IV. Практикум по поэзии Есенина




1. Литератор К. Л. Зелинский писал: «Скромная пленительная природа средней полосы России воспета Есениным с глубокой и трепетной любовью, словно живое существо. Недаром она показана не созерцательно, а в действии».

— Согласны ли вы с тем, что Есенин описывает природу, «словно живое существо»? Обоснуйте свое мнение обращением к таким стихам, как «Поет зима — аукает...», «Выткался на озере...», «Сыплет черемуха снегом...».

— Как вы понимаете мысль К. Л. Зелинского о том, что природа в стихах поэта «показана не созерцательно, а в действии»? Согласны ли вы с этим? Обоснуйте свое мнение.

 

2. Литературовед И. Эвентов замечает: «Природа в стихах Есенина — звенящая, шумная, поэтому особенно часто обращается поэт к приемам звукового подражания...»

— Согласны ли вы с тем, что природа в стихах Есенина — «звенящая, шумная»? Если да, то какими выразительными средствами создаются «звоны» и «шумы» в его стихах?

— Какие приемы звуковой выразительности встречаются, например, в стихотворении «Поет зима — аукает...»? Как вы думаете, соответствует ли звуковой рисунок стихотворения названию «Воробышки», под которым оно было опубликовано впервые в 1914 г.?

 

3. Исследователь А. А. Козловский пишет: «Ранние стихи Есенина полны звуков, запахов, красок... Звенит девичий смех, раздается «белый перезвон» берез, вызванивают ивы, звенят удила, «со звонами» плачут глухари, заливаются бубенцы, слышится «дремная песня» рыбаков, шумят тростники, играет то тальянка, то ливенка. Спас пахнет яблоками и медом, ели льют запах ладана. Кругом — мягкая лень полей, алый свет зари, голубеет небесный песок, кадит черемуховый дым».

— Согласны ли вы с тем, что известные вам ранние стихи Есенина «полны звуков, запахов, красок»? Обоснуйте свой ответ примерами.

— Как вы считаете, о каком восприятии природы, каком отношении к ней свидетельствуют особенности стиха, отмеченные литературоведом?

 

4. К. Л. Зелинский заметил, что в стихах Есенина «Русь с ее красками, запахами движется перед нами, как большой обжитой мир, родина, данная человеку для жизни. Все здесь мило поэту. Строй сравнений, образов, метафор, всех словесных средств взят из родной крестьянской жизни, родной и понятной».

— Согласны ли вы с тем, что родина в ранних стихах Есенина «движется перед нами, как большой обжитой мир»?

— Какие наиболее яркие, интересные сравнения, образы, метафоры, другие образные средства вы встречали в ранних стихах поэта?

— Согласны ли вы с тем, что эти образы взяты «из крестьянской жизни»?

— Прав ли исследователь, утверждая, что в родной природе все «мило поэту»? Разве нет того, что вызывает его неприятие?

 

5. Литературовед Н. В. Чубукова утверждает, что ранние стихи Есенина о природе «уже нельзя назвать пейзажными. Это уже не природа сама по себе, а часть единого целого, она неразрывна с человеком».

— Согласны ли вы с тем, что ранние стихи поэта нельзя назвать чисто «пейзажными»? Почему?

— Верно ли, что в этих стихах природа «неразрывна с человеком»? Если да, то как эта «неразрывность» создается?

 

6. А. А. Козловский утверждает, что «за бросающейся в глаза красочностью и многозвучностью» ранней поэзии Есенина «всегда виднеется нечто грустное и печальное. За мироощущением радостного приятия земного бытия чуть сквозит, чуть брезжит, но обязательно присутствует некая тайна — тайна краткости, конечности человеческой жизни, хрупкости человеческого счастья.

В самых, казалось бы, радостных стихах где-то глубоко внутри затаивается боль. А это, в свою очередь, обостряет восприятие красоты жизни, высочайшей, непреходящей ценности человеческого счастья».

— Согласны ли вы с тем, что в ранних стихах Есенина (например, «Поет зима — аукает...», «Подражанье весне», «Выткался на озере алый свет зари...», «Сыплет черемуха снегом...» и др.) «всегда виднеется нечто грустное и печальное»? Если да, то в чем вы это заметили?

— В каких стихах Есенина, по вашему мнению, «сквозит», «брезжит», «присутствует» «тайна краткости, конечности человеческой жизни»?

— Согласны ли вы с тем, что даже в «радостных стихах где-то глубоко внутри затаивается боль», которая «обостряет восприятие красоты жизни»? Разве может боль помогать восприятию красоты?

 

7. Критик Г. Лелевич писал в 1924 г.: «Не в том дело, что Есенин в первых книгах сознательно защищал интересы кулаков, а в том, что так воспринимать мир могли только кулаки. Разве поэт, связанный с середняцкими и бедняцкими массами, мог совершенно пройти в своих стихах мимо страданий предреволюционной деревни, мимо гнета и унижений, мимо безземелья и нужды? Лишь изредка звучит в первых стихах Есенина смутная тоска, слышатся неопределенные порывы. Но это тоска не об общественных бедствиях, порывы эти не к борьбе за свободу, а к простому молодому озорству сытого кулацкого сынка».

— Вы заметили в ранней поэзии Есенина «смутную тоску» и «неопределенные порывы»? Если да, то с чем эти порывы связаны? Может быть, с тем, о чем писал Г. Лелевич?

— Производит ли ранняя лирика Есенина впечатление, что он «сознательно защищал интересы кулаков» (как их понимает Лелевич), что сам поэт — «сытый кулацкий сынок» (опять же в понимании Лелевича)? Если да, то в чем вы это увидели?

 

8. Максим Горький писал: «…драма Сергея Есенина в высокой степени характерна… Это драма деревенского парня, романтика и лирика, влюбленного в поля и леса, в свое деревенское небо, в животных и цветы. Он явился в город, чтобы рассказать о своей восторженной любви к примитивной жизни, рассказать о простой ее красоте».

— Какие стихи Есенина, на ваш взгляд, наиболее выразительно свидетельствуют о том, что он влюблен «в поля и леса, в свое деревенское небо, в животных и цветы»?

— Согласны ли вы с тем, что в стихах Есенина жизнь деревни и природы предстает как «примитивная жизнь», как «простая красота»? Если да, то в чем ее «примитивность» и «простота»?

 

9. Критик А. Дерман писал в июле 1918 г. о книге «Голубень»: «Книжка стихов Есенина читается со смешанным чувством радости, досады и страха. Радости за его свежий, играющий талант, досады за то, что этот талант портит, и страха перед мыслью — устоит ли этот талант в борьбе с разрушительными силами. Есенин — поэт из народа. Богатством народного языка и народных поэтических образов он владеет легко, свободно, как-то весело и непринужденно».

— Какие богатства «народного языка и народных поэтических образов» вы встречали в лирике Сергея Есенина? Как вы думаете, какую роль выполняют в его поэзии образные средства, заимствованные из устного народного творчества?

— Не напоминают ли вам стихи Сергея Есенина своеобразные переработки народных песен, сказок, частушек и т. п.? Если да, то какими чертами?

 

Домашнее задание

Сопоставить стихотворения Тютчева «Чародейкою зимою», Фета «Печальная береза» и Есенина «Пороша» и «Береза» (можно по группам). Почитать любовную лирику Есенина, выучить стихотворение (по выбору).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: