Цель урока: показать творчество Маяковского советского периода как отражение революции.
Оборудование урока: иллюстрации к «Окнам сатиры» и рисунки Маяковского.
Методические приемы: лекция с элементами беседы; анализ стихотворений.
Ход урока
I. Слово учителя
Маяковский своим даром выразил пафос эпохи, сутью которой явились мировая и гражданская войны. Его революционность — уловленный его талантом дух нового времени, сменившего эпоху Чехова. Атмосфера зыбкости, неустойчивости, нервности, беспокойства сменилась атмосферой ненависти в эпоху всеобщей конфронтации, идейной и классовой непримиримости.
Открыл это основное чувство эпохи Блок, уже в «Двенадцати» писавший о ненависти ко всему, что «не наше», затем Есенин в «Анне Снегиной» показал, каких людей революция отвергла и выбросила, а каких вынесла на поверхность. В отличие от Блока, слышавшего в революции музыку катастрофы, Маяковский уловил маршевую поступь времени.
II. Чтение и анализ стихотворений
1. Читаем «Левый марш», 1918.
— Найдите в стихотворении конкретные приметы революционной эпохи. Какова их роль в установлении контакта поэта и аудитории, которой адресован «Левый марш»?
2. Революцию он ждал, жаждал, предрекал, это была его стихия, ей он посвятил свою «Оду» (1918) Читаем ее.
— Какое значение имеет антитеза в этом стихотворении?
Антитеза (противопоставление) пронизывает все произведение. На антитезе построены оксюмороны (сочетание противоположностей), характеризующие революцию: «О, звериная! / О, детская! / О, копеечная! / О, великая!». Антитеза передает противоречивость, «двуликость» революции, которая может обернуться и «стройной постройкой», и «грудой развалин». Революция «шлет моряков / на тонущий крейсер, / туда, / где забытый / мяукал котенок», она же «прикладами гонит седых адмиралов / вниз головой / с моста в Гельсингфорсе». Последние строки раскрывают суть этих контрастов революции — отношение к ней обывателя и человека будущего, поэта: «Тебе обывательское / — о, будь ты проклята трижды! — / и мое, / поэтово / о, четыреждыславься, благословенная!»
|
Обыватель, то есть обычный человек, может слать свои проклятия революции — его дни сочтены. Есть, грубо говоря, два класса: «мы», сконцентрированные вокруг партии большевиков (заметим, как лирическое «я» сменяется лирическим «мы»), и «они», все остальные — троцкисты, деникинцы, попы, кулачье, вредители и т. п., которые должны быть сметены. Такова логика революции. Жестокость, по этой логике, лишь средство для достижения великой цели: сделать нового счастливого человека в новом, преображенном революцией мире.
III. Задание
Найти в стихотворениях Маяковского художественное воплощение идей революции: «Товарищу подростку», «Перекопский энтузиазм», «Владимир Ильич!» «Молодая гвардия», «Марш 25 тысяч», «Барабанная песня», «Урожайный марш» и т. д. (на выбор).
IV. Беседа
— Как в творчестве Маяковского утверждаются две основные темы: образ революции и образ нового человека (часто поэта)?
Часто эти темы тесно переплетаются. Поэт ощущает себя бойцом революции, считает обязанностью и честью служить ей: «Моя революция!» В стихотворении «Приказ по армии искусства» он призывает: «На баррикады! — / баррикады сердец и душ», подгоняет своих товарищей-футуристов: «Довольно шагать, футуристы, / в будущее прыжок!» Поэт считает, что новому искусству принадлежит в революции решающая роль: «Все совдепы не сдвинут армий, / если марш не дадут музыканты». Революция, как кажется поэту, дала свободу действий, и действовать надо с размахом:
|
Довольно грошовых истин.
Из сердца старое вытри.
Улицы — наши кисти.
Площади — наши палитры.
Книгой времени
Тысячелистой
Революции дни не воспеты.
На улицы, футуристы,
Барабанщики и поэты!
— Как по-вашему, произошли ли после революции перемены во взглядах Маяковского?
Находим переклички дооктябрьской лирики с лозунгами из поэмы «150 000 000», из стихотворений «Приказ по армии искусств» и других: «Партия — рука миллионопалая, сжатая в один громящий кулак»; «Клячу истории загоним...»; «Время пулям / по стенке музеев тенькать» и т. д.
V. Слово учителя
Задача поэта, по Маяковскому, помочь средствами искусства общему делу борьбы за социализм. Для этого он пошел работать в РОСТА (Российское телеграфное агентство), в «Окна сатиры», где за два года сделал около трех тысяч плакатов. Жанр плаката, конечно, не поэзия, но надо делать то, что полезно революции, считал Маяковский. Этот критерий — полезно или вредно для революции — стал основным в его творчестве.