Этапы учебного моделирования




Экспериментатор, проводя учебное моделирование, проходит несколько стадий.

1. Изучение объекта и формулировка проблемы, задачи, вопроса.

2. Создание модели объекта.

3. Исследование созданной модели и решение проблемы на языке модели.

4. Перенос результатов исследования на первоначальный объект.

Наиболее важным является второй этап — создание модели объекта.

Рассмотрим, как ученик ставит и решает задачу. Задача возникает в проблемной ситуации, то есть при каком-то затруднении в деятельности (противоречие между потребностью и возможностью ее удовлетворения). Если ученик заметит это противоречие и захочет его устранить, то у него появляется состояние проблемности: неясность, желание разрешить ситуацию, такое состояние, которое побуждает к активной мыследеятельности.

Учащийся детально анализирует проблемную ситуацию, ее составные части и связи между ними. Упорядочивая проанализированные условия и связи проблемной ситуации, он формулирует задачу, в которой отделяет известное от неизвестного. Затем, используя знаковую систему языка, ребенок строит модель задачи, после чего, осуществляя переход от сложной модели к более простой, решает ее.

Таким образом, задача может возникнуть как результат процесса моделирования проблемной ситуации, но может быть дана извне (из задачника, от учителя, составлена самостоятельно). Чтобы решить задачу, учащийся должен усвоить ее, сделать своей, принять ее. Для этого необходимо:

• изменить формулировку отдельных условий; одни слова (определения) заменить другими; переставить отдельные части задачи и т. д.

Эти действия помогут сделать задачу более понятной. То есть в процессе принятия задачи учащийся строит свою проблемную ситуацию. Переход из одной проблемной ситуации в другую с помощью моделирования способствует постепенному ее решению.

После освоения общего способа решения учебной задачи ребенку желательно решить серию конкретно-практических задач в целях закрепления учебного материала. Разные учебные действия требуют задач разных типов, а именно:

Этапы учебного моделирования

• задач, в которых необходимо выявить закономерности того или иного явления, дать психологическое обоснование;

• задач, требующих определения этапа возрастного развития ребенка по его соответствующим действиям;

• задач, требующих определения направления поиска правильного ответа;

• задач на понимание мотивов поступка ребенка, то есть задач, требующих умения педагогического общения, правильного построения взаимоотношений;

• задач, требующих исследовательских умений и наблюдений за детьми;

• задач-наблюдений за особенностями психического развития ребенка, то есть задач на педагогическое видение, требующих умения наметить пути воспитательного воздействия, предупредить педагогические ошибки;

• задач на осмысление существенных признаков учебных определений (рис. 1.2).

Обнаружениевситуациипротиворечий(проблем)
Упорядочениеданныхситуаций,формулировказадачи
Выделениеэлементовзаданнойситуации
Краткаязапись
условияивопроса
задачи(выделение
действующихлиц,
ихповедение,взаи8
модействиеидр.)
Действие.Модели8
рование.Составле8
ниемоделиситуа8
ции,схемыидр.
Конкретизация
условийзадачи.Со8
ставлениеобобщен8
ной(учебной)за8
дачи.Проведение
анализазадачи
Психологическийанализситуации(задачи)
Метод
сопереживания
ситуации
Поискрешения
взависимости
отформулировки
вопросазадачи
Актуализация
знанийпсихологии
(
общей,возрастной
идр.)

Рис. 1.2. Схема процесса решения психологических ситуаций (задач)

Алгоритм решения задач:

• сопоставление исходных данных и искомых;

• упорядочение условия, сужение области сопоставления;

• выделение существующих связей и закономерностей;

• актуализация имеющихся знаний;

• привлечение справочных данных; поиск окончательного решения задачи; самоконтроль.

При изучении курса возрастной психологии не менее важным является не только решение ситуаций (задач), но и их составление. Это две стороны единого творческого процесса по осмыслению жизненных и учебных ситуаций.

Составленные задачи должны соответствовать общепринятым требованиям дидактически.

1. Значимость, важность для обучения. Для реализации этого требования содержание задачи по психологии должно тесным образом связываться с изучаемым материалом, способствовать более глубокому пониманию законов психологии, раскрывать перспективу изучения, то есть обеспечивать развивающую функцию обучения, формировать научное мировоззрение, способствовать последовательному раскрытию объективности психических методов исследования.

2. Учебная новизна задачи. Это требование предполагает в процессе решения учебной задачи открытие чего-либо качественно нового, до сих пор неизвестного, не встречавшегося в таком виде в практике.

3. Посильность учебной задачи. При отборе задач необходимо отдавать предпочтение тем из них, к решению которых возможно несколько подходов. Это позволит самостоятельно разрешать поставленные проблемы, работать на том уровне знаний, которого было бы достаточно на данный момент. Посильность в сочетании с трудностью обеспечивает движение вперед.

4. Занимательность учебной задачи. Это требование предполагает:

а) использование фактов из истории психологии, из жизни и деятельности выдающихся ученых-психологов;

б) использование в содержании задач парадоксов и софизмов, отражающих жизненные ситуации;

в) постановку задач, встречающихся в быту и жизненной практике, интересных по сюжету и форме, результаты решения которых имеют практическую значимость.

Этапы учебного моделирования

5. Развивающий, воспитывающий характер задачи. Решение задач, их содержание должны способствовать психическому развитию студентов.

Связь содержания задачи с практической деятельностью. Решение задач помогает накоплению практического опыта. С этой целью задачи должны отражать наиболее типичные жизненные ситуации, включая задачи по всем разделам возрастной психологии.

Требования к задаче

1. В любой задаче имеется трудность, которую надо преодолеть. В психологической задаче — это наличие неизвестных характеристик определенных объектов.

2. Текст задачи состоит из условия и вопроса. Форма представления этих компонентов может быть разной. Вопрос, которым чаще всего завершается текст задачи, может содержать в себе и часть условия, важного положения, необходимого для решения задачи.

3. Постановка вопроса в разной форме должна определять направления поиска решения психологической задачи (ситуации).

4. Условие задачи — это описание жизненной психологической ситуации (проведенного эксперимента, наблюдения и т. п.), в которой неизвестна какая-либо характеристика (или характеристики) того или иного объекта (или объектов).

Количество известных и неизвестных характеристик может быть различным. Если имеющихся в условии задачи данных недостаточно для ее выполнения, то задачу нельзя решить без необходимого дополнения данных.

Для успешного овладения курсом возрастной психологии важно научиться самостоятельно составлять задачи, то есть необходимо:

а) сформулировать вопрос к заданным условиям;

б) к заданному вопросу сформулировать условия задачи;

в) составить задачу, обратную заданной;

г) на основе одной решенной конкретно-практической задачи составить другую, подобную;

д) составить задачу по рисункам.

Целесообразно потренироваться в составлении системы заданий и вопросов, которые бы отражали содержание целого раздела или темы возрастной психологии. Например, после изучения темы «Развитие личности ребенка 3 лет» нужно попытаться составить задачи, которые в наибольшей степени отражают существенные признаки понятия «кризис 3 лет» и т. п.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: