики, принципами законности
Владеть навыками:
работы с нормативными правовыми актами, регулирующими конституционно-правовой статус города Москвы, оценивания внешней формы и содержания правовых актов, их толкования;
формулировать собственное мнение по проблематике дисциплины, аргументировано представлять свою точку зрения в ходе дискуссии и при выполнении творческих учебных заданий;
осуществления профессиональной деятельности на основе развитого конституционного правосознания, правового мышления и правовой культуры в духе уважения прав и свобод человека и гражданина, соблюдения принципов законности и верховенства права;
соотнесения своих мировоззренческих установок, гражданской позиции и социальной мотивации с основами конституционного правопорядка, в том числе проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
5. Основные разделы дисциплины:
1) статус города Москвы как субъекта Российской Федерации;
2) статус города Москвы как столицы Российской Федерации.
Аннотация рабочей программы дисциплины
«Законотворчество города Москвы»
1. Цель дисциплины: формирование у обучающихся знаний, практических умений и некоторых навыков по организации законотворчества в городе Москве, а также, необходимых при разработке проектов законов и проведении их экспертизы.
Задачи дисциплины:
– формирование у обучающихся понимания роли законотворчества в общественной жизни и используемых в процессе законотворчества правил;
– изучение сущности и правил законотворческой деятельности;
– формирование у обучающихся стремления пропагандировать правила законотворчества в юридическом сообществе и использовать их в своей юридической деятельности при разработке и экспертизе нормативных правовых документов;
– овладение обучающимися методиками:
а) разработки концепции закона;
б) изложения текста закона;
– формирование у обучающихся знаний о порядке разработки, рассмотрения и приятия законов в городе Москве.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО: относится к циклу профессиональных дисциплин вариативной части ООП и изучается в 4 семестре.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:
Общекультурные компетенции:
способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
Профессиональные компетенции:
в правотворческой деятельности:
способность разрабатывать проекты законов (ПК-1);
в экспертно-консультационной деятельности:
способность квалифицированно толковать правовые нормы (ПК-7);
способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов законов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам законотворчества (ПК-8);
в научно-исследовательской деятельности:
способность квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);
в педагогической деятельности:
способность преподавать юридические дисциплины по тематике законотворчества на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
– сущность законотворчества, основные закономерности его развития, его роль в политической системе общества и общественной жизни;
– методику разработки и принятия законов;
– особенности законотворческой деятельности в городе Москве;
Уметь:
– организовать работу по созданию концепции закона;
– изложить текст закона;
– провести правовую, лингвистическую, юридико-техническую и антикоррупционную экспертизы закона;
Владеть:
– терминологией закона;
– навыками концептуального и текстового анализа правовых норм;
– способностью совершать юридические действия в точном соответствии с законом.
4. Основные разделы дисциплины:
1) Сущность, значение и содержание законотворчества;
2) Методика разработки и принятия закона;
3) Организация разработки и принятия законов города Москвы.
Экзаменационный билет включает соответствующие программе государственного экзамена теоретический вопрос и практическое задание, позволяющие выявить уровень сформированности компетенций обучающегося.
Теоретический вопрос предполагает развернутое освещение и анализ обучающимся одного из институтов законодательства города Москвы с показом проблемных вопросов (если таковые имеются) и предложений по их разрешению, содержащихся в юридической литературе или сформулированных им самим.
Второй вопрос носит практический характер. Обучающийся на основе фабулы задачи должен подготовить заключение, процессуальные документы или предложить обоснованное решение юридических казусов на основе нормативных правовых актов или других источников, дать квалифицированную юридическую консультацию.
Перечень вопросов для государственного экзамена:
1. Нормативные правовые акты города Москвы
2. Устав города Москвы: всесторонняя характеристика
3. Правовой статус города Москвы и его отличие от правового статуса иного субъекта Российской Федерации
4. Система государственных органов и должностных лиц города Москвы
5. Московская городская Дума: статус, состав, порядок избрания и полномочия
6. Правительство города Москвы: статус, состав, порядок формирования и полномочия
7. Система исполнительных органов власти города Москвы
8. Судебные органы власти в городе Москве: система, порядок формирования, основные полномочия
9. Мэр города Москвы: статус, порядок избрания и полномочия
10. Законодательный процесс в городе Москве
11. Избирательное право города Москвы
12. Институт референдума в городе Москве
13. Префектура административного округа города Москвы: статус, структура и полномочия
14. Управа района города Москвы: статус, структура и полномочия
15. Уполномоченные по правам граждан в городе Москве: порядок занятия должности и полномочия
16. Территориальные основы местного самоуправления в городе Москве
17. Организационные основы местного самоуправления в городе Москве
18. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления в городе Москве
19. Ответственность должностных лиц и органов местного самоуправления в городе Москве
20. Особенности организации местного самоуправления в городе Москве по сравнению с его организацией в других субъектах Российской Федерации
Практические задания экзаменационных билетов могут быть примерно следующими:
– дайте консультацию депутату Московской городской Думы, который считает необходимым внесение поправки в Устав города Москвы;
– подготовьте проект одного из правовых актов города Москвы;
– подготовьте проект заключения о соответствии текста проекта закона города Москвы (не более одной страницы) Устав города Москвы.
– изобразите схематично алгоритм юридически значимых действий при проведении референдума города Москвы;
– составьте жалобу Уполномоченному города Москвы по правам граждан.
Список рекомендуемой литературы
Основная литература:
1. Александров А.А. Правовой статус города Москвы (конституционно-правовой анализ): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2008. – 20 с.
2. Афанасьева, С.А. Система органов власти в городе Москве: учебное пособие / С.А. Афанасьева. – М.: РУСАЙНС, 2015. – 100 с.
3. Мусинова Н.Н. Организация государственного и муниципального управления в городе Москве: учебно-методический комплекс для всех направлений. – М.: МГУУ Правительства Москвы, 2011. – 58 с.
Дополнительная литература:
1. Таболин В.В. Правовая теория современного российского города: монография. – М.: Издательство «Юрист», 2012. – 390 с.
2. Яновский, В.В. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность: учебное пособие / В.В. Яновский, С.А. Кирсанов. – М.: КНОРУС, 2014. – 200 с.
3. Организация управления и самоуправления в крупнейших городах: современное состояние и проблемы. Учебно-методическое пособие / под ред. В.Б. Зотова – 2-изд. испр. и доп. – М: МГУУ Правительства Москвы, 2010. – 294 с.
Интернет-ресурсы:
1. ПравоRu // https://www.pravo.ru/
2. Право 777. Частная юридическая библиотека // https://www.right777.ru/index.html
3. Российский правовой портал // https://constitutions.ru/
4. Сайт Конституции Российской Федерации // https://constitution.garant.ru/
5. Сервер органов государственной власти Российской Федерации // https://www.gov.ru/
6. Справочная система «Гарант» // https://www.constitution.garant.ru
7. Справочная система «КонсультантПлюс» // https://www.consultant.ru/
8. Федеральный правовой портал «Юридическая Россия» // https://law.edu.ru/
9. Электронная юридическая библиотека «ЮристЛиб» // https://www.juristlib.ru/
10. Электронный музей конституционной истории России // https://www.rusconstitution.ru/
11. Юридический портал jur-portal.ru // https://www.jur-portal.ru/
Нормативные материалы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок) // Российская газета, № 7, 21.01.2009
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Российская газета, № 3, 06.01.1997
3. Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» // Российская газета, № 120, 29.06.1999
4. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» // Российская газета, № 29, 11.02.2011
5. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета, № 39, 18.02.1992
6. Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» // Российская газета, № 242, 22.12.1998
7. Федеральный закон от 6.10.1999 г. № 184– «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Российская газета, № 206, 19.10.1999
8. Федеральный закон от 6.10.2003 г. № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета, № 202, 08.10.2003
9. Закон Российской Федерации от 15.04.1993 г. № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации»
10. Федеральный закон от 28.09.2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре "Сколково"»
11. Закон города Москвы от 28.06.1995 г. «Устав города Москвы» // Электронный ресурс. – Режим доступа: КонсультантПлюс
12. Закон города Москвы от 8.07.2009 г. № 25 «О правовых актах города Москвы»
13. Закон города Москвы от 14.12.2001 г. № 70 «О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы»
14. Закон города Москвы от 6.07.2005 г. № 38 «Избирательный кодекс Москвы»
15. Закон города Москвы от 23.04.2003 г. № 23 «О Московской городской избирательной комиссии»
16. Закон города Москвы от 20.12.2006 г. № 65 «О Правительстве Москвы» // Электронный ресурс. – Режим доступа: КонсультантПлюс
17. Закон города Москвы от 13.07.1994 г. № 14-60 «О статусе депутата Московской городской Думы»
18. Закон города Москвы от 13.02.2002 г. № 10 «Об уставном суде города Москвы»
19. Закон города Москвы от 1.11.1995 г. № 23-73 «О контрольно-счетной палате Москвы»
20. Закон города Москвы от 31.05.2000 г. № 15 «О мировых судьях в городе Москве»
21. Закон города Москвы от 15.04.2009 г. № 6 «Об Уполномоченном по правам человека в городе Москве»
22. Закон города Москвы от 26.01.2005 г. № 3 «О государственной гражданской службе города Москвы» // Электронный ресурс. – Режим доступа: КонсультантПлюс
23. Закон города Москвы от 15.07.2005 г. № 43 «О государственных должностях города Москвы»
24. Закон города Москвы от 20.12.2000 г. № 45 «О порядке согласования назначения кандидатур на должность и освобождения от должности отдельных должностных лиц в городе Москве»
25. Закон города Москвы от 31.03.2004 г. № 20 «О гарантиях доступности информации о деятельности органов государственной власти города Москвы»
26. Закон города Москвы от 6.11.2002 г. № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве» // Электронный ресурс. – Режим доступа: КонсультантПлюс
27. Закон города Москвы от 15.10.2003 г. № 59 «О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве»
28. Закон города Москвы от 25.02.2004 г. № 10 «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в городе Москве»
29. Закон города Москвы от 25.02.2004 г. № 9 «О статусе депутата муниципального собрания внутригородского муниципального образования в городе Москве»
30. Закон города Москвы от 25.11.2009 г. № 9 «О гарантиях осуществления полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в городе Москве»
31. Закон города Москвы от 24.03.2004 г. № 15 «О муниципальной службе в городе Москве» // Электронный ресурс. – Режим доступа: КонсультантПлюс
32. Закон города Москвы от 14.07.2004 г. № 50 «О порядке наделения органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями)»
33. Закон города Москвы от 11.07.2012 г. № 39 «О наделении органов местного самоуправления городских округов Троицк и Щербинка отдельными полномочиями города Москвы в области образования»
34. Закон города Москвы от 11.07.2012 г. № 39 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы»
35. Закон города Москвы от 28.07.2011 г. № 36 «Об особенностях организации местного самоуправления в муниципальных образованиях, включенных в состав внутригородской территории города Москвы в результате изменения границ города Москвы, и о внесении изменений в статью 1 города Закона Москвы от 6.11.2002 г. № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве»
36. Постановление Московской городской Думы от 16.11.2005 г. № 320 «О регламенте Московской городской Думы»
37. Указ Мэра Москвы от 19.07.2007 г. № 44-УМ «Об органах исполнительной власти города Москвы» // Электронный ресурс. – Режим доступа: КонсультантПлюс
38. Постановление Правительства Москвы от 21.02.2006 г. № 112-пп «О Регламенте Правительства Москвы»
39. Постановление Правительства Москвы от 24.02.2010 г. № 157-ПП «О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы» (вместе с «Положением о префектуре административного округа города Москвы», «Положением об управе района города Москвы», «Перечнем управ районов города Москвы») // Электронный ресурс. – Режим доступа: КонсультантПлюс