РАЗМЕЩЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ




В региональном разрезе наибольшая доля инвестиций традиционно приходится на Центральный экономический район. За 1 квартал 1997 года район получил 84% от всех иностранных инвестиций, в том числе почти 83% привлеченного капитала приходится на Москву. Другими наиболее привлекательными регионами для иностранного капитала являются Северо-Западный экономический район, Западная Сибирь, Поволжье и Дальний Восток.

В заключение, представляется, будет любопытно привести фрагмент ранжирования регионов Российской Федерации по степени привлекательности предпринимательского климата согласно исследованию, проведенному Российским союзом промышленников и предпринимателей, фондом «Экспертный институт» и лабораторией регионального анализа и политической географии географического факультета Московского университета.

Ранг Регион Эконом. потенциал Уровень развития Эконом. активность Уровень жизни Состояние финансов Интеграль-ный индекс
  г. Москва 11,98 1,84 2,20 1,72 2,20 3,00
  Тюменская область 7,74 7,56 2,20 1,25 1,68 2,75
  Самарская область 3,31 1,32 1,83 1,14 3,35 1,86
  Краснояр-ский край 3,07 1,32 1,40 1,05 2,26 1,68
  Свердлов-ская область 3,73 1,05 1,43 0,88 2,73 1,66
  г. Санкт-Петербург 2,63 0,73 0,74 1,3 2,23 1,55

Источник: «Предпринимательский климат регионов России». «Начала-Пресс», М., 1997.

Отметим, что для успешного привлечения капиталов российскими регионами полезным является получение ими кредитного рейтинга в соответствии с международными стандартами от не менее чем двух ведущих международных рейтинговых агентств. К числу авторитетнейших относятся: Standart & Poors Corp., Moodys Investor Service, IBSA. В мировой практике кредитный рейтинг эмитента позволяет оценить его возможности своевременно и в полном объеме отвечать по своим обязательствам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Привлечение иностранных инвестиций обеспечивает развитие международных экономических связей и освоение передовых научно-технических достижений, хотя оно, в принципе, не способно компенсировать недостаток отечественных инвестиций. Активизация иностранных инвесторов, и это следует подчеркнуть, возможно только вслед за активизацией национальных инвесторов и предоставлением иностранным инвесторам национального режима инвестирования.

За целевой норматив, в соответствии с мировой практикой по привлечению иностранных инвестиций, можно принять увеличение их доли в общем инвестировании до 10 %, что определяется состоянием мирового рынка капиталов и жесткой конкуренции на нем.

Однако при всей современной открытости экономик стран для инвесторов дальнего зарубежья нельзя не учитывать тот факт, что западные правительства и деловые круги фактически не заинтересованы в сокращении существующего технологического отставания России и разрыве в объемах производства между нашей страной и ведущими капиталистическими государствами, исходя из экономических, оборонных и экологических соображений. В докладе ООН «Экологические аспекты деятельности ТНК» отмечено, что основной поток иностранного капитала в развивающиеся страны направляется в сырьевые отрасли, наиболее сильно загрязняющие окружающую среду и оказывающие значительные нагрузки на природные ресурсы страны.

Оценивая количественные показатели присутствия иностранных инвестиций в экономике России, приходится констатировать следующее. Их удельный вес в совокупных вложениях по разным оценкам составлял в середине 90-х годов 2,7 – 5%. Доля же иностранных инвестиций в общем объеме основных производственных фондов не превышает 0,5 – 1,5. Предприятия с участием иностранного капитала составляют весьма динамичную часть в российской экономике. Однако роль этих предприятий невелика, они дают лишь 3 % ВНП страны. Позиции этих предприятий во внешнеторговом обороте несколько выше: в 1994 г. они обеспечивали около 10 % российского экспорта и 13 5 импорта, включая торговлю в пределах СНГ.

Что касается крупных иностранных инвестиций, то в России их практически нет. Проблематично их появление и в ближайшие годы. В 1994 г., по официальным данным, приток иностранных инвестиций составил всего 1,3 млрд. долл. (при потенциальной потребности 8-12 млрд. долл. в год). По данным Министерства экономики Российской Федерации, этот процесс по годам может выглядеть следующим образом:

Приток прямых и портфельных иностранных инвестиций в Россию

Годы 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998-2000 г. г.
Млрд. Долл. 2,1 5,0 –6,0 7,0-8,0 10,0 – 15,0

По расчетам того же Министерства экономики, для выхода на устойчивую траекторию роста России нужно 140 млрд. долл. Даже при идеальных условиях за счет всех имеющихся внутренних источников и привлечения иностранного капитала реально может быть аккумулировано не более 120 млрд. долл.

Оценивая ситуацию с привлечением иностранных инвестиций в экономику России, приходится констатировать, что пока Россия является местом борьбы международных компаний за сбыт своих товаров, а не ареной приложения капитала. Произошло это в результате распахнутости российского рынка и неадекватного инвестиционного климата, что усугубляется в значительной мере так же и финансовым кризисом в августе 1998г., последствия которого будут еще долго влиять на уровень и объемы инвестиции в России.

Многие специалисты считают, что главным источником инвестиционных вливаний в российскую экономику должен стать отечественный частный капитал, как находящийся внутри страны, так и эмигрировавший в последние годы за рубеж. По данным «Дойче банка» (Германия), прямые российские инвестиции в ФРГ в 4 – 6 раз превышают аналогичные немецкие инвестиции в экономику России. (Совокупный капитал германских предпринимателей в России составляет 500 млн. марок. Объем российских инвестиций в экономику Германии оцениваются в 3 млрд. марок.) Как только в России начнется оживление экономики, будут созданы благоприятные условия для инвестиций – развернется в крупных масштабах реэкспорт капитала. Это повлечет за собой увеличение потока западных и восточных инвестиций и технологий.

Для ускорения этого процесса предлагается амнистировать владельцев незаконно вывезенного капитала за границу с целью его возврата в Россию. Необходимо также привести российское законодательство, определяющее вывоз капитала как незаконный, в соответствие с международным правом.

Однако особенно уповать на эти меры вряд ли стоит. Возврат капитала происходит и будет происходить под «крышей» достаточно солидных западных фирм или российских компаний без прямого указания на его происхождение. По оценкам торгово-промышленной палаты России, до половины иностранных портфельных инвестиций на российском фондовом рынке скрывают фактически реэкспорт капитала.

Как свидетельствует мировой опыт, продуманная политика привлечения иностранного капитала – самый прямой и достаточно эффективный путь выхода из кризиса, рычаг ускорения социально – экономического развития страны. В то же время наряду с положительными моментами участие иностранного капитала в развитии российской экономики вызвало ряд отрицательных последствий, которые не следует сбрасывать со счетов:

приоритетное внимание западных фирм к добыче и экспорту энергоносителей способствовало не только ускоренной исчерпаемости невозобновляемых ресурсов, но и дальнейшей гипертрофии добывающих отраслей;

продемонстрировало слабость государственного регулирования процесса привлечения иностранного капитала, отсутствие жесткого экологического контроля за действием ряда предприятий с иностранными инвестициями;

участие западного капитала в приватизации государственной собственности на крайне заниженном курсе рубля позволило ему за бесценок скупить ряд важных объектов. Так, например, около 50 % заводов по производству минеральных удобрений скуплены бывшими советскими гражданами и работают преимущественно на внешний рынок;

иностранные капиталовложения нередко используются как способ отмыва «грязных денег» из стран Запада.

Непродуманная политика в привлечении иностранных инвестиций не сможет обеспечить экономические интересы принимающей стороны. К тому же мировой опыт привлечения иностранных инвестиций свидетельствует о том, что многие страны весьма осторожно использовали это специфическое «лекарство». Так, Япония, например, с самого начала строго контролировала и ограничивала привлечение иностранного капитала. Огромные суммы затрачивались на покупку иностранных лицензий для создания своей технически передовой экспортной базы. До сих пор объем прямых иностранных инвестиций в Японии невелик, а требования иностранных государств открыть двери иностранному капиталу остаются нереализованными.

Претворяя в жизнь инвестиционную политику, следует отдавать себе отчет в том, что выбор приоритетных направлений отраслей – дело очень тонкое, поскольку рыночные механизмы действуют далеко не всегда в российских интересах. Здесь требуется строгий контроль со стороны государства, а также доброжелательная политика для поддержки инвестиций в те отрасли и регионы, с которыми связаны экономические перспективы. Нужна научно – обоснованная, взвешенная, активная государственная политика по привлечению иностранных инвестиций.

Список литературы

Закон «Об иностранных инвестициях» от 04.07.1991 г.

Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.99г.

Россия: стратегия инвестирования в кризисный период. Инвестиционный климат России. - М.: ПАИМС, 1994 г.

Иностранные инвестиции в России. - М.: Международные экономические отношения, 1996 г.

Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учеб. пособие.-М.: ИВЦ «Маркетинг», 1996 г.

Предпринимательский климат регионов России. - «Начала-Пресс», М., 1997 г.

Сборник «Социально-экономическое положение России». Госкомстат РФ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: