Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки 17 октября 2017 года в общеобразовательных организациях Мурманской области проведен мониторинг качества подготовки обучающихся 10 классов по учебному предмету «биология».
Мониторинг осуществлялся в целях реализации Комплекса мер, направленных на систематическое обновление содержания общего образования на основе результатов мониторинговых исследований и с учетом современных достижений науки и технологий, изменений запросов учащихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных условиях, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 декабря 2016 г. № 1589, а также в соответствие с Правилами осуществления мониторинга системы образования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 января 2017 г. № 69 «О проведении мониторинга качества образования».
Мониторинг осуществлялся в рамках процедур Национальных исследований качества образования (НИКО), которые являются элементами единой системы оценки качества образования и позволяют своевременно выявить пробелы в знаниях школьников и провести работу по их устранению.
Диагностическая работа в Мурманской области была представлена четырьмя вариантами № 1,3,5,6. На момент написания данного отчета тексты заданий, а также спецификация диагностической работы в открытом доступе отсутствовали. О структуре, проверяемом содержании и видах деятельности можно было судить только по демо-версии диагностической работы, опубликованной на сайте https://www.edustandart.ru.
|
Диагностическая работа состояла из 13 заданий. Вероятные проверяемые элементы содержания и умения (виды деятельности/учебные действия) представлены в таблице 1.
В мониторинге участвовали 295 обучающихся 10-ых классов из восьми общеобразовательных организаций семи муниципалитетов Мурманской области, что составляет 1% от всей выборки и примерно 8,5% от общего количества десятиклассников области. На рисунке 1 представлены общие результаты НИКО.
Результаты мурманских десятиклассников оказались выше, чем в среднем по РФ.
Качество знаний: Мурманская область 35,6%, вся выборка 21,2%.
Уровень обученности: Мурманская область 91%, вся выборка 85%.
Средняя отметка в Мурманской области – 3,3.
Результаты выполнения отдельных заданий НИКО представлены в таблице 1 и на рисунке 2.
Таблица 1.
Результаты выполнения отдельных заданий НИКО по биологии в 10 классе в Мурманской области в 2017 году
№ зада- ния | Проверяемые знания | Проверяемые умения | % выполнения |
1.1. | Типы размножения растений – половое и бесполое/ вегетативное | Распознавать биологические объекты по описанию и рисунку Применять теоретические знания на практике | |
1.2. | Применять биологические знания в практических (жизненных) ситуациях Строить письменное высказывание | ||
2.1. | Свойства живых систем | Распознавать биологические процессы/явления на рисунке | |
2.2. | Обосновывать биологическое значение биологических процессов/явлений | ||
2.3. | Подтверждать теоретические знания конкретными примерами (по аналогии) Строить письменное высказывание | ||
3.1. | Анализ результатов биологического эксперимента | Интерпретировать результаты исследований Извлекать биологическую информацию из таблицы Объяснять результаты исследований с привлечением имеющихся биологических знаний Строить письменное высказывание | |
3.2. | |||
3.3. | Применять имеющиеся знания для обоснования биологических явлений и процессов Строить письменное высказывание | ||
4.1. | Живой организм: ткани растений и животных | Распознавать растительные и животные ткани на рисунках | |
4.2. | |||
4.3. | Обосновывать взаимосвязь строения тканей и выполняемой ими функцией Строить письменное высказывание | ||
5. | Признаки растений и животных | Сравнивать растительный и животный организм (находить общие и отличительные признаки) Определять основание для классификации живых организмов на растения и животных | |
6.1. | Биологическая задача | Прогнозировать события (биологические явления) на основе данных, представленных на графике и в таблице Строить письменное высказывание | |
6.2. | Применять биологические знания в практических (жизненных) ситуациях Строить письменное высказывание | ||
7.1. | Экология, пищевые цепи | Распознавать биологические объекты (растения, животные) на фотографиях | |
7.2. | Строить пищевые цепи Применять теоретические знания на практике | ||
7.3. | Определять роль живых организмов в экосистемах (редуценты/консументы/ продуценты) Применять теоретические знания на практике | ||
7.4. | Прогнозировать и обосновывать колебания численности организмов в экосистеме Строить письменное высказывание | ||
7.5. | Интерпретировать биологическую информацию, представленную в графической форме Объяснять поведенческие приспособления организмов к условиям среды Строить письменное высказывание | ||
8. | Биологический текст | Смысловое чтение | |
9.1. | Многообразие и образ жизни птиц | Смысловое чтение Строить письменное высказывание | |
9.2. | Применять теоретические знания на практике | ||
9.3. | Смысловое чтение. Прогнозирование Строить письменное высказывание | ||
10. | Человек | Определение и соподчиненность биологических понятий Установление соотношения частей и целого | |
11. | Человек/ кровеносная система | Применять теоретические знания на практике: описывать путь лекарственного препарата, введенного в вену | |
12. | Человек/Первая помощь | Применять биологические знания в практических (жизненных) ситуациях Устанавливать последовательность оказания первой помощи | |
13.1. | Человек/ заболевания человека | Классифицировать заболевания человека по этимологии (наследственные/ приобретенные (не- и инфекционные) | |
13.2. | Классифицировать заболевания человека по способу передачи | ||
13.3. | Прогнозировать. Обосновывать способы лечения и профилактики заболеваний разной этиологии Применять теоретические знания на практике Строить письменное высказывание |
|
|
Как показано в таблице 1 и на рисунке 2 с подавляющим большинством заданий (23 из 29) наши десятиклассники и справились лучше и значительно лучше, чем в среднем по РФ. На уровне результатов всей выборки выполнили два задания № 4.2 и 12. Хуже, чем вся выборка, выполнили только четыре задания - № 1.2, 2.2, 4.1, 6.2.
В таблице 2 представлен рейтинг уровня сформированности знаний и умений учащихся 10-ых классов, участвовавших в написании диагностической работы. Учитывая, что в написании работы участвовали только 8% десятиклассников области, данные, приведенные ниже, могут быть распространены на всю выборку условно.
Таблица 2
Рейтинг уровня сформированности знаний и умений учащихся 10-ых классов
№ п/п | Поверяемые умения/способы деятельности/ учебные действия | № задания | % учащихся, у которых данное умение | |
сформировано | не сформировано | |||
Специальные умения и навыки / уровень усвоения биологических знаний | ||||
1. | Прогнозировать биологические явления на основе имеющихся знаний | 7.4, 13.3 | ||
2. | Строить пищевые цепи | 7.2, 7.3 | ||
3. | Сравнивать/находить общие и отличительные признаки и классифицировать биологические объекты | 5, 13.1, 13.2 | ||
4. | Распознавать биологические объекты/ процессы/явления на изображении (рисунке/фото) | 1.1, 2.1, 4.1, 4.2, 7.1 | ||
5. | Определение и соподчиненность биологических понятий/ устанавливать соотношение частей и целого | |||
6. | Применять теоретические знания на практике/ подтверждать теоретические знания конкретными примерами | 1.1, 2.3,7.2, 7.3, 9.2, 11, 13.3 | ||
7. | Обосновывать/применять биологические знания для обоснования биологических явлений, процессов | 2.2, 3, 4.3, 7.4, 7.5, 13.3 | ||
8. | Строить письменное высказывание/создавать биологические тексты на основе имеющихся знаний | 1.2, 2.3, 3, 4.3, 6.2, 7.4, 7.5, 13.3 | ||
9. | Устанавливать последовательность оказания первой помощи | |||
10. | Применять биологические знания в практических (жизненных) ситуациях | 1.2, 6.2, 12 | ||
Общие учебные умения/универсальные учебные действия | ||||
11. | Прогнозировать биологические явления на основе представленной информации | 6.1, 9.3 | ||
12. | Интерпретировать биологическую информацию, представленную в графической форме | 7.5, 6.1 | ||
13. | Смысловое чтение | 8, 9 | ||
14. | Извлекать биологическую информацию из таблицы | 3.1, 3.2, 6.1 | ||
15. | Строить письменное высказывание на основе представленных текстов | 6.1, 9.1, 9.3 | ||
16. | Интерпретировать результаты исследований | 3.1, 3.2 |
Выводы
1. Уровень усвоения биологических знаний/сформированности биологических умений у 10-классников исследованной группы:
· 60 % умеют строить пищевые цепи;
· 60 % могут прогнозировать биологические явления на основе имеющихся знаний;
· 50% сравнивают и классифицируют биологические объекты, процессы и явления;
· 50% распознают биологические объекты, процессы и явления на изображениях (рисунке/фото);
· у 45% биологические знания сформированы на уровне применения, они могут конкретизировать теоретические положения примерами, фактами;
· 45% могут применять биологические знания для обоснования явлений и процессов;
· 40% могут строить создавать биологические тексты;
· 38% знают правила оказания первой помощи;
· только 28% умеют применять биологические знания в практических (жизненных) ситуациях.
2. Уровень сформированности общих учебных умений (универсальных учебных действий) у 10-классников исследованной группы:
· 60% могут строить прогнозы на основе представленной информации;
· 55% могут извлекать информацию из биологических текстов;
· чуть больше 50% могут извлекать информацию из таблиц и графиков и интерпретировать результаты биологических исследований.
Рекомендации учителям биологии
1. Изменение содержания контроля знаний и умений учащихся 10-ых и 11-ых классов. Объектом контроля должны стать уровень усвоения биологических знаний, т.е. сформированность специальных умений, а также уровень сформированности общих учебных умений, т.е. универсальных учебных действий.
2. Для проверки уровня усвоения биологических знаний (сформированности специальных умений) в контрольных мероприятиях должно быть сокращено количество заданий репродуктивного характера, на воспроизведение биологических фактов, и увеличено количество заданий на проверку следующих умений:
- определять биологические понятия, устанавливать объем и соотношение понятий;
- сравнивать и классифицировать биологические объекты, явления и процессы, определять основание для классификации;
- применять биологические знания, т.е. подтверждать, конкретизировать теоретические положения примерами, биологическими фактами;
- обосновывать биологические явления и процессы;
- прогнозировать и обосновывать прогнозы;
- анализировать, т.е. устанавливать взаимосвязи между биологическими объектами и процессами (часть-целое, временные, пространственные, причинно-следственные связи);
- работать с биологическими текстами разных типов (научными, научно-популярными), т.е. извлекать из них биологическую информацию и обосновывать свой выбор;
- работать с таблицами, графиками, статистическими данными, т.е. извлекать из них биологическую информацию и обосновывать свой выбор;
- работать с биологическими рисунками и схемами объектов и процессов, т.е. извлекать из них биологическую информацию и обосновывать свой выбор;
- применять биологические знания в практических (жизненных) ситуациях;
- строить письменное высказывание, создавать обоснованный письменный биологический текст.
Все выше перечисленные типы заданий должны стать преобладающими и в методике обучения на этапах формирования и развития биологических знаний и специальных умений.
Подлежат формированию и контролю все дидактические единицы биологического содержания, предусмотренные ФК ГОС и действующими программами и учебниками. Тем не менее, особое внимание следует уделить практическому применению биологических знаний, в частности правилам оказания первой помощи.
3. Для проверки уровня сформированности общих учебных умений, т.е. универсальных учебных действий, а также на этапе формирования и развития УУД следует широко использовать задания, для выполнения которых не требуется специальных биологических знаний, а вся необходимая биологическая информация представлена в содержании задания (тексте, таблице, графике, схеме, рисунке и проч.)
4. Для усиления практической направленности и значимости обучения и на этапе формирования, и на этапе контроля следует использовать задания на применение знаний в практических, жизненных, обыденных ситуациях с обращением к личному опыту учащихся.
5. Для развития исследовательских навыков учащихся необходимо применять задания на анализ результатов реальных биологических наблюдений, исследований и экспериментов, выдвижение гипотез, прогнозирование их возможных результатов и формулировку выводов.
6. Для создания банка заданий и разработки конкретных обучающих и измерительных материалов учителю биологии необходимо в обязательном порядке использовать контрольно-измерительные материалы и подходы к контролю и оценке учебных достижений, которые применяются:
· в международных исследованиях PISA и TIMSS https://www.centeroko.ru, https://fioco.ru;
· в диагностических работах ВПР по биологии https://vpr-ege.ru, https://www.fipi.ru/vpr, https://vserospr.ru, https://fioco.ru.
· в диагностических работах НИКО по биологии https://www.edustandart.ru, https://niko.statgrad.org, https://vserospr.ru, https://fioco.ru.
· в контрольно-измерительных материалах ГИА https://www.fipi.ru.
Петрова И.А., доцент ГАУДПОМО «ИРО», к.п.н.