Раздел 1. ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Тема: “МЕТОДЫОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ”
Цель занятия: научиться оценивать физическое развитие детей и подростков разными методами.
Студент должен знать:
1. Признаки физического развития: соматоскопические, соматометрические, физиометрические;
2. Методы оценки физического развития: по сигмальным отклонениям, по шкалам регрессии, центильным методом, комплексная оценка.
Студент должен уметь:
- исследовать антропометрические показатели,
- оценивать полученные признаки физического развития вышеперечисленными методами,
- пользоваться стандартами физического развития.
Алгоритм работы студентов на занятии
1. Ознакомиться с методическими указаниями к теме занятия.
2. Выслушать дополнение и объяснение преподавателя по представленной теме.
3. Получить ситуационные задачи у преподавателя и оценить физическое развитие детей изученными методами.
4. Дать заключение по физическому развитию ребенка.
5. Сдать ситуационную задачу преподавателю для проверки.
6. Ответить на контрольные вопросы по теме занятия.
Основные теоретические вопросы темы
Одним из ведущих критериев состояния здоровья подростков является уровень физического развития. Основные параметры морфологического статуса - длина и масса тела, окружность грудной клетки - не представляют стабильную величину, так как подвержены влиянию эндо - и экзогенных факторов. Использование стандартов физического развития позволяет определить возрастные закономерности роста и развития, выявить влияние условий среды на формирование морфологического статуса ребенка и подростка, а также осуществить планирование оздоровительной работы и проводить оценку эффективности проведенных лечебно-профилактических мероприятий.
|
Соматоскопия - описание и анализ данных наружного осмотра: состояние кожи и слизистых оболочек, жироотложение, костяк, форма грудной клетки, позвоночник, форма ног, стопы, анализ отпечатка стопы, оценка степени полового развития, количество зубов.
Соматометрия - определение роста, веса, и окружности грудной клетки.
Физиометрия - определение жизненной емкости легких, мышечной силы рук, артериального давления, числа дыханий в минуту.
После измерения антропометрических показателей по общепринятой методике приступают к оценке физического развития. Существует несколько методов оценки физического развития детей и подростков: метод сигмальных отклонений или по профилю физического развития, метод оценки по шкалам регрессии, комплексная оценка физического развития с учетом биологического возраста, центильный метод оценки физического развития детей и подростков.
Общим для всех вышеперечисленных методов оценки является сравнение фактических данных ребенка с данными стандартов физического развития.
Оценка физического развития методом сигмальных отклонений
По методу сигмальных отклонений оцениваются соматометрические признаки - рост, масса тела, окружность грудной клетки. Для этого каждый показатель ребенка сравнивают с соответствующим средним показателем стандарта. При этом нужно из фактических данных роста, массы тела и окружности грудной клетки вычесть соответствующие показатели стандартов и полученную разность разделить на величину нормального отклонения признака от средней величины - сигму. Полученная при делении величина называется сигмальным отклонением. По величинам сигмальных отклонений строится профиль физического развития. Для построения профиля физического развития на равном расстоянии друг от друга проводят горизонтальные линии по числу оцениваемых признаков: рост, масса тела, окружность грудной клетки. Вертикальная линия в центре - М - соответствует средним величинам той возрастно-половой группы, к которой относится ребенок. По обе стороны от средней линии на равных расстояниях откладывают влево - отрицательные значения, вправо - положительные значения сигмального отклонения. Эти линии проводят параллельно средней вертикальной линии. Полученные величины сигмальных отклонений наносят на соответствующей данному признаку горизонтальной линии. Соединяя точки каждого признака, получают профиль физического развития. Если профиль физического развития расположен в пределах от М-1d до М+1d, то физическое развитие считается средним, если профиль расположен от -1d до -2d, то развитие будет ниже среднего
|
от -2d до -3d - низкое развитие
от +1d до +2d - развитие выше среднего
от +2d до +3d - высокое развитие
По профилю судим еще и о пропорциональности развития. Если все три признака физического развития отклоняются один от другого не более, чем на 1 сигму, то следует считать телосложение пропорциональным, а при отличии одного из признаков от другого более чем на 1 сигму, то телосложение считается непропорциональным. Недостатком метода оценки физического развития по сигмальным отклонениям является отсутствие корреляции между оцениваемыми признаками, т.е. между ростом, массой тела, окружностью грудной клетки. Каждый из признаков оценивается отдельно.