На голубых морских дорогах.




Слайд 1.

Чем дальше в прошлое уходят года, тем ярче и полнее проявляется величие подвига советского народа, который в невиданно жестокой борьбе отстоял свою Родину.

В этом году отмечают славную годовщину – 75-летие Победы над гитлеровским фашизмом.

В Великой Отечественной войне с огромной силой проявилось ратное мужество людей, их массовый трудовой героизм, беззаветная преданность отечеству. На защиту Родины встал весь народ.

Слайд 2.

Вспомним начало войны - 1941 год. Немецкие танки рвались к Москве. Красная армия буквально грудью сдерживала врага. Не хватало обмундирования, продовольствия и боеприпасов, но самое главное – катастрофически не хватало противотанковых средств.

23 июня 1941 года состоялось внеочередное расширенное заседание Президиума Академии наук СССР, который принял решение – направить все силы и средства на быстрейшее завершение работ, важных для обороны страны.

У каждого была своя война,

Свой путь вперед, свои участки боя,

И каждый был во всем самим собою,

И только цель у всех была одна.

М. Алигер

Слайд 3.

Академия наук СССР 28 июня 1941 года обратилась к ученым всех стран с призывом: «В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны – во имя защиты своей Родины и во имя защиты свободы мировой науки и спасения культуры, служащей всему человечеству … Все, кому дорого культурное наследие тысячелетий, для кого священны высокие идеалы науки и гуманизма, должны положить все силы на то, чтобы безумный и опасный враг был уничтожен».

Для организации и координации оборонной работы был создан научно-технический совет при Государственном Комитете Обороны, руководителем назначен профессор С. В. Кафтанов. В связи с эвакуацией промышленных предприятий в восточные районы страны потребовалась перестройка всей экономики. Основной военно-промышленной базой страны стал Урал. Быстрыми темпами развернулось строительство химических заводов.

 

Слайд 4.

Я страничка.

Военные профессии веществ.

Слайд 5.

В критический период 1941 года ученые-энтузиасты за два дня на одном из военных заводов наладили выпуск бутылок КС (Качурина-Солодовникова) или просто бутылок с горючей смесью. Что представляли собою бутылки КС? К обыкновенной бутылке прикреплялись резинкой ампулы, содержащие концентрированную серную кислоту, бертолетову соль, сахарную пудру. В бутылку заливали бензин, керосин или масло. Как только бутылка при ударе разбивалась о броню, компоненты запала вступали в химическую реакцию, происходила сильная вспышка, и горючее воспламенялось.

Слайд 6.

Многие наши сверстники в военные годы во время налетов дежурили на крышах домов, тушили зажигательные бомбы. Начинкой таких бомб была смесь порошков Al, Mg и оксида железа, детонатором служила гремучая ртуть. При ударе бомбы о крышу срабатывал детонатор, воспламенявший зажигательный состав, и все вокруг начинало гореть.

Слайд 7.

Горящий зажигательный состав нельзя потушить водой, т.к. раскаленный магний реагирует с водой, можно было только засыпать, поэтому зажигательные бомбы сбрасывали с крыш, а затем засыпали песком.

 

Слайд 8.

Алюминий использовали не только в зажигательных бомбах, но и для «активной» защиты самолетов. Так, при отражении налетов авиации операторы немецких радиолокационных станций обнаружили на экранах индикаторов неожиданные помехи, которые делали невозможным распознавание сигналов от приближающихся самолетов. Помехи были вызваны лентами из алюминиевой фольги, сбрасываемыми самолетами союзников. При налетах на Германию было сброшено примерно 20 000 т алюминиевой фольги. Металл алюминий использовался для обшивки самолетов, изготовления лопастей винтов, из сплава AI, Cu, Mn делали корпуса судов на подводных крыльях.

Во время ночных налетов для освещения цели бомбардировщики сбрасывали на парашютах осветительные ракеты. В состав такой ракеты входили порошок магния, спрессованный с особыми составами, и запал из угля, бертолетовой соли и солей кальция. При запуске осветительной ракеты высоко над землей красивым ярким пламенем горел запал; по мере снижения свет постепенно делался более ровным, ярким и белым – это загорался магний. Наконец, когда цель была освещена и видна так же хорошо, как и днем, летчики начинали прицельное бомбометание.

Магний использовали не только для создания осветительных ракет. Основным потребителем этого металла была военная авиация. Магния требовалось много, поэтому его добывали даже из морской воды. Технология извлечения магния такова: морскую воду смешивали в огромных баках с известковым молоком, затем, действуя на выпавший осадок соляной кислотой, получали хлорид магния. При электролизе расплава MgCI получали металлический магний.

Слайд 9.

Я страничка.

На голубых морских дорогах.

Слайд 10.

Создание флота, тем более, военного, - дело сложное, требующее больших средств и времени, развитой промышленной базы, а в условиях войны это практически невозможно. Это прекрасно понимали наши враги. Готовясь к войне, фашисты рассчитывали уничтожить основную часть нашего военного флота неожиданным мощным ударом, а другую запереть на морских базах с помощью мин различного типа и ликвидировать постепенно. Новые электромагнитные мины, сконструированные гитлеровцами, были действительно грозным оружием. Флот столкнулся с минной опасностью, и только наука могла помочь флоту.

 

Слайд 11.

Еще до войны в Ленинградском физико-техническом институте были начаты работы, направленные на уменьшение возможности поражения кораблей магнитными минами. Был создан обмоточный метод размагничивания судов. С наружной стороны бортов судна подвешивали петлю из специального кабеля и пропускали электрический ток. Вокруг корабля создавалось искусственное магнитное поле, и магнитные мины не срабатывали. 27 июня 1941 г. был издан приказ об организации бригад по установке размагничивающих устройств на всех кораблях флота. В труднейших условиях, при нехватке специалистов, под бомбежками и обстрелами устанавливались кабели, оборудование. К августу 1941 года размагничивающими устройствами были оснащены практически все корабли на всех флотах и флотилиях.

Слайд 12.

В 1938 –1942 гг. инженер Вальтер построил подводную лодку U-80, которая работала на пероксиде водорода высокой концентрации. Немцы построили 11 таких лодок. В нашей стране была сделана подобные лодки типа «Щука» и они успешно топили вражеские корабли. В лодках осуществлялся непрерывный контроль за составом воздуха, которым дышали подводники, его очистка. Роль химических средств очистки и регенерации воздуха по-прежнему была первостепенна. Поэтому подводники с полным правом могут сказать: «Химия – это жизнь».

 

 

Слайд 13.

Я страничка.

Воздушный поединок.

 

Слайд 14.

С началом войны начался величайший в истории воздушный поединок. Утром 22 июня 1941 г., приступив к выполнению приказа о налетах на военные объекты и города СССР, фашистские летчики не подозревали, как ошибались в оценке возможностей советской авиации. Уже в первые часы боевых действий фашисты убедились, что русские располагают новейшими самолетами. В ходе войны советская авиационная техника непрерывно совершенствовалась. Группа ученых сделала конструкцию самолета с металлическим каркасом и тонкостенной фанерной обшивкой, что позволило создавать надежные и легкие самолеты. Советские авиаконструкторы в суровых условиях военного времени создали ряд новых машин.

 

Слайд 15.

Истребитель высокого класса Ла-5 конструкции С. А. Лавочкина обладал скороподъемностью, огневой мощью и большим потолком полета (более 11 км). Самолет был прост в управлении и легок, имел мощный двигатель, воздушное охлаждение, и как броня, защищал летчика при лобовых атаках. Самолеты Ла-3, Ла-7 были в числе основных машин, громивших врага в 1941-1945 гг.

 

Слайд 16.

Як –3 – самый легкий и маневренный истребитель, сконструированный в 1943 г А.С. Яковлевым.

 

Слайд 17.

Штурмовик Ил-2 конструкции С. В. Ильюшина, созданный в 1942 г., имел форсированный двигатель и крупнокалиберный пулемет, скорость 430 км/ч., фашисты прозвали его «черной смертью».

 

Слайд 18.

Пикирующий бомбардировщик Ту-2, созданный в конструкторском бюро А. Н. Туполева, имел два двигателя, скорость 570 км/ч, бомбовую нагрузку до 100 кг. Специальное оборудование позволяло сбрасывать бомбы при разных режимах полета. За время войны скорость истребителей возросла на 25%, дальность полета – 300%. За 4 военных года в серийное производство были запущены 25 новых типов самолетов. В небе уничтожался любой самолет врага, и в этом героическая заслуга советских ученых, инженеров, конструкторов.

Слайд 19.

На нашу Родину были брошены тысячи самолетов, пилоты которых уже имели опыт войны в Испании, Польше, Норвегии, Бельгии, Франции. Для защиты городов использовали всевозможные средства. Помимо зенитных орудий небо над городом защищали наполненные водородом шары, которые мешали пикированию немецких бомбардировщиков. Во время ночных налетов пилотов ослепляли специально выбрасываемыми составами, содержащими соли стронция и кальция. Ионы Ca окрашивали пламя в кирпично-красный цвет, ионы Sr - в малиновый.

 

Слайд 20.

Я страничка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: