Такова же была судьба другого новокрестьянского поэта, Петра Васильевича Орешина (1887—1938). Родом он из Саратова, отец — из крестьян. Окончил три класса городского училища, подолгу жил в деревне, скитался по Поволжью в поисках заработка. Впервые напечатал стихотворения в 1911 году, а в 19 18-м вышел его первый сборник «Зарево».
— Что общего в поэзии Клычкова и Орешина и в чем вы видите различие?
(Оба поэта тяготели к новокрестьянской поэзии, общими у них были об разы и мотивы природы, фольклорно-сказочные мотивы, внимание к деревенскому укладу. Но, в отличие от Клычкова, Орешин уделял внимание и социальным темам, темам бедности и богатства. Орешин с болью писал о не поэтических сторонах крестьянской жизни, отражал бунтарские настроения предоктябрьской деревни.)
— Какие ассоциации вызывает стихотворение «Золотая соха»?
Плохо жнется, плохо косится,
И лежат ряды неровные.
Знать бы, скоро ли износятся
На душе обиды кровные?
Тяжко в пору нам покосную,
Весь до косточки сломаешься.
Ах, зачем ты, жизнь несносная,
К нам как мачеха ласкаешься!
Темен лес, темнее — хижины,
Злой тоской-соломой крытые.
Не судьбой ли мы обижены,
В чистом поле позабытые?
Есть у нас тропинка алая,
Путь-дороженька заветная.
Есть головушка удалая,
Сила-удаль несусветная.
Мы поспорим с злыми чарами,
С колдовством, судьбой и холодом.
Будуг нищие боярами,
Медный грош — червонным золотом.
Обрастет густыми травами
Вековечная кручинушка.
И пойдет гулять заставами
Золотой сохой детинушка.
(Образы, интонации, лексика стихотворения напоминают о поэзии Некрасова. Обилие народных выражений, устойчивых эпитетов типично для фольклора, корни стихотворения в нем.)
|
Есть у Орешина оригинальные, незатертые строки, образы, найдем их: «Месяц в степи растянулся покойником, / Светит в тумане серебряным лбом»; «Чмокает ветер губами дорог»; «Распахнула зорюшка шубейку».
В отличие от Клычкова, Орешин много пишет и печатается после революции, приветствует изменения в стране. Об этом говорят и названия его стихотворений: «Комсомольцы», «В покосе соревнуются бригады», «На тракторе сидел я, управляя». Были у него и сомнения — туда ли идет деревня:
Соломенная Русь, куда ты
Какую песню затянуть?
Как журавли, курлычут хаты,
Поднявшись в неизвестный путь.
IV. Итог урока
Главное, что объединяло новокрестьянских поэтов, было чувство любви к родной земле, беспокойство за ее будущее. Их поэзия безыскусна и очень искренна. Тревога за судьбу красоты в живом мире, в душе человека актуальна и сейчас. Нам еще предстоит открывать художественный мир этих поэтов.
Домашнее задание
1. Читать стихотворения Сергей Есенина, выучить стихотворение наизусть (на выбор).
2. Индивидуальное задание: доклад-сообщение о биографии Есенина.
Творчество С. А. Есенина
Урок 42. Сергей Есенин как национальный поэт
Цели урока: познакомить учеников с особенностями творческого метода поэта; показать народность творчества С. А. Есенина.
Оборудование урока: портреты и фотографии Есенина.
Методические приемы: лекция с элементами беседы; анализ стихотворений.
Ход урока
I. Слово учителя
Сергея Александровича Есенина представлять, кажется, не надо — это самый читаемый в России поэт. Современники отмечали необычайно стремительное вхождение его в литературу, всеобщее признание. Максим Горький писал: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком».
|
Есенин — единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Все, написанное им, проникнуто «чувством родины». Как писал сам поэт: «Чувство родины — основное в моем творчестве». Заметим, не «тема», а «чувство». Например, в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная» (читаем его) рисуется образ родины-рая. Есенин народный, национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прости понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин, что Есенин выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды.
Прочитаем его автобиографию, написанную им незадолго до смерти, в октябре 1925 года. (Читаем «О себе»). Есенин настолько «свой», что нам кажется, что о нем-то мы все знаем. И все же этот человек за свою очень короткую жизнь оставил литературное наследие, которое содержит, как оказывается, еще много загадок. В самом звучании его фамилии есть что-то природное, лесное, весеннее — и никаких псевдонимов, столь популярных в его время, не понадобилось.