СОКРАЩЕНИЕ «ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ» ФИЛОСТОРГИЯ, СДЕЛАННОЕ ПАТРИАРХОМ ФОТИЕМ.




ФИЛОСТОРГИЙ. «ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ».

В историко-культурном контексте эпохи немаловажное значение имели церковные истории авторов неортодоксального исповедания – приверженцев арианства, несторианства, монофизитства. Сложность их изучения связана с фрагментарностью дошедших до нас текстов, сохранившихся порой лишь в тенденциозных переложениях православных богословов, историков и полемистов.

Это с полным основанием относится к Филосторгию (ок. 368+440), эксцерпты «Церковной истории» которого сохранились в изложении Фотия, у Иоанна Дамаскина, в Житии Константина и др. Выходец из малоазийской Каппадокии, он исповедовал евномианство – радикальное направление арианства, считавшее Христа подобным Отцу, но не единосущным и не равным Богу. С самим Евномием Филосторгий встретился уже в Константинополе, куда перебрался для получения образования. Письма Евномия Филосторгий включил в текст «Церковной истории». Много путешествовавший, он посетил святые места в Палестине, был в Антиохии, направился в Египет, побывав в его древнем культурном центре Александрии.

Активный участник богословских диспутов, христологических дискуссий, Филосторгий стремился запечатлеть их в своем историографическом сочинении. Широта образования и личного опыта автора позволила включить в произведение многочисленные свидетельства о далеких землях Индии и Африки, их населении и природе; хорошо знакомый с античным наследием астрономии, географии, естественных наук, он делится и знаниями из этих областей. Но главное содержание «Церковной истории» Филосторгия составляет история евномианской Церкви, анализ христологического учения Ария и Евномия, полемика как с языческими представлениями, так и с никейскими догматами о единосущности, с оппонентом арианства – Афанасием Александрийским. Церковный оппозиционер, Филосторгий высказывает преимущественно критические суждения, часто резкие, и о правящих императорах от Константина и Феодосия до Аркадия и Юлиана. К обличению Юлиана Филосторгий специально обращается в «Мученичестве Артемия». Острая полемичность исторических воззрений автора, бескомпромиссность его конфессиональной позиции сказались и в его представлениях об историческом развитии, выдержанных в апокалиптических тонах. Жизнь гонимого еретика, оппозиционера, не согласного ни с официальной Церковью, ни с государством, давала для катастрофического мироощущения реальные основания.

История Филосторгия состоит из 12 книг, и начальные буквы всех их, соединяемые последовательно в одно слово, образуют имя ее сочинителя (ϕιλοστόργιος). Свою историю, по его же словам, начинает он ссорой Ария с Александром, что представляет и причиной ереси; а доводит ее до восшествия на престол Валентиниана (364), сына Плакиды и Констанция, и до умерщвления тирана Иоанна.

Филосторгий повествует о готах и других племенах Восточной Европы, сообщает о Рифейских горах (Урал), Меотийском озере (Азовское море), р. Танаис (Дон) и др.

СОКРАЩЕНИЕ «ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ» ФИЛОСТОРГИЯ, СДЕЛАННОЕ ПАТРИАРХОМ ФОТИЕМ.

II. 5. Филосторгий сообщает также, что большое число заистрийских скифов (которых древние называли гетами, а ныне – готами), изгнанных из отчизны за благочестие, Ульфила[1] уговорил на переселение в Римскую землю. Это племя некогда было обращено в христианскую веру следующим образом: в царствование Валериана[2] и Галлиена[3] несметное множество скифов переправилось через Истр и вступило в пределы Римской империи. Набег их потревожил значительную часть Европы, а оттуда уже они вторглись в Азию и заняли Галатию с Каппадокией. Там они захватили множество пленников, среди которых было немало клириков, и с большой добычей вернулись в родную землю. Пленники же сии были людьми праведными и, общаясь с варварами, немалое их число обратили к истинному благочестию, так что, просвещенные, они оставили язычество и перешли в христианскую веру.

Из числа этих пленников были и предки Ульфилы, по происхождению каппадокийцы, проживавшие вблизи города Парнаса, в селении под названием Садаголфина. Именно Ульфила был вождем перешедших в христианство выходцев из Готии, а первым их епископом он стал таким вот образом: царь, правящий в то время готами, направил его вместе с другими послом к императору Константину (так как обитавшие в этих краях варварские племена повиновались императору), и там Евсевий и бывшие с ним епископы рукоположили его для христиан в Гетике. Ульфила проявлял великую заботу о них и во всем прочем: составил для них собственную азбуку и перевел на родной их язык все книги Священного Писания, за исключением книг Царств, так как они содержат описание войн. Народ же сей необычайно привержен войне и гораздо более нуждается в строгой узде, чтобы обуздать воинственный пыл, чем в шпорах, дабы возбудить оный. Книги эти и правда заключают в себе великую вдохновляющую силу, ибо весьма заслуживают почитания и души верующих побуждают к служению Богу.

Итак, всех этих переселенцев император[4] расселил в Мизии, где каждому было угодно; а сам Ульфила удостоился от него великих почестей настолько, что в разговоре император часто величал его «Моисеем нашего времени». Впрочем, (Филосторгий) слишком уж превозносит Ульфилу...

IX. 17. Обитавшие за Истром скифы были изгнаны из родных пределов напавшими на них гуннами[5] и, выказав дружелюбные намерения, перешли под власть римлян. Гунны эти, очевидно, те самые, которых древние называли неврами[6], жившие у подножия Рифейских гор[7], откуда берет начало Танаис[8], вливающий свои воды в Меотийское болото[9]. Итак, переправившись на римскую территорию, эти скифы поначалу вели себя с римлянами благоразумно, но вскоре принялись разбойничать, а затем и вовсе без объявления начали войну. Извещенный об этом Валент[10] тотчас покинул Антиохию, пришел в Константинополь и оттуда направился во Фракию. Но там, вступив в сражение с варварами, понес большие потери и, наконец, вынужден был спасаться бегством. Со всех сторон окруженный опасностями, находясь в крайне затруднительном положении, он с немногочисленными соратниками укрылся в одном из полевых шалашей, хранившем сено. Тем временем варвары, преследуя римлян и предавая огню все встречавшиеся им на пути строения, подожгли и это, не ведая, что там находится император. Вот так Валент погиб, лишившись самой многолюдной и хорошо укрепленной части империи. А варвары тем временем под предводительством Фритигерна принялись беспрепятственно опустошать Фракию.

XI. 8. Он говорит также, что из гуннов одни, овладев большей частью той Скифии, что за Истром, и опустошив ее, затем перешли через замерзшую реку, внезапно вторглись в римские владения, заняли всю Фракию и стали опустошать целую Европу. Другие же двинулись к восходу солнца; переправившись через реку Танаис, проникли в восточные области и через Великую Армению вторглись в так называемую Мелитену[11]; потом оттуда устремились на Евфратисию, дошли до самой Килесирии[12] и, промчавшись через Киликию, производили неслыханные человекоубийства... Кроме всего этого, еще и Требигальд, родом скиф, из тех, кого теперь называют готами, – ведь существует много разных племен этих скифов, – имея при себе войско из варваров и находясь в Наколии Фригийской[13], будучи в звании комита, внезапно из друга слетался врагом римлян и, начав от самой Наколии, захватил много фригийских городов и произвел великое человекоубийство. Посланный против него военачальник Гайна, тоже варвар, намеренно упустил победу, поскольку сам замышлял против римлян нечто подобное. Потом Требигальд, как будто убегая от Гайны, вторгся в Писидию и Памфилию[14] и опустошил их. Наконец, обескровленный прежде всего тяготами похода, а также нападением исавров[15], он увел свое войско к Геллеспонту и, переправившись во Фракию, вскоре погиб.

 


[1] Ульфила (311+383) был епископом Готским, автором перевода Библии с греческого языка на готский.

[2] Публий Лициний Валериан (ок. 193+после 260), римский император с 253 по 259. Соправителем сделал своего сына Галлиена. Потерпев поражение от персов, умер в темнице под арестом.

[3] Публий Лициний Эгнаций Галлиен (218+268) – сын и соправитель римского императора Валериана. Оборонял в 254 – 259 Римскую империю от франков, аламанов, маркоманов, готов и др. После смерти отца стал самодержцем. Был убит в результате мятежа.

[4] Имеется в виду римский император Константин I.

[5] Гунны – тюркоязычные племена, прикочевавшие из Внутренней Азии, через южную часть Восточной Европы. Часть гуннов, вторгшись в Европу, разбила в 375 остготское государство на Дону. Наиболее известным правителем гуннов был Аттила. Гунны вытеснили готов.

[6] Невры – изначально племена неясного происхождения, проживавшие в верховьях рек Днепра и Припяти. Затем – одно из наименований гуннских племен.

[7] Рифейские горы – Уральские горы. По античным и византийским представлениям, горный массив на севере Восточной Европы, расположенный в широтном направлении.

[8] Танаис – античное название реки Дон.

[9] Меотийское болото – античное название Азовского моря.

[10] Флавий Валент (328+378) – римский император с 364. В 367 – 369 победил готов в Нижнем Подунавье; в 377 вестготы подняли восстание, в ходе которого Валент был убит.

[11] Мелитена – город в Малой Азии, на терр. совр. Турции.

[12] Килесирия – античное название южной Сирии.

[13] Наколия Фригийская – город в Малой Азии, на терр. совр. Турции.

[14] Писидия и Памфилия – области в южной части Малой Азии, на терр. совр. Турции.

[15] Исавры – племена, обитавшие в южных отрогах малоазийского Тавра; в 498 окончательно побеждены и частично переселены византийцами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: