Культура Аргентины в XX веке




Доклад по курсу Новейшая история стран Европы и Америки

 

«Культура стран Латинской Америки (Аргентина) в XX веке»

 

 

Исполнитель:

Студент 5 курса группы «Из» 13.11.2020 И.Н. Гордюшова

дата

 

 

Руководитель:

_________ Д.В. Кузнецов

дата

 

Благовещенск 2020

 

Культура Аргентины в XX веке

Аргентина - одна из самых крупных и экономически развитых стран Латинской Америки.

Культура Аргентины впитала в себя множество культурных традиций Европы, но в ней также ощутимо влияния коренного населения, она формировалась на протяжении веков под влиянием многочисленных эмигрантов из Европы.

Культура: традиции и современность

 

Креольско-метисная культура Аргентины, сложившаяся в колониальный

период, в результате последовавшей иммиграции испытала сильное воздействие культурного наследия многих европейских народов. В стране сформировался специфический культурно-этнический облик с европейским оттенком, который отличает Аргентину от других стран Латинской Америки.

В городах Аргентины, особенно в крупных, непосредственные следы

традиционной народной культуры теряются среди множества других, самых различных по времени и происхождению культурных напластований. Выявить самобытность крупных городов вообще довольно

трудно. Это относится в Аргентине прежде всего к Буэнос-Айресу.

У жителей Буэнос-Айреса, или у «портеньос», как их здесь называют,

самобытность, по мнению самих аргентинцев, состоит в отсутствии таковой. Большинство буэносайресцев —иммигранты во втором и третьем поколениях. Они до сих пор поддразнивают друг друга национальностью своих предков. Гальего (прозвище испанцев в Аргентине) посмеиваются над русо (евреем). Русо насмехается над тано(итальянцем), а тано в свою очередь высмеивает гальего.

В условиях Аргентины, сельское население рассредоточено на обширной территории и сильно разобщено. Характерным типом сельского

расселения являются не деревни-поселки, а поместья-эстансии. Но именно в поселках («пуэблос» и «побласьонес») наиболее живучи традиционные формы материальной и духовной культуры.

Современный быт и фольклор аргентинских крестьян возникли из индейско-

испанской основы, на которую легли элементы европейского, а в дальнейшем и латиноамериканского происхождения.

Кроме того, в сельский быт начиная с колониального периода проникают новые веяния из городов. К подобного рода «новшествам» относятся огнестрельное оружие, предметы домашнего обихода и утварь из современных материалов, синтетические ткани, медикаменты, средства

транспорта (более всего велосипед), газированные напитки и пр. В области

духовной культуры — это современные развлечения и продукция «массовой»

культуры. Они вытесняют понемногу то самобытное, что было свойственно

жителям различных уголков страны. Но тем не менее до сих пор традиционная сельская культура отличается от городской большим своеобразием- и региональными различиями.

Тип жилищ в сельской местности меняется в зависимости от района. Дома

владельцев эстансии и фермерские усадьбы вплоть до конца XIX —

начала XX в. строились в «колониальном» стиле с

просторным внутренним двором —патио.

В последние десятилетия хозяева поместий и их управляющие строят

современные дома из обожженного кирпича. Жилища, или ранчо, бедняков до сих пор сооружают из адобы с крышей из красной черепицы и земляным полом. Кухни или очаги стоят отдельно от жилого помещения. В наши дни крестьяне строят дома наподобие лачуг городских предместий —

из жестяных керосиновых баков, гофрированной жести, фанеры и

мешковины.

Наряду с этим на севере Аргентины сохранились индейские «пиркас» —

постройки из камня сухой кладки, без применения раствора. В Пампе жилье

делают часто из ветвей или из жердей, с крышей из тростника или травы. На

юге традиционным крестьянским жилищем стала «ля рука» —хижина арауканов типа шалаша.

С первых же лет испанского завоевания среди сельского населения широкое

распространение получила индейская шерстяная накидка —пончо, которая была и традиционной одеждой аргентинских ковбоев — гаучо. Она оказалась очень удобной при верховой езде, заменяя в хорошую погоду шарф, в плохую — плащ. Во время ночлега пончо служило одеялом. Своеобразная одежда гаучо вообще отличалась живописностью: в XX в. в качестве подошвы стали широко использовать куски автомобильных шин.

Излюбленная национальная пища аргентинцев — жареное мясо. Более всего

предпочитают асадо — мясное филе, жаренное на углях, и чурраско —

мясо, жаренное на вертеле. До сих пор в рационе деревенских жителей

преобладают блюда из традиционных индейских продуктов: маиса, маниоки, картофеля, бобов, шишек араукарии, мучнистых стручков альгарробы. В повседневное меню входит обычно варево из разных круп. Интересно, что точно такие же деревянные ступки для кукурузных зерен, которыми пользуются сейчас деревенские женщины, иногда обнаруживают в «анти-

гуалес» — развалинах доколумбовых жилищ. Традиционным национальным

напитком крестьян остается мате. Мате по достоинству оценили и пристрастились к нему аргентинские гуачо. Эта горьковатая, терпкая на вкус горячая жидкость действует освежающе и ободряюще. Она оказалась незаменимым средством утоления жажды и снятия усталости после долгой верховой езды по степи.

В индейских общинах используются доиспанские приемы возделывания многих сельскохозяйственных культур. То же относится и к технике рыбной ловли на реках в Чако и у побережья океана.

Народно-прикладное искусство развито в тех районах Аргентины, где наиболее сильны индейские традиции. В каждом из них народные умельцы

специализируются на каких-то определенных видах ремесла. Провинция Тукуман славится своими красочными ткаными коврами и одеялами, разнообразными предметами из выделанной кожи. От индейцев матако идет

распространенное на севере Аргентины производство глиняных сосудов самой разной формы и размера — от маленьких горшков до больших кувшинов для хранения и перевозки холодной воды. Формоса известна своими мастерами по плетению сомбреро. В Пампе распространены изделия из кости и кожи. Разнообразной мелкой пластикой культового

назначения из дерева, керамики, кости, соломы отличается прикладное искусство провинции Корриентес.

Кустарное ремесло продолжает как бы две линии —индейскую и испанскую.

Индейские приемы особенно четко обнаруживаются в гончарстве и плетении корзин, сомбреро, циновок и т. д. В ткачестве используются испано-креольские традиции. Самодельные ткацкие станки индейского происхождения вытесняются усложненными современными станками с

горизонтальной основой. В том и другом случае натуральные красители (древесная кора, листья, коренья, минеральные порошки) заменяются более удобными синтетическими красителями.

Интерес к прикладному народному творчеству заметно возрос в

послевоенное время, особенно начиная с 1948 г., когда в стране состоялся первый национальный конгресс фольклористов.

В 1968 г. в Буэнос-Айресе была открыта первая выставка народно прикладного искусства Аргентины. По утверждению аргентинских специалистов, она стала самым важным культурным событием года.

Фестивали национального фольклора наряду с музыкально-танцевальной частью включают теперь в свои программы выставки-продажи лучших изделий народно-прикладного искусства.

Но этот возросший интерес, своего рода «бум» вокруг народных ремесел,

подогреваемый в чисто коммерческих целях, не может вывести домашние ремесла из того состояния упадка, которое они переживают, как и сами пайсанос —жители деревень — метисы и индейцы. Этому среди прочего содействует нынешний механизм «обмена», т. е. скупки у индейцев

их продукции. Бродячие торговцы с лотками, «набитыми до отвала» алкоголем и разным утилем, вместо необходимых индейцам промышленных товаров по сути обирают индейцев. Результатом такой «торговли» становится, как правило, распространение среди индейцев алкоголизма, ведущего к их физической и моральной деградации. Аргентинский писатель

Марио Теслер, сторонник движения в защиту индейцев, осудил политику,

проводимую в отношении индейцев, как своего рода «убийство без видимых

карателей и жертв, путем лишения индейцев того, чем они владеют, и отказа им в том, в чем они нуждаются».

Национальный испанский язык Аргентины во многом отличается от испанского языка самой Испании. В Аргентине в новых природно-хозяйственных и этнокультурных условиях испанский язык обогатился новыми словами и оборотами, а также своеобразными смысловыми

изменениями. В национальный язык аргентинцев вошло множество индейских названий и понятий. Позже пришли заимствования из итальянского, португальского, французского и других европейских языков.

Особая роль в формировании национального испанского языка Аргентины,

как и национальной культуры в целом, принадлежала гаучо. Изображение их

жизни стало основной темой специфической для Аргентины так называемой

литературы гаучо, относящейся к одной из ярких страниц аргентинской культуры. Сохранились и традиции народных песенников — пайядоров, без которых и сейчас не обходится ни один обряд в сельской местности.

Таким образом немалая часть лексики и речевых оборотов выразительного языка гаучо вошла в активный словарный фонд населения Аргентины.

Представителями прогрессивного реализма в Аргентине

являются А. Варела, Э. Кастро, X. Кортасар. Роман А. Варелы «Темная река» вошел в золотой фонд мировой прогрессивной литературы, его автор —

лауреат международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами».

В народной аргентинской музыке, песнях и танцах отразилось влияние

индейских обрядовых мелодий и ритмов, хотя наиболее сильное воздействие на них оказала музыкальная культура испанских поселенцев. Особой оригинальностью отличалось музыкальное и устное поэтическое

творчество гаучо.

Танцы гаучо своей красотой, необыкновенной выразительностью, как и

удивительное мастерство в верховой езде, прославили их на весь мир.

В народе широко распространены групповые танцы. Большинство их —

«гато»(кот), «палома» (голубка) —имеют живой, энергичный темп. Известный национальный танец «перикон» сопровождается музыкой и пением. В индейских общинах сохраняются и групповые ритуальные

танцы.

Среди народных музыкальных инструментов наряду с гитарой и мандолиной

продолжают жить индейская флейта сику и индейский барабан культрун.

Распространенный на северо-западе страны, музыкальный инструмент «ля каха» ведет свое происхождение от испанского тамбурина. «Ля каха» обычно сопровождает пение «коплас» (куплетов), особенно во время карнавала. Причем сами коплас(несмотря на наличие в них местных

словечек), как и манера их музыкального сопровождения, ведут начало от

испанских романсов XV—XVI вв.

С начала XX в. складывается так называемое креольское направление в музыке, представители которого стремились сочетать европейские академические формы с национальным музыкальным языком.

Среди композиторов этого направления выделяется А. Берутти — создатель первой национальной симфонии, автор национальной аргентинской оперы «Пампа».

Большую роль в развитии аргентинской музыкальной культуры сыграла

итальянская школа. В 1867 г. в стране был создан первый оперный театр.

Современный оперный театр «Колон» в Буэнос-Айресе существует с 1908 г. На его сцене выступали многие выдающиеся артисты мира, в том числе Ф. И. Шаляпин и Анна Павлова.

В музыке развиты многочисленные авангардистские течения.

Однако самой популярной мелодией, пользующейся любовью в народе, остается аргентинское танго — частица национального фольклора. Признанием этого служит национальный День танго (11 декабря), установленный специальным декретом правительства.

Развитие национального театра связано с эпохой борьбы за независимость, которая нашла яркое отражение в произведениях ведущих драматургов, таких, как Ф. Санчес, Р. X. Пайро, Г. де Лаферере. В XX в. в Аргентине появились так называемые независимые театры, борющиеся за народность в искусстве и способствующие развитию национального театрального искусства. Для театра характерна борьба двух направлений: прогрессивного, национального, отражающего проблемы, современной жизни, с одной стороны, и различных течений, пропагандирующих настроения

упадка и разочарований —с другой.

Крупнейшие представители национальной драматургии —К. Горостиса, А. Куссани, О. Драгун. Центр театральной жизни страны — Буэнос-Айрес. Здесь свыше 50 театральных залов, в том числе Национальный театр Сервантеса, театр «Сан-Mapтин». В столице находится Национальный институт изучения театра. В Аргентине, как и в других странах Латинской Америки, популярны народные театрализованные представления, а также широко распространенные по всей стране ансамбли народных певцов.

Первые немые художественные фильмы в Аргентине появились в конце XIX в. («Аргентинское знамя», 1897 г.). Они были посвящены экзотике жизни пастухов-гаучо и природе дикой Пампы. Среди них можно назвать «Благородство гаучо», «Песня гаучо» и др. С появлением звукового кино аргентинская кинематография заняла ведущее место среди стран

Латинской Америки. В Аргентине возникло характерное для латиноамериканского кинематографа течение «новое кино», обратившееся к проблемам национальной действительности и антиимпериализма.

В 1956 г. в стране был создан Национальный институт кинематографии, в

1958 г. —Союз аргентинского кино. Многие режиссеры заслужили мировую

известность своими обличительными и высокохудожественными фильмами:

Л. Демаре («Война гаучо», «Дикая Пампа», «За длинной стеной»), Уго дель Карриль («Текут мутные воды» по роману А. Варелы) и др.

Некоторые аргентинские фильмы удостоены высоких наград на международных кинофестивалях 70-х годов («Кебрачо», «Восставшая Патагония»).

Аргентинский кинематограф начал зарождаться еще в начале 20 века. Развитие кино, можно разделить на несколько этапов:

Классическое кино. В этот период (начиная с сороковых годов) местный кинематограф переживал определенный упадок и-за сильной конкуренции с киноиндустрией Мексики и Соединенных Штатов Америки.

Новое Аргентинское кино. Начиная с конца пятидесятых годов начинается период возрождения кинематографа, этому способствует появления целого ряда талантливых режиссеров.

Во второй половине семидесятых годов кинематограф поддается значительной цензуре со стороны правящей власти.

Начиная с восьмидесятых годов, после падения диктатуры кино начинает возрождаться. Новая волна фильмов, которая отличались своей независимостью появились в девяностых годах.

В Аргентине хорошо развито телевидение, которое появилось в пятидесятых годах. Многие телесериалы здешнего производства стали известны далеко за пределами страны.

Архитектурный облик аргентинских городов складывался на протяжении

длительного исторического периода. Для колониальной эпохи была характерна прямоугольная сетка улиц с площадью в центре, на которой обычно располагались собор, ратуша, дворец губернатора; для частных домов характерны внутренние дворики —

патио. Так как большинство аргентинских городов основаны в период

испанской колонизации, такой вид сохранился в центральной части многих из них.

Новые элементы градостроительства находят отражение прежде всего в

Буэнос-Айресе, современный вид которого сложился в конце XIX — начале XX в. В этот период стали строится многоэтажные жилые дома, банки,

государственные учреждения. В начале XX в. в Буэнос-Айресе возводятся первые небоскребы, построены здание конгресса, театр «Колон», застраиваются улицы Авенида-де-Майо, 9 июля. Для архитектуры 30—40-х годов были характерны сухой рационализм и эклектика После второй мировой войны распространились идеи новой архитектуры, наблюдается все большее обращение к пространственным композициям, в которых

находят отражение природные, национальные, социально-экономические

особенности страны.

Изобразительное искусство Аргентины развивалось под сильным европейским влиянием и в отличие от многих других латиноамериканских стран почти не воскрешает древних индейских традиций. Здесь переплелись различные художественные течения, которые появлялись в отдельные периоды в Аргентине: импрессионизм —

в начале XX в., авангардизм — в 30-х годах, модернистские течения (сюрреализм, абстракционизм,кубизм) —после второй мировой войны,

новейшие авангардистские течения —в 60-х годах. Довольно высокого уровня достигла и реалистическая школа, отражающая жизнь народа.

Ряд молодых итальянских архитекторов, в том числе Вирджинио Коломбо, Франсиско Джанотти и Марио Паланти, спроектировавшие итальянский павильон для Exposición Internacional del Centenario (1910), сделали успешную карьеру в Буэнос-Айресе, работая в разных стилях, включая ар-нуво.. Их здания были одними из самых важных в 20 веке в Буэнос-Айресе, и те, что остались, продолжают играть важную роль в определении архитектурного ландшафта города. Архитектура второй половины 20-го века продолжала адаптироваться к французской неоклассической архитектуре, такой как штаб-квартира Национального банка Аргентины и NH Gran Hotel Provincial, построенная Алехандро Бустильо, и Museo de Arte Hispano Fernández Blanco, Мартин Ноэль. Однако после начала 1930-х годов влияние рационалистической архитектуры и Ле Корбюзье стало доминирующим среди местных архитекторов, среди которых Альберто Пребиш и Амансио Уильямс выделяются в этом новом ключе. Строительство небоскребов в Буэнос-Айресе получило широкое распространение после 1950 года, хотя новое поколение начало отвергать их «жестокость» и пытаться найти архитектурную идентичность. Этот поиск идентичности отражен в здании Banco de Londres, построенном в 1967 году Клориндо Теста с Диего Перальта Рамосом, Альфредо Агостини и Сантьяго Санчес Элиа. В последующие десятилетия новые поколения архитекторов, как всегда, использовали европейские авангардистские стили и новые методы. Curutchet House, объект всемирного наследия в Ла-Плате Со второй половины 20 века, аргентинские архитекторы стали более заметным в разработке простых проектов недвижимости в стране, таких как Le Parc башни и Torre Aqualina, по Марио Роберто Альварес и Торре Fortabat Санчес Elia, а также по всему миру, в первую очередь Северо-Западный центр и Башни Петронас, созданные Сезаром Пелли.

 

Аргентина по сравнению с другими странами Латинской Америки обладает достаточно сложившейся системой образования и наиболее разветвленной

сетью высших учебных заведений. В стране почти полностью ликвидирована неграмотность (в 1975 г. было неграмотно лишь 6 % населения старше 14 лет).Установлено обязательное бесплатное начальное семилетнее обучение (с 6 до 14 лет). Средняя школа —колледжи и лицеи —состоит из двух циклов (7—9-й и 10—12-й классы). Существует много частных школ. Основу системы высшего образования составляют университеты; их насчитывается около 40, в том числе 14 государственных. Крупнейшие университеты находятся в Буэнос-Айресе, Кордове (1613 г., старейший в стране), Ла-Плате, Тукумане, Санта-Фе, Росарио. Университет в Буэнос-Айресе принадлежит к числу крупнейших в мире (178 тыс. студентов в 1977 г.). Помимо государственных имеются частные университеты, главным образом католические. Система вступительных экзаменов в большинстве вузов отсутствует. Обучение в государственных вузах бесплатное. В университетах преобладает гуманитарный и медицинский профиль. Точные и естественные науки изучает менее % студентов вузов, поэтому высшие учебные заведения не обеспечивают потребностей страны в технических специалистах. Крупнейшие библиотеки —Национальная (основана в 1810 г.), библиотека университета в Буэнос-Айресе, библиотека Национального конгресса.В Аргентине свыше 100 научно-исследовательских учреждений, большинство из них существуют на базе государственных университетов. На долю государства приходится 95% общенациональных затрат в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Кроме

государственных в стране много и частных НИИ, крупнейший из них —

Институт Торкуато ди Телья, основанный в 1960 г. и включающий 9

научно-исследовательских центров. Уровень развития гуманитарных, медицинских, естественных наук в Аргентине достаточно высок, уровень же развития технических наук не отвечает требованиям.

Проблема обостряется еще и массовой эмиграцией квалифицированных

специалистов в США и страны Западной Европы. Основная часть технологии

ввозится из-за рубежа. В Аргентине на довольно высоком уровне находятся общественные науки.

Аргентинскими экономистами дан всесторонний анализ проблем экономики не только Аргентины, но и всей Латинской Америки; в Аргентине разработаны некоторые теории и модели экономического развития. В стране

существуют Аргентинский институт экономического развития, Академия

экономических наук, Центр экономических исследований при Институте Торкуато ди Тельи, Институт социологии.

 

Фигура гаучо продолжала занимать умы писателей и в 20 в. Ок. 1925 в Буэнос-Айресе сформировалась группа молодых писателей, стремившихся возродить национальную струю в аргентинской литературе. Их печатный орган, «Мартин Фьерро», публиковал, наряду с авангардистской поэзией, стихи на национальные сюжеты. Известный роман Рикардо Гуиральдеса Дон Сегундо Сомбра (1926) проникнут тоской по уходящей эпохе гаучо. Самый утонченный поэт Аргентины, Леопольдо Лугонес начинавший свое творчество с усложненных символистских произведений, позднее перешел к описанию национальных типов и сюжетов. Эссе Эсекьеля Мартинеса Эстрады выражают его глубокую заинтересованность в культурном наследии гаучо. Другими значительными писателями первой половины 20 в. являются драматург, поэт и историк Рикардо Рохас, поэтесса Альфонсина Сторни; поэт Эваристо Карриего, обратившийся к танговой поэтике; романист Бенито Линч, произведения которого повествуют о гаучо и о жизни аргентинской деревни; Виктория Окампо, наиболее значительная из латиноамериканских писательниц, автор эссе и издатель литературного журнала «Сур» («Юг»).

Начиная с 1930-х годов широкое распространение получили эскейпистские тенденции в литературе; большой популярностью пользуется фантастика, поэтические рассказы, детективы с замысловатыми сюжетами, а также воспоминания детства. В этих жанрах работали лучшие современные писатели Аргентины: Хорхе Луис Борхес, Адольфо Бьой Касарес, Леопольдо Марегаль, Эдуардо Мальеа. Среди писателей среднего поколения выделяются два всемирно известных писателя: Хулио Кортасар и Эрнесто Сабато.

Из позднейших романистов выделяются Рикардо Пилья, Освальдо Сориано, Давид Виньяс, Мануэль Пуиг, по роману которого «Поцелуй паучихи» был снят фильм и поставлен мюзикл, и Луиса Валенсуэла.

 

Спорт и праздники. Со времен гаучо конные состязания были основным спортивным зрелищем в Аргентине. По субботам и в дни национальных праздников тысячи песо ставятся на лошадей, участвующих в скачках, и огромные толпы зрителей собираются для того, чтобы наблюдать за своими фаворитами. Другая традиционная конная игра, которая не встречается нигде более в мире, – «пато» («утка»). Смысл этой старинной игры, придуманной некогда гаучо, заключается в борьбе группы всадников за набитое чучело утки (ранее использовалась живая утка), которое они на скаку перебрасывают друг другу, подобно баскетбольному мячу. Излюбленным развлечением гаучо были также петушиные бои, эта традиция сохраняется сегодня в сельской местности.

Любимая спортивная игра в Аргентине – футбол, в него играют как на крошечных площадках, так и на огромных спортивных аренах, таких, как стадион «Монументаль» в Буэнос-Айресе, вмещающий 105 000 зрителей.

 

 

Источники

«Страны и народы. Америка» Издательство «Мысль» 1983 г. с.185 -190



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: