Нормативно-правовая база учебного процесса. Правовое регулирование учебного процесса и творчество преподавателя.





Нормативно-правовая база – это совокупность официальных письменных (изданных) документов, которые принимаются в определенной форме правотворческим органом. Под правовой нормой следует понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера.

 

Признаки нормативно-правовых документов

 

· издаются в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления;

· является официальным документом государства или органа местного самоуправления;

· содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенно широкого круга лиц;

· имеет письменную форму выражения;

· расчитан на неоднократное применение;

· исполнение и соблюдение норм поддерживается мерами государственного воздействия.

 

Основное назначение нормативно-правовых документов состоит в закреплении правовой информации, в придании словам юридического значения и в доведении правил поведения до адресата.

 

Подписанный (утвержденный) правовой документ имеет следующие реквизиты:

- наименование органа, издавшего документ;

- наименование вида акта;

- дата подписания (утверждения) документа и его номер;

- наименование должности и фамилии лица, подписавшего документ.

 

По юридической силе правовые документы делятся на:

 

1) законы (федеральные конституционные законы, федеральные и региональные законы);

2) подзаконные акты (указы, распоряжения, постановления, приказы).

 

Закон – это официальный нормативный письменный документ, обладающий высшей юридической силой после Конституции Российской Федерации и действующей на всей территории государства. Законы должны соответствовать положениям конституции РФ, регламентировать различные стороны экономической, политической, культурной и социальной сфер жизнедеятельности.

 

Кодекс представляет собой систематизированный (кодифицированный) закон, который по своей структуре – единый, свободный, логически цельный документ, в обобщенном виде регулирующий определенную группу правовых отношений.

 

Иные нормативно-правовые доументы, кроме Конституции РФ и законов, относятся к подзаконным актам (указы, постановления, распоряжения, приказы, инструкции и правила). Это означает, что такие документы принимаются в исполнении законов, занимают положение «под законом».

 

Нормативно-правовые документы в соответствии с формой государственного устройства нашей страны образуют многоуровневую систему:

1)федеральные;

2) региональные;

3) муниципальные.

 

На федеральном уровне принимаются:

 

Конституция РФ, международные договоры РФ, федеальные конституционные и федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

 

На региональном уровне принимаются:

 

Конституция (Устав) субъекта РФ, международые договоры субъекта РФ, законы субъекта РФ, указы и распоряжения Главы субъекта РФ, нормативно-правовые акты региональных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения.

 

На муниципальном уровне по вопросам местного значения принимаются:

Устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования, правовые акты главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

 

Существуют определенные правила соподчинения нормативных правовых актов между собой: правовой акт, обладающий меньшей юридической силой, не должен противоречить документу большей юридической силы: нормативно-правовой документ Президента или Правительства РФ, законы субъектов РФ – Конституции РФ и федеральным законам; конституции (уставы) субъектов РФ – нормам Конституции РФ; региональные законы – федеральным нормативно-правовым документам.

 

Не являются нормативными правовыми документами:

 

· документы, изданные в виде директив, указаний, писем, телеграмм, методических рекомендаций;

· документы, принятые структурными или территориальными подразделениями ведеральных органов исполнительной власти;

· проекты или решение о принятии проекта нормативно-правового акта.

 

Нормативно-правовые документы,

необходимые для ознакомления руководителям образовательных учреждений и их заместителям,

выходящим на аттестацию.

· «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989);

· Конституция Российской Федерации;

· Гражданский Кодекс Российской Федерации;

· Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

· Трудовой Кодекс Российской Федерации;

· Бюджетный Кодекс Российской Федерации;

· Налоговый Кодекс Российской Федерации;

· Закон Российской Федерации «Об образовании».

 

Федеральные законы

 

· «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ;

· «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-ФЗ.

 

Постановления правительства РФ

 

· «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» от 16.03.2011 № 174;

· «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» от 05.07.2001 № 505;

· «О совершенствовании системы оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы» от 28 декабря 2010 г. № 1088-ПП.

 

Приказы

· Приказ Минздравмедпрома РФ от 14.03.1995 № 60 «Об утверждении Инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов»;

· Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. N 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;

· Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. N 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;

· Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;

· Приказ Департамента образования города Москвы от 27 января 2011 г. № 72 «Об утверждении Положения о порядке аттестации руководителей государственных образовательных учреждений города Москвы».

 

Иные документы

 

· Типовые положения об образовательных учреждениях, утвержденные уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

· Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.

 

· Для ОУ Москвы

 

· Закон города Москвы от 10.03.2004 № 14 «Об общем образовании в городе Москве»;

· Закон города Москвы от 20.06.2001 № 25 «О развитии образования в городе Москве»;

· Закон г. Москвы от 15.07.2009 № 27 «О физической культуре и спорте в городе Москве».

 

· Труд преподавателей вузов по своей сути немыслим без педагогического творчества. Поэтому изучение этого особого вида труда должно производиться в неразрывной связи с таким творчеством. Между тем среди доступных научных источников подобных исследований ранее не было. Правда, можно назвать исследование общего плана по проблеме творчества в трудовом праве, выполненное на кафедре трудового права и социального, обеспечения юридического факультета Пермского государственного университета. Это исследование ставило своей задачей разработку концепции разрешения проблем творчества средствами трудового права. В настоящее время такая работа на указанной кафедре продолжается в направлении изучения трудоправового отражения общественных отношений по поводу отдельных видов творчества. С учетом изложенного автором диссертации и была избрана тема исследования.

· Было бы неверно утверждать, что проблема правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений с участием преподавателей вузов в науке трудового права игнорировалась. Она изучалась авторами (АА. Абрамовой, Е.И. Войленко, И.К.Дмитриевой, О.М.Крапивиным, А.М. Прудинским, В.Н. Толкуновой, М.А.Филипповой и другими), но, во-первых, практически, без учета творческих начал, во-вторых на основании материалов, существовавших до начала проведения реформы образования в России ( т.е. на основании нормативного массива, действовавшего до принятия Закона РФ «Об образовании» от 10.07.92г. и ФЗ РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 19.07.96г.), в-третьих, до кодификации российского трудового права 2001г. Таким образом, современные особенности правового регулирования трудовых отношений преподавателей вузов, а также иных непосредственно связанных с ними отношений в ракурсе темы диссертации в науке российского трудового права не изучались. Между тем, сложившаяся на данный момент в Российской Федерации экономическая и социальная ситуация требует такого анализа. В пользу этого вывода свидетельствует множество посылок. В частности, в настоящее время вузы в России становятся субъектами рыночных отношений, следовательно, их деятельность должна регулироваться уже с учетом условий рынка. А это обязательно сказывается и

· относительно правового регулирования социальных связей по поводу творческого труда преподавателей. Объективные социальные факторы (и, прежде всего, построение демократического правового государства) определяют установление между государством, вузом и преподавателями вузов таких общественных отношений по поводу труда, которые базируются на соблюдении принципов академических свобод и свободы творчества.





Читайте также:
Что входит в перечень работ по подготовке дома к зиме: При подготовке дома к зиме проводят следующие мероприятия...
Экономика как подсистема общества: Может ли общество развиваться без экономики? Как побороть бедность и добиться...
Примеры решений задач по астрономии: Фокусное расстояние объектива телескопа составляет 900 мм, а фокусное ...
Основные признаки растений: В современном мире насчитывают более 550 тыс. видов растений. Они составляют около...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.027 с.