Результаты НИКО по биологии в Мурманской области в 2017 году в 10-ых классах




 

Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки 17 октября 2017 года в общеобразовательных организациях Мурманской области проведен мониторинг качества подготовки обучающихся 10 классов по учебному предмету «биология».

Мониторинг осуществлялся в целях реализации Комплекса мер, направленных на систематическое обновление содержания общего образования на основе результатов мониторинговых исследований и с учетом современных достижений науки и технологий, изменений запросов учащихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных условиях, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 декабря 2016 г. № 1589, а также в соответствие с Правилами осуществления мониторинга системы образования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 января 2017 г. № 69 «О проведении мониторинга качества образования».

Мониторинг осуществлялся в рамках процедур Национальных исследований качества образования (НИКО), которые являются элементами единой системы оценки качества образования и позволяют своевременно выявить пробелы в знаниях школьников и провести работу по их устранению.

Диагностическая работа в Мурманской области была представлена четырьмя вариантами № 1,3,5,6. На момент написания данного отчета тексты заданий, а также спецификация диагностической работы в открытом доступе отсутствовали. О структуре, проверяемом содержании и видах деятельности можно было судить только по демо-версии диагностической работы, опубликованной на сайте https://www.edustandart.ru.

Диагностическая работа состояла из 13 заданий. Вероятные проверяемые элементы содержания и умения (виды деятельности/учебные действия) представлены в таблице 1.

В мониторинге участвовали 295 обучающихся 10-ых классов из восьми общеобразовательных организаций семи муниципалитетов Мурманской области, что составляет 1% от всей выборки и примерно 8,5% от общего количества десятиклассников области. На рисунке 1 представлены общие результаты НИКО.

 

 

Результаты мурманских десятиклассников оказались выше, чем в среднем по РФ.

Качество знаний: Мурманская область 35,6%, вся выборка 21,2%.

Уровень обученности: Мурманская область 91%, вся выборка 85%.

Средняя отметка в Мурманской области – 3,3.

Результаты выполнения отдельных заданий НИКО представлены в таблице 1 и на рисунке 2.

Таблица 1.

Результаты выполнения отдельных заданий НИКО по биологии в 10 классе в Мурманской области в 2017 году

№ зада- ния Проверяемые знания Проверяемые умения % выполнения
1.1. Типы размножения растений – половое и бесполое/ вегетативное Распознавать биологические объекты по описанию и рисунку Применять теоретические знания на практике  
1.2. Применять биологические знания в практических (жизненных) ситуациях Строить письменное высказывание  
2.1. Свойства живых систем   Распознавать биологические процессы/явления на рисунке  
2.2. Обосновывать биологическое значение биологических процессов/явлений  
2.3. Подтверждать теоретические знания конкретными примерами (по аналогии) Строить письменное высказывание  
3.1. Анализ результатов биологического эксперимента Интерпретировать результаты исследований Извлекать биологическую информацию из таблицы Объяснять результаты исследований с привлечением имеющихся биологических знаний Строить письменное высказывание  
3.2.  
3.3. Применять имеющиеся знания для обоснования биологических явлений и процессов Строить письменное высказывание  
4.1. Живой организм: ткани растений и животных Распознавать растительные и животные ткани на рисунках  
4.2.  
4.3. Обосновывать взаимосвязь строения тканей и выполняемой ими функцией Строить письменное высказывание  
5. Признаки растений и животных Сравнивать растительный и животный организм (находить общие и отличительные признаки) Определять основание для классификации живых организмов на растения и животных  
6.1. Биологическая задача Прогнозировать события (биологические явления) на основе данных, представленных на графике и в таблице Строить письменное высказывание  
6.2. Применять биологические знания в практических (жизненных) ситуациях Строить письменное высказывание  
7.1. Экология, пищевые цепи Распознавать биологические объекты (растения, животные) на фотографиях  
7.2. Строить пищевые цепи Применять теоретические знания на практике  
7.3. Определять роль живых организмов в экосистемах (редуценты/консументы/ продуценты) Применять теоретические знания на практике  
7.4. Прогнозировать и обосновывать колебания численности организмов в экосистеме Строить письменное высказывание  
7.5. Интерпретировать биологическую информацию, представленную в графической форме Объяснять поведенческие приспособления организмов к условиям среды Строить письменное высказывание  
8. Биологический текст Смысловое чтение  
9.1. Многообразие и образ жизни птиц Смысловое чтение Строить письменное высказывание  
9.2. Применять теоретические знания на практике  
9.3. Смысловое чтение. Прогнозирование Строить письменное высказывание  
10. Человек Определение и соподчиненность биологических понятий Установление соотношения частей и целого  
11. Человек/ кровеносная система Применять теоретические знания на практике: описывать путь лекарственного препарата, введенного в вену  
12. Человек/Первая помощь Применять биологические знания в практических (жизненных) ситуациях Устанавливать последовательность оказания первой помощи  
13.1. Человек/ заболевания человека Классифицировать заболевания человека по этимологии (наследственные/ приобретенные (не- и инфекционные)  
13.2. Классифицировать заболевания человека по способу передачи  
13.3. Прогнозировать. Обосновывать способы лечения и профилактики заболеваний разной этиологии Применять теоретические знания на практике Строить письменное высказывание  

 

 

 

Как показано в таблице 1 и на рисунке 2 с подавляющим большинством заданий (23 из 29) наши десятиклассники и справились лучше и значительно лучше, чем в среднем по РФ. На уровне результатов всей выборки выполнили два задания № 4.2 и 12. Хуже, чем вся выборка, выполнили только четыре задания - № 1.2, 2.2, 4.1, 6.2.

В таблице 2 представлен рейтинг уровня сформированности знаний и умений учащихся 10-ых классов, участвовавших в написании диагностической работы. Учитывая, что в написании работы участвовали только 8% десятиклассников области, данные, приведенные ниже, могут быть распространены на всю выборку условно.

 

Таблица 2

Рейтинг уровня сформированности знаний и умений учащихся 10-ых классов

 

№ п/п Поверяемые умения/способы деятельности/ учебные действия № задания % учащихся, у которых данное умение
сформировано не сформировано
Специальные умения и навыки / уровень усвоения биологических знаний
1. Прогнозировать биологические явления на основе имеющихся знаний 7.4, 13.3    
2. Строить пищевые цепи 7.2, 7.3    
3. Сравнивать/находить общие и отличительные признаки и классифицировать биологические объекты 5, 13.1, 13.2    
4. Распознавать биологические объекты/ процессы/явления на изображении (рисунке/фото) 1.1, 2.1, 4.1, 4.2, 7.1    
5. Определение и соподчиненность биологических понятий/ устанавливать соотношение частей и целого      
6. Применять теоретические знания на практике/ подтверждать теоретические знания конкретными примерами 1.1, 2.3,7.2, 7.3, 9.2, 11, 13.3    
7. Обосновывать/применять биологические знания для обоснования биологических явлений, процессов 2.2, 3, 4.3, 7.4, 7.5, 13.3    
8. Строить письменное высказывание/создавать биологические тексты на основе имеющихся знаний 1.2, 2.3, 3, 4.3, 6.2, 7.4, 7.5, 13.3    
9. Устанавливать последовательность оказания первой помощи      
10. Применять биологические знания в практических (жизненных) ситуациях 1.2, 6.2, 12    
Общие учебные умения/универсальные учебные действия
11. Прогнозировать биологические явления на основе представленной информации 6.1, 9.3    
12. Интерпретировать биологическую информацию, представленную в графической форме 7.5, 6.1    
13. Смысловое чтение 8, 9    
14. Извлекать биологическую информацию из таблицы 3.1, 3.2, 6.1    
15. Строить письменное высказывание на основе представленных текстов 6.1, 9.1, 9.3    
16. Интерпретировать результаты исследований 3.1, 3.2    

 

 

Выводы

 

1. Уровень усвоения биологических знаний/сформированности биологических умений у 10-классников исследованной группы:

· 60 % умеют строить пищевые цепи;

· 60 % могут прогнозировать биологические явления на основе имеющихся знаний;

· 50% сравнивают и классифицируют биологические объекты, процессы и явления;

· 50% распознают биологические объекты, процессы и явления на изображениях (рисунке/фото);

· у 45% биологические знания сформированы на уровне применения, они могут конкретизировать теоретические положения примерами, фактами;

· 45% могут применять биологические знания для обоснования явлений и процессов;

· 40% могут строить создавать биологические тексты;

· 38% знают правила оказания первой помощи;

· только 28% умеют применять биологические знания в практических (жизненных) ситуациях.

2. Уровень сформированности общих учебных умений (универсальных учебных действий) у 10-классников исследованной группы:

· 60% могут строить прогнозы на основе представленной информации;

· 55% могут извлекать информацию из биологических текстов;

· чуть больше 50% могут извлекать информацию из таблиц и графиков и интерпретировать результаты биологических исследований.

 

 

Рекомендации учителям биологии

 

1. Изменение содержания контроля знаний и умений учащихся 10-ых и 11-ых классов. Объектом контроля должны стать уровень усвоения биологических знаний, т.е. сформированность специальных умений, а также уровень сформированности общих учебных умений, т.е. универсальных учебных действий.

2. Для проверки уровня усвоения биологических знаний (сформированности специальных умений) в контрольных мероприятиях должно быть сокращено количество заданий репродуктивного характера, на воспроизведение биологических фактов, и увеличено количество заданий на проверку следующих умений:

- определять биологические понятия, устанавливать объем и соотношение понятий;

- сравнивать и классифицировать биологические объекты, явления и процессы, определять основание для классификации;

- применять биологические знания, т.е. подтверждать, конкретизировать теоретические положения примерами, биологическими фактами;

- обосновывать биологические явления и процессы;

- прогнозировать и обосновывать прогнозы;

- анализировать, т.е. устанавливать взаимосвязи между биологическими объектами и процессами (часть-целое, временные, пространственные, причинно-следственные связи);

- работать с биологическими текстами разных типов (научными, научно-популярными), т.е. извлекать из них биологическую информацию и обосновывать свой выбор;

- работать с таблицами, графиками, статистическими данными, т.е. извлекать из них биологическую информацию и обосновывать свой выбор;

- работать с биологическими рисунками и схемами объектов и процессов, т.е. извлекать из них биологическую информацию и обосновывать свой выбор;

- применять биологические знания в практических (жизненных) ситуациях;

- строить письменное высказывание, создавать обоснованный письменный биологический текст.

Все выше перечисленные типы заданий должны стать преобладающими и в методике обучения на этапах формирования и развития биологических знаний и специальных умений.

Подлежат формированию и контролю все дидактические единицы биологического содержания, предусмотренные ФК ГОС и действующими программами и учебниками. Тем не менее, особое внимание следует уделить практическому применению биологических знаний, в частности правилам оказания первой помощи.

3. Для проверки уровня сформированности общих учебных умений, т.е. универсальных учебных действий, а также на этапе формирования и развития УУД следует широко использовать задания, для выполнения которых не требуется специальных биологических знаний, а вся необходимая биологическая информация представлена в содержании задания (тексте, таблице, графике, схеме, рисунке и проч.)

4. Для усиления практической направленности и значимости обучения и на этапе формирования, и на этапе контроля следует использовать задания на применение знаний в практических, жизненных, обыденных ситуациях с обращением к личному опыту учащихся.

5. Для развития исследовательских навыков учащихся необходимо применять задания на анализ результатов реальных биологических наблюдений, исследований и экспериментов, выдвижение гипотез, прогнозирование их возможных результатов и формулировку выводов.

6. Для создания банка заданий и разработки конкретных обучающих и измерительных материалов учителю биологии необходимо в обязательном порядке использовать контрольно-измерительные материалы и подходы к контролю и оценке учебных достижений, которые применяются:

· в международных исследованиях PISA и TIMSS https://www.centeroko.ru, https://fioco.ru;

· в диагностических работах ВПР по биологии https://vpr-ege.ru, https://www.fipi.ru/vpr, https://vserospr.ru, https://fioco.ru.

· в диагностических работах НИКО по биологии https://www.edustandart.ru, https://niko.statgrad.org, https://vserospr.ru, https://fioco.ru.

· в контрольно-измерительных материалах ГИА https://www.fipi.ru.

 

Петрова И.А., доцент ГАУДПОМО «ИРО», к.п.н.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: