Понятие системы образования. Понятие, цели, задачи высшего образования, пути его развития в современном обществе.





Методика преподавания как наука ее предмет и роль в педагогической деятельности.

 

Понятие «методика» имеет древнегреческие корни и переводится как путь исследования, теория, учение. Отсюда методика (в самом общем смысле слова) — отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения определенному учебному предмету (предметам).

Методика вычленилась из теории обучения — дидактики, которая впервые в полном объеме и с сохранением в своей основе до наших дней была обобщена великим педагогом Яном Амосом Коменским в хул веке. В узком смысле слова методика преподавания — это учение о методах обучения и воспитания. Но было бы неверно рассматривать методику только как сумму методов, приемов или организационных мер. Это наука, которая имеет свою теорию, практику, методологию. Отсюда и подход к ней должен быть таким же, как к любой другой науке. Предмет методики преподавания — процесс обучения обучаемых, его закономерности. На основе познанных (скажем откровенно, и объективных, и субъективных) закономерностей методика разрабатывает: с одной стороны, средства, способы и организационные формы учебно-воспитательного процесса; с другой — нормативные требования к деятельности педагогов.

Уровни методики.

Отсюда со всей очевидностью вытекает заключение о многоуровневости методики. Первый уровень — это наука, подчиняющая себе весь педагогический процесс на основе диалектического взаимодействия и взаимопроникновения педагогики (теории образования) и дидактики (теории обучения). Второй уровень — учение (научная дисциплина) о методах обучения и воспитания, закономерностях обучения. Третий уровень — закрепленная сумма приемов и организационных мер по изучению конкретной учебной дисциплины (группы дисциплин). Поэтому наряду с теорией методики есть как общая методика преподавания, так и специфические (частные) методики преподавания группы дисциплин, отдельной дисциплины, ее разделов и даже отдельных тем.

Роль и значение методики в современных условиях не только не снижается, но и возрастает. Во-первых, практически любой специалист с высшим образованием выступает не только исполнителем, но и творцом, он должен уметь квалифицированно и четко довести спои идеи и замыслы до подчиненных и коллег. Во-вторых, экономическое, политическое, идеологическое настолько переплелись в современной жизни, что очень важно уметь выделять и разрабатывать экономические задачи и проблемы. В-третьих, успех любого дела зависит от убежденности, знания, информированности и морального единства исполнителей; немаловажно отметить, что убедить — значит уже увлечь за с о бои. В-четвертых, экономическая практика на переломном этане (как никогда прежде) нуждается в теоретическом обосновании и практическом подкреплении теории, а необходимость связать теорию с практикой является одной из важнейших задач педагогики, а в частности -- методики. В-пятых, право преподавать должно подкрепляться соответствующей профессиональной психолого-педагогической подготовкой, в т. ч. такими учебными дисциплинами, как: основы психологии и педагогики: психология деятельности; коммуникационные процессы обучения; методика преподавания экономики.

Роль методики в работе специалиста.

В методике преподавания общественных наук имеются черты, отличающие ее от методики преподавания, например, естественных или технических дисциплин. Они находят свое выражение в преобладании таких, форм, методов и приемов обучения, которые позволяют наиболее эффективно прививать студентам мировоззренческие и общеметодологические взгляды, идеи, аргументы, развивать дух творческого мышления, вырабатывать у них объективный подход к явлениям действительности.

Сегодня мировоззрение, методология и логико-гносеологические принципы, при всей их относительной самостоятельности, выступают в неразрывном единстве. Дело в том, что научное мировоззрение имеет громадное методологическое значение для всех наук и практической деятельности, а в методологии реализуются как мировоззренческие, так и логико-гносеологические принципы. Именно на этом диалектическом единстве и базируется в настоящее время преподавание общественных наук

Понятие системы образования. Понятие, цели, задачи высшего образования, пути его развития в современном обществе.

Понятие системы образования сводится к представлению совокупности функционирующих на территории страны институций образовательно-воспитательного профиля. Образовательная система призвана обеспечивать готовность молодых людей к труду, адекватному восприятию общества и внутренней жизни государства, а потому система должна включать:

Система образования — один из основных социальных институтов, который играет важную роль в становлении личности; исторически сложившаяся общенациональная система образовательных учреждений и органов управления ими, действующая в интересах воспитания подрастающих поколений. Именно система образования отвечает за подготовку к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности будущих специалистов и удовлетворяет их индивидуальным образовательным потребностям

Целью системы образования является обеспечение права человека на образование, и с этой точки зрения критерием эффективности ее деятельности является уровень образованности, воспитанности и обученности ее выпускников.

Опыт многих стран показывает, что вложения в инновации многократно окупаются, так как приживаются в основном наиболее жизнеспособные и исключительно рентабельные варианты. Во многих странах сегодня уровень благосостояния все больше измеряется количеством инноваций и степенью их применения. Сегодня нововведения требуют организованного, планомерного, массового и общественного отношения. Педагогические и информационные технологии способствуют реализации основных концептуальных идей и достижению поставленных целей в области образования и науки. Преподаватель использует их в своей профессиональной деятельности. Для образования внедрение инноваций является основным путем повышения эффективности обучения, поэтому все страны стремятся вводить в системе образования как можно больше новшеств. Это требует, чтобы инновационная деятельность во всех областях труда велась во взаимосвязи с общественным развитием и всегда носила организованный и плановый характер. Преобразования в обществе и системе образования находятся во взаимодействии. Человек, живя в обществе, не может развиваться автоматически, сам по себе, отдельно от него. Нововведения в образовании являются не только педагогическими, но и общественными проблемами. Имея ту же цель, что и новшества в обществе, — они должны способствовать развитию и прогрессу.

Современный век — век информационных технологий во всех сферах человеческой деятельности, во многом определяющих вектор развития человеческого общества. Эти технологии развиваются так стремительно, что чрезвычайно трудно успеть за их движением. Умение работать с информацией действительно становится в наше время ключевым интеллектуальным умением, лежащим в основе любой профессиональной и культурной компетенции. Ключевой задачей современной системы образования должна стать задача формирования этого умения.


Образовательные организации;

· Гособразовательные стандарты и планы, согласно которым трудятся вышеуказанные учреждения;

· Управленческие органы.

 

Система образования – совокупность образовательных программ и ГОСТов, сети реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.

Задачи РФ в области образования:

1) разграничить компетенции в области образования между федеральными органами, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления;

2) обеспечение и защита конституционного права граждан на образование;

3) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования РФ;

4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правого регулирования их отношений в данной области.

 

 





Читайте также:
Основные понятия ботаника 5-6 класс: Экологические факторы делятся на 3 группы...
Расчет длины развертки детали: Рассмотрим ситуацию, которая нередко возникает на...
Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно...
Примеры решений задач по астрономии: Фокусное расстояние объектива телескопа составляет 900 мм, а фокусное ...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.016 с.