Оперативные данные по производству хлебобулочных изделий частными производителями, приведенные в начале статьи, весьма условны. Ежегодно в республике растут торговые сети, открываются все новые гипер- и супермаркеты, имеющие в своем составе собственные пекарни. Если в одной пекарне известной сети «Гиппо» ежедневно выпекается порядка 2 - 2,5 тонны хлебобулочных изделий, то мощности оборудования пекарни гипермаркета «Замок» торговой сети «Корона», открывшегося в конце 2012 года, позволяют ежедневно производить порядка 7 - 7,5 тонны продукции. Добавила хлебную составляющую в свой бизнес и торговая сеть «Виталюр», первоначально специализирующаяся исключительно на рыбном ассортименте, а сейчас активно осваивающая сегмент супермаркетов, каждый из которых имеет в своем составе собственную пекарню с ярким, узнаваемым логотипом «Наша выпечка». Уже работают 7 таких пекарен, производительность каждой из которых составляет порядка 1,5 - 2 тонны в сутки. Готовится к открытию огромный торговый центр с гипермаркетом «Простор»! Минске возле знаменитой «Минск- Арены». Активно развивают собственные производства и торговые сети «Евроопт», «Соседи», «Родная сторона» и другие. А ведь еще недавно все эти объемы производства хлебобулочных изделий обеспечивали государственные хлебозаводы... Появляются на белорусском рынке и другие частные производители выпечки, в первую очередь оригинальной и очень вкусной. Например, сеть пироговых «Штолле» с большим ассортиментом пирогов отменного вкуса, с разнообразными начинками и, самое главное, стабильно высокого качества. И хотя цены на пироги весьма недешевые, они пользуются большой популярностью у минчан и гостей столицы. В ближайшее время в Минске откроется кафе-пекарня «MOULIN» с разнообразным ассортиментом вкусной европейской выпечки. Идею открытия настоящей французской булочной высказывал в интервью CityDog.by и известный в республике ресторатор Вадим Прокопьев, занятый сейчас поиском инвестора, готового рискнуть полумиллионом евро.
|
На наш взгляд, это направление будет активно развиваться. Вместе с тем нужно отметить, что в республике еще слабо развита культура питания вне дома, особенно касаясь темы выпечки и кофе. Нам до европейских «булочных у дома» ой как далеко, но начало уже положено.
Отраслевые проблемы
Согласно статистическим данным, цены на хлебобулочные изделия в 2012 году в среднем выросли на 42,2%. При всем при том, что цены на муку возросли на 75 - 100% (это порядка 15 - 25% в себестоимости хлеба), цены на сырье (за исключением муки) выросли более чем на 30% (порядка 20% себестоимости), заработная плата увеличилась на 80 - 100% (5 - 10% себестоимости), стоимость топливно-энергетических ресурсов выросла практически на 40%, росли транспортные расходы, цены на упаковочные материалы и другие составляющие себестоимости хлебобулочных изделий. При этом официально было разрешено за весь год повысить цены на хлеб на 20%. Рентабельность многих «социальных» сортов хлеба была минусовая, только за счет кондитерских изделий и высокорецептурных хлебобулочных изделий предприятиям с трудом удавалось покрывать эти убытки.
Глобальная проблема в отрасли - кадровая. Растущие потребности торговых сетей с более высоким уровнем заработной платы оголяют штат работников государственных предприятий. Только в КУП «Минскхлебпром» на начало 2013 года насчитывалось почти 200 вакансий. Основная причина - недостаточный уровень заработной платы, ночные смены, работа в выходные дни. Даже полный социальный пакет привлекает все меньшее число специалистов. Тем не менее и на частных производствах ощущается нехватка кадров. В полной мере назрела необходимость подготовки большего количества специалистов отрасли в учреждениях образования республики, на курсах, создания образовательных центров.
|
Белорусский хлебный рынок уже столкнулся с проблемой перепроизводства и незагруженности оборудования. Нередки случаи, когда приобретенные линии и установки работают лишь на 15 - 30% своей мощности. Перед всеми стоит задача увеличения экспорта производимой продукции, но ее себестоимость зачастую делает ее неконкурентоспособной за пределами республики. Более того, благодаря проведенным глобальным реконструкциям на крупных хлебопекарных предприятиях в 2009 - 2012 гг., на рынке появилось большое количество однотипной продукции, в первую очередь мучных сладостей, печенья, пряников, сушек... Многие планируют и в этом году приобретать новое оборудование и производить импортозамещающую и экспортоориентированную продукцию. Однако при этом практически не берется во внимание тот факт, что освоение выпуска даже совершенно нового для рынка продукта не гарантирует его сбыт. К огромному сожалению, многие маркетинговые службы государственных предприятий не используют современные маркетинговые приемы для продвижения продукции на рынке, да и отчисления на рекламу осуществляются по остаточному принципу. А потребители зачастую отдают предпочтение более дешевой российской и украинской аналогичной продукции.
|
Год перемен...
В наступившем году ожидаются глобальные изменения в хлебопекарной отрасли Беларуси. Уже началось акционирование всех республиканских унитарных предприятий, входящих в состав Департамента по хлебопродуктам, запланированное еще несколько лет назад. Причем, согласно условиям акционирования, собственником всех акций предприятий остается государство. В дальнейшем планируется все эти предприятия передать в коммунальную собственность, а в целях оптимизации государственных органов управления сам департамент реорганизовать.
Нужно сказать, что акционирование хлебозаводов уже давно прошло в Казахстане, России и Украине, причем сразу частными собственниками. Потребители практически не заметили разницы - предложений хлебобулочных изделий на рынке меньше не стало. Видимо созрел и белорусский хлебный рынок для таких перемен.