1. Обозревая литературный год (с апреля 1913-го по апрель 1914-го), Валерий Брюсов писал: «Справедливость заставляет нас, однако, говорить то, на что мы уже указывали раньше: больше всего счастливых исключений мы находим в стихах, подписанных «В. Маяковский». У г. Маяковского много от нашего «крайнего» футуризма, но есть и свое восприятие действительности, есть воображение и есть умение изображать».
— Что вы знаете о проявлениях «крайнего» футуризма? Что характерно для произведений, к нему принадлежащих? Согласны ли вы с тем, что в стихах, опубликованных Маяковским к апрелю 1914 г., есть «мною от... «крайнего» футуризма»? Обоснуйте свой ответ.
— Что в ранних стихах Маяковского свидетельствует, по вашему мнению о том, что у него есть «свое восприятие действительности», «есть умение изображать»? А может быть, Брюсов не прав?
2. Литературовед К. Д. Муратова пишет: «Раннее творчество свидетельствовало о сильном увлечении Маяковского формальным экспериментаторством, будучи не только поэтом, но и художником-авангардистом, он стремился к воссозданию необычных зрительных образов, к усложненности и деформации их».
— Какие, на ваш взгляд, стихи раннего творчества Маяковского свидетельствуют «о сильном увлечении... формальным экспериментаторством»?
— Какие необычные, усложненные и деформированные зрительные образы встречаются в известных вам ранних стихах поэта?
— Как отмеченная исследовательницей особенность соотносится с футуристическим пониманием образности в поэзии?
3. К. Д. Муратова замечает: «Подобно тому как в живописи кубистов мир предметных явлений распадается на плоскости и объемы, Маяковский рассекал порою отдельные слова и создавал своеобразную игру рассеченных частей.
|
У-
лица:
Лица / у
догов
годов резче.
Через
железных коней
с окон бегущих домов
прыгнули первые кубы».
— На какие плоскости и объемы распадается «мир предметных явлений» в процитированном литературоведом стихотворении?
— Что, по вашему мнению, дает такая «своеобразная игра рассеченных частей» стихотворению Маяковского? Какой характер таким образом сообщается изображаемому «миру предметных явлений»?
— В каких еще стихах раннего Маяковского есть подобная игра словами и их частями? Какую роль в образной структуре стиха эта игра выполняет?
4. Поэт Борис Пастернак писал: «Я очень любил раннюю лирику Маяковского. На фоне тогдашнего паясничания ее серьезность, тяжелая, грозная, жалующаяся, была так необычна».
— В чем, на ваш взгляд, проявилась «серьезность» ранней лирики Маяковского?
— Согласны ли вы с тем, что «серьезность» лирики Маяковского раннего периода была «тяжелой», «грозной», «жалующейся»?
5. Борис Пастернак писал: «Это была поэзия мастерски вылепленная, горделивая, демократическая и в тоже время безмерно обреченная, гибнущая, почти зовущая на помощь».
— Согласны ли вы с тем, что ранняя поэзия Маяковского «горделивая» и «демоническая»? Если да, то в чем, в каких стихах наиболее ярко проявляется эта особенность?
— Согласны ли вы с тем, что ранняя лирика поэта выглядит как «безмерно обреченная, гибнущая, почти зовущая на помощь»?
6. Литературовед С. Бавин пишет: «Традиционный для Маяковского пренебрежительно-вызывающий тон не мог скрыть внятного чуткому слушателю крика боли за страдающую душу современного человека».
|
— Как проявляется, какими средствами создается «пренебрежительно-вызывающий тон» в ранней лирике Маяковского?
— Согласны ли вы с тем, что в поэзии Маяковского раннего периода слышен крик «боли за страдающую душу современного человека»? Чем вызваны, если судить по лирике Маяковского, страдания души современного ему человека?
7. Литературовед А. Н. Меньшутин пишет: «Позиция Маяковского очень активна, действенна. Его нельзя себе представить без напряженной речи, волевых призывов, неумолимых требований, непреложных прежде всего для самого поэта. «Пустите! Меня не остановите...», «я не могу быть спокойней», «Я сам...», «Я знаю...», «Слушайте!..».
— Как часто «волевые призывы» и «неумолимые требования» встречаются в известных вам ранних стихах Маяковского? Продолжите ряд примеров, приводимых ученым.
— Как вы думаете, о чем (кроме активности и действенности позиции) свидетельствует наличие в лирике Маяковского «напряженной речи, волевых призывов, неумолимых требований»? Согласны ли вы с тем, что эти призывы и требования непреложны прежде всего для самого поэта? Аргументируйте свой ответ.
8. К. Д. Муратова пишет: «Раннему творчеству Маяковского присуще подчеркивание одинокости лирического героя, сетование на бездушие окружающего мира.
Я одинок, как последний глаз
у идущего к слепым человека!»
— Как в процитированном исследовательницей стихотворении раскрывается мысль об «одинокости лирического героя»? Согласны ли вы с тем, что эта черта характерна вообще для раннего творчества Маяковского? Аргументируйте свой ответ. Приведите примеры.
|
— Как Маяковский показывает «бездушие окружающего мира»? Какие образные средства и насколько убедительно он при этом использует?
— Есть ли в окружающем поэта мире то, что вызывает его симпатии, то, что не относится к нему бездушно если судить по ранней лирике Маяковского?
9. Юрий Тынянов считал, что стих Маяковского «породил особую систему стихового смысла. Слово занимало целый стих, слово выделялось, и поэтому фраза (тоже занимающая целый стих) была приравнена к слову, сжималась».
— Как часто в ранней поэзии Маяковского слово занимает целый стих? Как вы думаете, о каком стремлении свидетельствует такая особенность стиха Маяковского?
— Как вы считаете, какой характер поэзии Маяковского сообщает то, что фраза приравнивается к слову? О каком отношении к слову свидетельствует данная особенность и как она соотносится с теорией и практикой футуристической школы в поэзии?
10. А. С. Субботин считает, что стихотворение «Послушайте!» — это «прямое обращение к слушателю»: «Поэт еще плохо представляет себе своих союзников, не различает лица заинтересованных слушателей, но он страстно хочет, чтобы они скорее появились, разделили с ним радость и любовь, отчаяние и надежду. В мольбах и уверениях «тревожного, но спокойного наружно» персонажа стихотворения, не выносящего «беззвездную муку», много затаенных надежд и желаний автора».
— Согласны ли вы с тем, что стихотворение «Послушайте!» свидетельствует о надежде на скорое появление «союзников» поэта, которые бы «разделили с ним радость и любовь, отчаяние и надежду»?
— Прав ли, по вашему мнению, исследователь, находя «персонажа стихотворения», а не его лирического героя? Возможно, что данный вопрос не представляется вам принципиальным? Почему?
11. «Мир не раскрывает свои тайны перед поэтом, и он недоуменно вопрошает: «Послушайте!..». Несовершенство жизнеустройства, резкое несоответствие мечты и действительности порождало эти недоуменные вопросы» (А. А. Михайлов).
— Согласны ли вы с тем, что вопрос поэта в стихотворении «Послушайте!» «недоуменный»? Почему?
— Свидетельствует ли это стихотворение о том, что является предметом мечтаний лирического героя? Можете ли вы согласиться с тем, что стихотворение «Послушайте!» вызвано к жизни «несовершенством жизнеустройства» и «резким несоответствием мечты и действительности»?
12.«В полном разладе с этим миром появилось стихотворение «Нате!»... Стихотворение с вызывающим названием «Нате!» нашло своего адресата и произвело именно то действие, на которое автор мог рассчитывать». (А. А. Михайлов)
— Согласны ли вы с тем, что стихотворение «Нате!» свидетельствует о полном разладе поэта с миром, в котором он живет? Почему?
— Кто, по вашему мнению, является адресатом этого стихотворения? Почему ученый даже само название стихотворения «Нате!» называет «вызывающим»?
13. «Стихотворения «Нате!» и «Послушайте!» обозначили эмоциональный диапазон ранней поэзии Маяковского — от страстного накала до застенчивой робости, от доверительного признания до гневной обличительной речи» (С. А. Субботин).
— Прокомментируйте мысль ученого. Согласны ли вы с ней? Почему?
— В чем, на ваш взгляд, проявляется «страстный накал» и «застенчивая робость», «доверительное признание» и «гневная обличительная речь» названных исследователем стихотворений? Есть ли в стихах «Нате!» и «Послушайте!» то, что, по вашему мнению, их сближает, что не позволяет говорить о них только как о крайностях «эмоционального диапазона» поэзии раннего Маяковского?
Домашнее задание
1. Читать поэму «Облако в штанах».
2. Выучить (на выбор) стихотворение Маяковского и поставить вопросы, которые оно вызывает, для обсуждения в классе.
3. Индивидуальное задание: из статьи Маяковского «Как делать стихи?» выбрать наиболее важные тезисы.