Сущность метода заключается в следующем. Все результаты измерения одного признака у большой группы детей одного пола и возраста располагают в восходящем порядке в виде упорядоченного ряда. Этот ряд делят на сто интервалов. Для характеристики распределения приводят обычно не все сто, а лишь семь фиксированных центилей: 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й, 97-й. Третий центиль отсекает при процента наблюдений данного ряда; десятый центиль – 10% наблюдений и т.д. Каждый из фиксированных центилей называют центильной вероятностью и обозначают в процентах (%). Между фиксированными центильными вероятностями образуется 8 промежутков, которые получили название центильных интервалов. В центильном методе величину наблюдаемого признака считают средней, типичной, если она находится в пределах 25-75 центилей. Следовательно, за среднее значение признака принимают его величины, ограниченные 4-5 центильными интервалами. 1-3 интервалы характеризуют снижение изучаемого показателя, 6-8 интервалы свидетельствуют об увеличении изучаемого показателя по сравнению со средними его значениями.
Центильная вероятность (центили) | 3% | 10% | 25% | 50% | 75% | 90% | 97% | 100% | |||||||
Центильные интервалы | |||||||||||||||
Оценка показателей | Очень низкая | низкая | Пониженная | средняя | Повышенная | Высокая | Очень высокая | ||||||||
По центильному методу оценивается соматотип ребенка и гармоничность его развития. Соматотип ребенка оценивается согласно схеме Дорохова Р.А. и Бахраха Н.И. По данной схеме у здоровых детей выделяется три соматотипов: микро-, мезо- и макросоматический. Если суммы номеров коридоров составляет до 10 - то ребенок относится к микросоматическому типу, при сумме от 11 до 15 - к мезосоматическому, от 16 до 21 к макросоматическому типу.
|
Гармоничность физического развития определяется следующим образом: если разность номеров коридоров между любыми из трех параметров (ростом, массой тела, окружностью грудной клетки) составляет не больше единицы, то развитие гармоничное, если разность хотя бы между двумя параметрами составляет 2, то развитие дисгармоничное, если 3 и более, то развитие резко дисгармоничное. Оценка проводится в соответствии с одномерными центильными шкалами для оценки физического развития детей.
Контрольные вопросы по теме занятия
1. Группы признаков физического развития.
2. Измерение признаков физического развития.
3. Типы телосложения, формы позвоночника, форма ног.
4. Определение плоскостопия.
5. Группировка детей по возрастам.
6. Методы оценки физического развития детей и подростков.
7. Суть метода оценки физического развития по сигмальным отклонениям.
8. Метод оценки физического развития по комплексной схеме.
9. Метод оценки физического развития по шкалам регрессии.
10. Центильный метод оценки физического развития.
Тема: «МЕТОДЫОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ”
Цель самостоятельного занятия: научиться использовать методы оценки функционального состояния детей и оценивать полученные результаты исследования.
Задачи занятия: овладеть методами, предлагаемыми для оценки функционального состояния детей и подростков и их работоспособности и научиться:
|
1. Использовать метод определения количества и качества выполненной работы / решение арифметических примеров/.
2. Проводить оценку умственной работоспособности по корректурным пробам А.Г.Иванова-Смоленского и В.Я.Анфимова.
3. Пользоваться аппаратом хронорефлексометром для оценки условно-рефлекторной деятельности и оценивать полученные результаты.
4. Использовать методику определения устойчивости ясного видения.
5. Проводить оценку силы и выносливости мышц по показателям статической работы.
6. Использовать метод определения тонкой координации движения пальцев рук /тремометрия/.
Учебные и наглядные пособия для самостоятельной работы:
1. Корректурные таблицы Иванова-Смоленского и Анфимова.
2. Секундомер.
3. Хронорефлексометры.
4. Тремометры.
5. Таблицы с кольцами Ландольта.
6. Динамометры.
Образец заполнения протокола
при оценке функционального состояния организма:
Фамилия Имя Отчество | Хронорефлексо метрия | Дозированное задание | Утойчивость ясного видения | Динамо мет рия | Тремо мет рия | ||||
свет | звук | Примеры | Корр. пробы | ||||||
Кол-во | Кач-во | Кол-во | Кач-во | ||||||
В процессе воспитания и обучения дети вовлекаются в различные виды деятельности, которые являются основными факторами, стимулирующими рост и развитие организма. По характеру влияния на обмен веществ и энергии организма виды деятельности разделяют на:
1) деятельность с малым калорическим и механическим эффектом, составляющую основу умственной работы,
|
2) деятельность со средним и большим калорическим и механическим эффектом, к которой относятся различные виды физической деятельности.
Калорический эффект умственной деятельности обычно составляет 50 - 90 ккал в час, величина его колеблется в зависимости от возраста учащихся и характера занятий.
Калорический эффект физической работы значительно превышает 400 - 600 ккал в час. Механический эффект при выполнении умственной работы приближается к нулю, при выполнении различных видов физической деятельности он достаточно велик, так как выполнение ее требует перемещения тела и преодоления различных сопротивлений. Учебно-воспитательная работа в детских учреждениях строится на сочетании этих двух видов деятельности
В процессе выполнения различных видов деятельности постепенно появляется утомление. Утомление, являясь естественным физиологическим следствием любой работы, отражает реакцию всего организма, которая проявляется в возникновении усталости, снижении работоспособности, снижении функций организма, функциональном истощении клеток коры головного мозга. В детском возрасте в центральной нервной системе преобладают процессы возбуждения над процессами активного торможения, имеют место повышенная подвижность нервных процессов (быстрая смена очагов возбуждения и торможения), склонность процессов возбуждения к иррадиации, большая выраженность ориентировочного рефлекса: «Что такое?». Все это приводит к необходимости обращать внимание при обучении детей на состояние их ЦНС, которая тем более лабильна, чем младше ребенок.
Поэтому поддержание работоспособности на высоком уровне в течение учебного урока и недели способствуют: соответствие величины учебной нагрузки возрасту ребенка, правильный режим занятий, методика проведения уроков и перемен. Связанная с особенностями высшей нервной деятельности недостаточная длительность активного внимания вызывают необходимость использования различных методик преподавания и включения пауз, заполненных физическими упражнениями, которые способствуют перемещению очагов возбуждения в коре головного мозга и отдыху первично возбужденных центров. Преобладание первой сигнальной системы (образное восприятие) требует применения в учебном процессе различных наглядных пособий.
В связи с этим перед врачами, работающими в области гигиены детей и подростков. Стоит задача создания условий, обеспечивающих максимальную работоспособность во время занятий и предупреждающих возникновение у детей преждевременного утомления.
Врач должен владеть методами исследований, которые позволяют провести гигиеническую оценку организации учебно-воспитательного процесса в детском учреждении и дать в последующем обоснованные гигиенические рекомендации.
Для оценки функционального состояния организма и его работоспособности применяют методики, позволяющие получить количественные и качественные показатели, так называемой, общей умственной работоспособности (дозированные задания, корректурные пробы А.Г. Иванова-Смоленского, В.Я. Анфимова и др.), методики, позволяющее определить функциональные изменения высшей нервной деятельности (условно-рефлекторные методики, устойчивости ясного видения и др.) и методики, позволяющие характеризовать состояние так называемой мышечной работоспособности (определение мышечной выносливости и максимальной силы рук, определение статической выносливости и др.).
Оценка внешней среды проводится обычными гигиеническими методиками с использованием объективных приборов (люксметр, психрометр, кататермометр, анемометр и др.).
Методики исследования функционального
состояния и работоспособности организма.
В зависимости от цели работы указанные исследования могут быть проведены однократно в течение урока или многократно, т.е. в начале, середине и конце урока или в начале, середине и в конце учебного дня.
1.Метод определения количества и качества выполненной работы.
Эта методика предусматривает дозирование работы во времени и позволяет получить количественные и качественные показатели так называемой общей умственной работоспособности. Для этого используют специально составленные комплексы арифметических примеров или диктанты и корректурные таблицы. Арифметические задания должны состоять из определенного количества примеров на все четыре действия (Приложение 1).
Перед началом урока учащимся раздаются листы бумаги с написанными примерами. Подается команда «начинайте» и учащиеся приступают к выполнению задания. В течение 5 минут они решают устно примеры и записывают окончательный ответ. По истечении заданного времени учащиеся отдают листы исследователю. То же самое делается в конце урока. Затем учитывают количество всех решенных примеров и правильно решенных как до начала урока, так и в конце. Число правильно решенных примеров до начало учебных занятий принимается за 100%. Уменьшение процентного соотношения правильно решенных примеров от начала к концу занятий расценивается как снижение работоспособности, увеличение как повышение ее.
Работа, дозирования во времени, исследуется при помощи буквенных корректурных таблиц А.Г. Иванова-Смоленского, В.Я. Анфимова.
Корректурная таблица Иванова-Смоленского состоит из 31 строки по 10 сочетаний букв в каждой строке. Каждое сочетание состоит из 3, 4 и 5 букв. Учащиеся, получая корректурные таблицы, пишут на них фамилию, имя, № школы, класс и момент исследования. Затем по команде «начинайте» вычеркивают определенное сочетание букв. Например, дается задание вычеркнуть «С» в сочетании «Х» или сочетание НАЕ.
Учащимся 1-2 классов обычно предлагают вычеркивать не сочетание букв, а одну или две буквы. Работа выполняется 3-5 минут, затем таблицы собираются. Подсчитывают количество просмотренных строк и количество сделанных ошибок в виде пропущенных или неправильно вычеркнутых сочетаний букв. Общее число ошибок дается в пересчете на 500 знаков. Разница между количеством сделанных ошибок и числом просмотренных строк до и после учебных занятий указывает на изменение работоспособности.
Задание по корректурной таблице Анфимова состоит из набора букв на 40 строках (по 40 букв в каждой).
Это задание состоит из 2-х частей. Перед выполнением задания учащимся дается указание: «Просматривая строчки слева - направо, вычеркивать, например, букву «А». Затем дается сигнал о начале выполнения задания. Через 2 минуты работу прерывают, каждый учащийся чертой отмечает проделанную работу. После этого дается второе указание: »Продолжайте вычеркивать букву «А» во всех случаях, за исключением тех, когда перед «А» стоит буква «Н». Учащиеся выполняют задание еще 2 минуты и сдают.
Корректурные таблицы обрабатываются следующим образом: подсчитывают количество просмотренных знаков за 4 минуты работы, общее число ошибок (пропуски, исправления, неправильно вычеркнутые буквы) и те ошибки, которые связаны с введением дифференцированного компонента. Затем вычисляют показатель "К" - отношение всего объема задания к первой его части (до введения дифференцированного компонента). Общее число ошибок приводится в пересчете на 500 знаков, а ошибок на дифференцировку на 200 знаков.
Таким образом, использование таблиц Анфимова позволяет исследовать функциональные изменения высшей нервной деятельности учащегося. Показатель "К" характеризует протекание нервных процессов.
При хорошей подвижности нервных процессов вторая часть работы по объему показывается такой же, как и первая; показатель "К" приближается к 2,0. При этом общее количество ошибок и ошибок на дифференцировку незначительно, что свидетельствует о высоком уровне умственной работоспособности.
Когда подвижность нервных процессов ухудшается, то вторая часть работы по объему уменьшается в сравнении с первой, показатель "К" уменьшается; общее количество ошибок и ошибок на дифференциацию возрастает значительно. Это следует рассматривать как ухудшение работоспособности учащегося.
Для детей первого года обучения в школе для дошкольников можно давать в качестве дозированного задания могут быть использованы фигурные таблицы (Приложение 4). Детям дается задание: "В первой части ставьте в треугольниках точку, а в кружочках знак сложения, во второй части в кружочках ставьте, а в треугольниках знак сложения. Обработка производится по тому же принципу, что обработка буквенных корректурных таблиц. Подсчитывают общее количество просмотренных фигурок, число всех ошибок и ошибок во второй части. Общее количество ошибок следует давать в пересчете на 100 просмотренных фигурок.
2. Методика определения функционального состояния
центральной нервной системы.
а/ Хронорефлексометрия позволяет определить время скрытого периода двигательной реакции исследуемого в ответ на зрительное и слуховое раздражение. Для этих целей используют многоканальный хронорефлексометр, состоящий из 3-х частей: измерительной части, блока раздражителей и специального «запоминающего устройства», последнее дает возможность проводить измерения одновременно у нескольких человек. Датчиками прибора служат кнопочные устройства, которые нажимают испытуемые. В момент предъявления того или иного раздражителя испытуемые снимают руки с кнопок. Прибор регистрирует время от момента предъявления раздражителя до начала двигательной реакции испытуемых.
Перед началом работы датчики-кнопки подключают к прибору. Прибор включают в сеть переменного тока. Тумблер верхней части прибора вначале ставят в положение «включено» и прибор прогревают 3-5 минут. Далее устанавливают диапазон измерений от 0 до 0,25 секунды или от 0 до 0,5 секунды. Определяют вид раздражителя и специальный тумблер ставят в положение «свет» или «звук».
После этой подготовительной части основной переключатель «сброс-работа» ставят в положение «работа». Прибор готов к работе. Испытуемые, получив предварительно инструкцию, плотно нажимают свои кнопки. Исследователь кнопкой «пуск» дает раздражитель (кнопка «пуск» должна быть нажата в течение 0,5-1 секунды). После этого снимают показания поочередно на каждом канале: 1-м, 2-м, 3-м, 4-м, 5-м и 6-ом. Когда будут записаны все показатели, необходимо их сбросить, поставив ручку «сброс - работы» в положение «сброс». После возвращения ручки в положение «работа» в положение «сброс». После возвращения ручки в положение «работа» прибор вновь готов для повторного цикла измерений. В процессе каждого исследования производят 3 измерения, средняя величина принимается за показатель времени скрытого периода. Отчет времени производится в тысячных долях секунды. Реакция может считаться измененной, если разница между показателями составляет 0,01 секунды.
По этой методике определяют не только величину скрытого латентного периода условной двигательной реакции, но и состояние дифференцировали. Срывом дифференцировочной реакции считаются случаи, когда испытуемый отпускает кнопку при подаче отрицательного раздражителя. По динамике величины латентного периода и уменьшения или увеличения случаев срыва дифферинцированности судят о функциональных изменениях высшей нервной деятельности, об улучшении или ухудшении подвижности нервных процессов. Удлинение латентного периода и увеличение количества срывов дифферинцировки к концу учебных занятий свидетельствуют о снижении общей умственной работоспособности учащихся.
б/ Методика определения устойчивости ясного видения. Она основана на способности глаза, периодически различать под очень маленьким углом зрения то ясно, то неясно очертания деталей или букв, между которыми имеется небольшое расстояние. Состоит она в следующем: обследуемый садиться за парту или стол на расстоянии 2,5 м от белого листа бумаги, на котором изображено черное кольцо с разрывом с одной стороны (кольцо Ландольта). Кольцо имеет следующие размеры: наружный диаметр - 3,5 мм, разрыв и толщина - 0,7 мм. Экран (белый лист) должен быть равномерно освещен (100-150 лк). Условия освещенности должны оставаться постоянными. По указанию экспериментатора, обследуемый начинает внимательно смотреть на кольцо. Периодами кольцо бывает видно ясно и отчетливо, периодами расплывается, и очертания его теряют резкость. При исчезновении разрыва в кольце, обследуемый говорит «не вижу», а при появлении разрыва - «вижу». Наблюдения проводят 2 минуты. Показателем устойчивости ясного видения является процентное отношение всего времени ясного видения к общему времени наблюдения. Отклонения от значения показателя до и после уроков более чем на 10% считаются снижением или увеличением показателя.
3. Методика определения силы и выносливости мышц
по показателям статической работы.
Во время занятий в мастерских учащимся приходится выполнять довольно большое число монотонных движений, затрачивая при этом значительное мышечное усилие, что приводит к изменению функционального состояния нервно-мышечного аппарата и отражается на показателях мышечной силы и выносливости.
Для определения силы и выносливости мышц рук по показателям статической работы используют ртутный динамометр конструкции В.В.Розенблата или гидродинамометр.
Исследования проводят следующим образом. Испытуемый дважды с максимальной силой сжимает грушу динамометра. Наибольшее показание принимается за исходное. Выносливость мышц определяют по времени, в течение которого испытуемый удерживает столбик ртути на уровне, составляющем 1/2 максимальной силы сжатия кисти, и держит до полной невозможности продолжать усилие такой интенсивности. Полученный показатель достаточно полно отражает статическую выносливость двигательного анализатора. Укорочение времени, в течение которого испытуемый способен удерживать показания манометра, расценивается как указание на снижение мышечной выносливости организма.
4. Методика определения тонкой координации
движения пальцев рук (тремометрия).
Методика позволяет определить изменения точности движения рук под влиянием трудовой деятельности учащегося. Для исследования используют тремометр, представляющий собой металлическую пластинку с вырезанными на ней геометрическими фигурами и металлическую иглу. Обследуемый должен с помощью иглы обвести ряд фигур, стараясь не касаться краев пластины. Каждое касание фиксируется электросчетчиком. Оценку результатов проводят по количеству касаний, которые делает обследуемый. Повышение точности движений свидетельствуют об уравновешивании нервных процессов, понижение говорит о наступлении утомления.
При проведении исследования испытуемый удерживает металлическую спицу электрощупа в отверстии панели прибора (диаметр отверстия 5 мм) в течение 30 секунд. Рука испытуемого находится на весу в вытянутом горизонтальном положении.
Приложение 1
Задание для учащихся 3 класса
69 + 63 = | 15 х 6 = | 48 + 12 +24 -10 + 40 = |
93 - 37 = | 81: 3 = | 21 - 10 + 12 -18 + 100 = |
23 х 7 = | 36 + 62 = | (110: 2) х 3: 5 + 33 = |
136: 8 = | 102 - 15 = | 210 х 3 х 3: 3 - 400 = |
66 + 47 = | 16 х 5 = | (840: 420) х (100: 20) +90 = |
94 - 36 = | 56: 2 = | 480 - 240 + 760 - 500 = |
24 х 6 = | 44 + 18 = | 550: 5 х 4: 2 + 480 = |
96: 6 = | 57 - 19 = | (250 х 2: 5) - 28 + 30 = |
27 + 35 = | 23 х 6 = | 44 + 48 - 30 + 100 - 12 = |
83 - 25 = | 72: 6 = | 100 - 40 + 150 - 10 + 400 = |
Задание для учащихся 4 класса
(85: 5 +73): 15 - 6 = | ((59 + 19): 26 + 77): 16 = |
(9 х 8 - 28): 11 х 19 = | (84: 28 х 6 + 26): 22 = |
( 18 х 5 - 39): 17 х 24 = | (49 + 47): 8 х 7 + 16 = |
( 27 х 3 + 180): 3 + 133 = | (60 + 80): 2 х 3 - 50 = |
Задание для учащихся 5 класса
825 + 137 = | 241 + 39 = | 615 + 718 = | 265 - 196 = |
147 +258 = | (25 + 55)х 8 = | (23 - 12) х 4 = | (65 + 36) х 2 = |
(153 - 68)х3 = | 525 - 253 = | 157 + 294 = | 172 + 285 = |
(215 + 216)х 2 = | (117 - 95)х 3 = | (156 + 167) х 2 = | (138 х 2) - 115= |
(55 - 65) = | 347 + 549 = |
Задание для учащихся 7 и 9-го классов
((13 х 12) + 444): 15 х 20 = | ((300: 15 х 20) - 113): 7 = |
((16 х 12 + 208): 16) х 7 = | ((350 - 80) - 3) х 8 + 280 = |
((260 + 440): 70 + 290) х 3 = | (3 х 37 + 589): 10 + 80 = |
((342 + 308 + 70): 90) х 120 = | ((11 х 11 + 122): 3) х 5 = |
((146 + 354 + 310): 270) х 108 = | ((658 + 342 - 280): 80) х 105 = |
Контрольные вопросы по теме занятия
1. Понятие о калорическом эффекте умственного и физического труда.
2. Физиологическая сущность утомления.
3. Особенности ЦНС у детей.
4. Перечислите методы, характеризующие состояние ЦНС.
5. В чем заключается суть метода хронорефлексометрии.
6. Расскажите устройство хронорефлексометра.
7. Какие Вы знаете корректурные таблицы и состояние какой системы они характеризуют?
8. Что такое дозированные задания? Для определения чего они применяются?
9. Суть метода определения устойчивости ясного видения.
10. Состояние какой системы характеризует метод тремометрии.
11. Чем определяется сила и выносливость мышц?