Прогнозирование поведения на основе полученной информации




Таблица 1.1

Задачи учебные и конкретно-практические

Задачи
Конкретно-практическая Учебная
Ориентация
На получение частного и конкретного результата На раскрытие общего принципа связи элементов учебной ситуации
Усвоение знаний и умений
Происходит в той форме, которая применима для частных случаев; через решение практических задач Отделено от их применения в конкретных условиях. Продуктом решения задачи являются обобщенные знания, умения, которые используются при решении конкретных задач

Конкретно-практические задачи имеют непосредственно жизненное содержание, и их решение приводит к столь же жизненно значимым результатам. К этому типу задач можно отнести такие, которые связаны с поисками ответов, требующих разрешить конкретную ситуацию.

1.4

Ситуация 1. В среднюю группу детского сада недавно поступил Сережа (4 года), до этого детский сад не посещавший. Поиграв с машинкой, он оставил ее посреди комнаты.

Как должна поступить воспитательница в данной ситуации?

Решение. В этой ситуации воспитательница должна учесть, что мальчик — новичок, он пока еще не знает правил детского сада. Необходимо учесть и его тревожное состояние. Ей нужно спокойно, доходчиво рассказать о правилах поведения в детском саду, затем с доброжелательной интонацией предложить: «Давай мы с тобой отвезем машинку туда, где она должна быть, то есть в гараж». Мальчик охотно выполнит это требование.

Ситуация 2. В другой раз в этой же группе Маша (4 года 2 месяца), которая постоянно ходит в детский сад к этой же воспитательнице, после рисования оставила на столе и карандаши, и бумагу. Обычно Маша убирает сама, без напоминаний. В этот раз она торопилась на прогулку.

Как в подобной ситуации вести себя воспитательнице?

Решение. Безусловно, воспитательница удивлена, что Маша допустила оплошность. Ей придется в очередной раз напомнить о существующих в группе правилах, выразить надежду на то, что Маша в следующий раз все выполнит без напоминаний.

Полезно сравнивать подобные ситуации (задачи), их решения. Правильные ответы на конкретно-практические задачи такого типа можно получить, решая их в большом количестве. При этом будет накапливаться информация о способах и приемах выхода из подобных ситуаций.

Решая задачи, необходимо развивать способность анализировать конкретные жизненные ситуации на эмоциональном и рациональном уровнях. К тому же навыки сопереживания с действующими лицами раз от раза будут совершенствоваться за счет:

а) получения новой информации о развитии ребенка, которая помогает в осмыслении каждого конкретного случая;

б) лучшего понимания своих собственных реакций на жизненные ситуации.

Общая схема использования метода сопереживания ситуации I. Уровень первых реакций.

А. Прочтите описание ситуации и расскажите о своих впечатлениях от прочитанного.

Б. Опишите те моменты из собственного жизненного опыта, которые помогли бы объяснить свою первую реакцию.

II. Уровень эмоциональной реакции.

А. Постарайтесь почувствовать себя в роли действующего лица данной ситуации.

Б. Последовательно поставьте себя на место каждого из действующих лиц и проникнитесь его чувствами.

В. Будьте осторожны с оценками: не порицайте, не осуждайте. Только описывайте ощущения.

III. Уровень рационального постижения.

А. Определите основные, ключевые моменты в описании ситуации.

Б. Познакомьтесь с соответствующей научной информацией, содержащейся в литературе по аналогичной проблеме.

В. Используйте полученную информацию для осмысления рассматриваемой ситуации и объяснения поведения ее участников. Попробуйте спрогнозировать поведение каждого из них в иной ситуации. Избегайте осуждения поступков. Стройте прогноз на основе всей имеющейся у вас информации.

Г. Подумайте, как бы вы вели себя в такой же или аналогичной ситуации. Что в вашем жизненном опыте обусловило бы именно такое поведение?

Информация. В исследованиях выяснено: если взрослые жестко контролируют поведение детей и не поощряют их самостоятельность, то, вероятнее всего, те станут послушными, замкнутыми, пассивными, безразличными и менее активными, чем дети, воспитывающиеся в свободной атмосфере. Последние, как правило, более любознательны. Если какие-то формы поведения поощряются, то, скорее всего, дети предпочитают именно их.

1.5

Ситуация

1. Объясните поведение Коли (произвольно выбранное имя), не прибегая к помощи оценки, ориентируясь лишь на полученную информацию, в ситуации, когда воспитательница не поощряет самостоятельность детей. Она добивалась от Коли (5 лет), чтобы он рисовал то же, что и другие дети. Коля стал послушным, замкнутым и менее любознательным.

Как вы думаете:

а) почему это произошло;

б) какую роль сыграла воспитательница;

в) что можно сказать о влиянии родителей на Колю;

г) каково влияние сверстников на изменение его поведения;

д) какова собственная роль Коли в этих изменениях?

Используя вторую часть информации, посмотрим на ситуацию с другой стороны. Воспитательница благожелательно относилась к тем детям, которые рисовали на заданные ею темы. Коле это не нравилось. Но он заметил, что воспитательница хвалит других детей, выполнявших все ее задания. Он пересмотрел свое поведение, став таким же послушным, как все.

2. Эту же информацию можно использовать при анализе поведения воспитательницы. Она, предположим, молодой педагог. В педагогических учебных заведениях учат предоставлять детям больше свободы для творчества на занятиях. Когда же воспитательница начала работать, то, возможно, столкнулась с непониманием со стороны других воспитателей, администрации. Могло быть иначе. Руководство хвалило ее за порядок в группе. Родители восхищались рисунками своих детей. На характер поведения воспитательницы в группе повлияла окружающая социальная среда.

Прогнозирование поведения на основе полученной информации

Постарайтесь найти дополнительную информацию, которая помогла бы точнее спрогнозировать поведение Коли и воспитательницы в других ситуациях. Выбранный воспитательный способ разрешения ситуации привел к тому, что Коля стал замкнутым, пассивным, равнодушным, нелюбознательным. В случае же поощрения самостоятельности Коли в выполнении рисунков из него в будущем мог бы выйти, например, дизайнер.

Подумайте, какие еще прогнозы можно сделать на основе полученной информации.

Значение жизненного опыта. Имея в виду жизненный опыт Коли, воспитательницы и свой собственный, смоделируйте линию поведения в подобной ситуации. В какой мере и каким образом ваш жизненный опыт влияет на ваше поведение?

Путь решения конкретно-практических задач довольно трудоемкий: возможны ошибки из-за незнания общих закономерностей, влияющих на развитие того или иного явления.

Совершенно иначе будут формироваться знания, умения студентов при решении ими специально составленных так называемых учебных задач. В. В. Давыдов пишет: «...существенной характеристикой учебной задачи служит овладение школьниками теоретически обобщенным способом решений некоторого класса конкретно-частных задач. Поставить перед школьниками учебную задачу — это значит ввести их в ситуацию, требующую ориентации на общий способ ее разрешения во всех возможных частных и конкретных вариантах условий» (Давыдов В. В. Формирование учебной деятельности школьников. — М., 1982. — С. 15).

Итак, при решении учебной задачи нужно усвоить общий способ решения некоторого класса конкретно-практических задач. Например: «Что должен делать воспитатель, если возникают ситуации, когда ребенок не убирает за собой игрушки, пособия и т. п.?».

Чтобы решить данную задачу, надо провести содержательный анализ всех возможных причин этого явления, индивидуально-психологических особенностей ребенка и ситуации, в которой он находится. А именно: новичок ли ребенок в группе, каково его психическое состояние, обычно ли его поведение, место этой ситуации и время в режиме дня, характер предыдущей и последующей деятельности, интерес, состояние здоровья и др. В содержательный анализ надо включить основные характеристики ситуации, их взаимосвязь и взаимозависимость. Необходимо просле-


Прогнозирование поведения на основе полученной информации

 

дить, как изменение каждого параметра ситуации будет влиять на остальные параметры, выяснить, в какой зависимости они находятся.

Во всех ситуациях воспитатель должен быть внимательным, уважать личность ребенка, решать вопрос конструктивно, приучая ребенка соблюдать правила поведения, контролировать и поощрять усилия ребенка.

Следует подчеркнуть, что каждая конкретно-практическая задача может быть переведена в учебную с тем, чтобы можно было осуществить ее содержательный анализ и найти общий способ решения. Решение учебной задачи осуществляется с помощью учебных действий, среди которых необходимо использовать преобразование ситуаций, обнаружить условия и отношения рассматриваемой задачи. Очень важно применять моделирование как учебное действие в графической или знаковой форме, что придаст содержательному анализу ситуации более наглядный характер.

Модель и моделирование как учебное действие используются:

• в качестве способа выявления и фиксации наиболее общих и существенных отношений изучаемого явления;

• как внешняя опора для изучения внутренних скрытых отношений;

• как средство подведения явлений и фактов под общие отношения;

• как форма наглядности.

Например, следует решить учебную задачу, при которой ребенок не проявляет интереса на занятиях воспитателя (учителя). Моделируя ситуацию, мы схематизируем все признаки, связанные с интересом, и получаем модель следующего вида (рис. 1.1).

Метод

ВОСПИТАТЕЛЬ
РЕБЕНОК

обучения Общение

Педагогический такт

ИНФ. известная

И == ПОНИМАНИЕ = ИНТЕРЕС

ИНФ. новая Активность Мотив

Волевое усилие

Рис. 1.1. Модель понятия «интерес»

Нужно подчеркнуть, что в основе творческого мышления, познания действительности лежит действие моделирования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: