Особенности структуры экономической информации.




Экономической информации свойственно свое структурное представление. Под структурой информации понимается выделение определенных элементов, информационных единиц и взаимосвязь между ними.

По структурному составу информационные совокупности можно разделить на:

· реквизиты

· показатели

· документы

· информационные массивы

· информационные системы

Любая информационная совокупность состоит из элементарных логически неделимых элементов информации – реквизитов, которые по своему содержанию подразделяются на реквизиты-признаки и реквизиты-основания.

Реквизиты являются элементарными неделимыми единицами экономической информации, несущими качественную или количественную характеристику какого-либо экономического процесса, предмета, факта.

В целях получения результатной информации обработка экономической информации предполагает выполнение двух видов операций над исходными данными: логических и арифметических операций.

Реквизиты-признаки характеризуют качественные свойства отображаемого явления. К ним относятся наименования или коды изделий, материалов, предприятий, категорий работников и т.д. С ними производят л огические операции (сортировка, группировка, поиск, фильтрация).

Реквизиты-основания дают количественное описание явлений, выраженное в определенных единицах измерения, например, объем производства, количество готовых изделий и т.п. С ними производят арифметические операции.

Реквизиты – признаки, выражая качественные свойства сущности, характеризуют обстоятельства при которых были получены Реквизиты - основания. Отдельно указанные реквизиты сами по себе никакого экономического смысла не имеют и применяются в информационной совокупности, образующей показатель.

Под показателем понимается логическое высказывание, содержащее качественную и количественную характеристику отображаемого явления. Показатель – составная единица информации. Показатель, как правило, состоит из одного реквизита основания и нескольких реквизитов признаков. Минимальное соотношение реквизитов в показателе: 1 реквизит-основание + 2 реквизита-признака.

Группы взаимосвязанных показателей образуют следующую информационную совокупность -документ. В этом случае показатель может рассматриваться с точек зрения формы и содержания. Под формой элементов показателя понимается наименование граф и строк документа, а под содержанием – конкретные числа, проставляемые в этих строках и графах. Документ — информационное сообщение о взаимосвязанных экономических показателях, зафиксированное ручным или печатным способом на бланке установленной формы и имеющем юридическую силу.

Совокупность однородных документов, объединенных по определенному признаку, образует информационную совокупность – массив. Совокупность массивов информации, относящихся к группам однотипных экономических задач и обрабатываемых на одном объекте, составляет информационную систему этого объекта.

Говоря о структуре информации, различают два взаимосвязанных между собой аспекта:

· состав элементов, образующих структуру информации;

· взаимосвязь между элементами этой структуры.

Экономическая информация отражает состояние экономического объекта в пространстве и во времени, поэтому важным для пользователя является понятие адекватности информации или уровня соответствия создаваемого информационного образа реальному объекту.

Адекватность информации выражается в синтаксической, семантической и прагматической формах:

В синтаксическом аспекте отображаются только формально-структурные характеристики информации без связи с ее смысловым содержанием и полезностью для пользователя. Здесь рассматривается структура информационных сообщений на носителях, объемы данных и пр.

В семантическом аспекте отображается смысловое содержание информации и ее обобщение. Этот уровень предполагает проектирование реквизитного состава документов, разработку логической структуры базы данных, создания системы классификации и кодирования и др.

Прагматическая (потребительская) адекватность отражает отношение информации и ее потребителя. Здесь отображается ценность информации для управленческой системы на каждом ее уровне, полезность информации для выработки управленческих решений.

Показатель является минимальной по составу информационной совокупностью для образования самостоятельного документа (так, на основе показателей строятся документы). В документах каждому показателю присваивается наименование. По количеству и составу показателей определяется уровень его информативности и рассчитывается объем информации в документе. Кроме этого, на основе показателя или его реквизита создаются базы данных, которые используются при решении экономических задач.

Экономический документ представляет собой «определенным образом организованную совокупность взаимосвязанных по смыслу экономических показателей». Экономический документ является основной и наиболее удобной формой представления информации с точки зрения управления, так как наряду с наглядностью представления информации, необходимой для решения задачи или являющейся результатом решения задачи, он содержит атрибуты, придающие ему юридический статус.

Наиболее распространенной формой представления экономических документов является табличная форма, которая в самом общем виде включает общую (заголовочную), предметную (содержательную) и оформительскую часть.

Общая часть содержит название документа и перечень общих по составу и значению реквизитов для всех показателей, представленных в документе. Наличие общей части документа позволяет избежать дублирования информации при характеристике всех показателей, входящих в состав многостраничного документа.

Предметная часть включает реквизиты, характеризующие особенности экономических показателей многостраничного документа. (размещаются переменные реквизиты-признаки и количественно-суммовые реквизиты-основания: наименование, номенклатурный номер, количество, код производственных затрат и т. д.)

Оформительская часть содержит атрибуты, как правило, «непосредственно не участвующие в процессе обработки информации, однако они придают документу юридическую силу, так как включают подписи лиц, участвовавших в подготовке документа».

Помимо табличной формы представления документов в практике организационно-экономического управления могут использоваться также документы упрощенной табличной формы, в которых наименование реквизитов приводятся не в шапке документа, а в боковике, рядом с которым проставляются конкретные значения соответствующих реквизитов. Наконец, экономические документы могут содержать как шапку, так и боковик. Документы такой формы широко используются при подготовке различной отчетности (статистической, финансовой, бухгалтерской, налоговой и т. п.). В качестве носителя информации для отображения содержимого документов наиболее распространенными являются: бумажные, электронные (экранные) и магнитные носители.

Документооборот – система создания, интерпретации, передачи, приема и архивирования документов, а также контроля за их исполнением и защиты от несанкционированного доступа.

Документ является основным носителем информации в информационной системе, состоит из логически связанных реквизитов. Форма (макет) документа определяет расположение и формат значений реквизитов.

Наиболее традиционным в информационной системе является деление документов на документы ручного заполнения и документы машинного заполнения с помощью средств вычислительной техники и программ.

Жизненный цикл документа – интервал времени от момента создания (ручным или машинным способом) до момента сдачи в архив или уничтожения. Между этими моментами осуществляется движение документа – документооборот. Происходит обработка и использование документа для целей управления.

В соответствии с содержанием операций обработки и схемой документооборота документы по отношению к конкретной задаче делятся на первичные и производные, содержащие результаты обработки.

В зависимости от функции управления, для которой используются документы, различают нормативные, плановые, учетные, расчетные, аналитические и другие виды документов. По каждой функции управления или предметным областям существует набор форм документов, в том числе унифицированных, которые обеспечивают сокращение многообразия форм документов для функций управления, использование минимально необходимого состава реквизитов в форме документа, соблюдение порядка размещения и форматов значений реквизитов в форме документа.

Основные принципы документооборота:

· рациональное и своевременное составление документов;

· последовательность охвата документами всех видов хозяйственной деятельности организации;

· взаимосвязь документов;

· рациональная обработка документов;

· сокращение путей прохождения документов;

· систематизированное изучение и совершенствование документооборота.

В любом предприятии возникает проблема такой организации управления данными, которая обеспечила бы наиболее эффективную работу. Для эффективного руководства организацией и оптимального выполнения работ современным руководителям и специалистам постоянно требуется иметь в распоряжении обширную и достоверную информацию. Этого можно достичь в настоящее время только с помощью средств и методов автоматизации информационных потоков.

Информационный поток — информация, рассматриваемая в процессе ее движения в пространстве и времени в определенном направлении.

Поток информации — это группа данных, рассматриваемых в процессе ее движения в пространстве и времени в одном направлении. У этих данных есть общий источник и общий приемник. Поток, состоящий из смысловых структурных элементов, называют сообщением. Предполагается, что при управлении количеством и качеством информации происходит ее возникновение, прием, передача и переработка. Действие информации заключается в снятии неопределенности ситуации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: