Понятие выручки от продаж, порядок ее формирования и использования




Классификация доходов предприятия

Доходами предприятия признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этого предприятия, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах предприятий (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, установлены ПБУ 9/99.

С целью учета доходы предприятия в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности подразделяются на доходы от обычных видов деятельности; операционные доходы; внереализационные доходы и чрезвычайные доходы.

Доходы, отличные от доходов от обычных видов деятельности, а также чрезвычайные доходы считаются прочими поступлениями.

Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продаж продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее ¾ выручка).

В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, участие в уставных капиталах других организаций, доходами от обычных видов деятельности (выручкой) считаются поступления, получение которых связанно с перечисленными видами деятельности.

Операционными доходами являются:

¨поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов предприятия;

¨поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

¨поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);

¨прибыль, полученная предприятием в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

¨поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

¨проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств предприятия, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете предприятия в этом банке.

Внереализационными доходами являются:

¨штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

¨активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

¨поступления в возмещение причиненных организации убытков;

¨прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

¨суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

¨курсовые разницы;

¨сумма дооценки активов и пр.

Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т. п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т. п.

Порядок определения доходов предприятия и их классификация в целях налогообложения прибыли отражены в ст. 248 Налогового кодекса РФ (НК РФ)1, в соответствии с чем доходы подразделяются на:

¨доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (доходы от реализации);

¨внереализационные доходы.

Состав доходов от реализации определяются в порядке, установленном ст. 249 НК РФ, внереализационных доходов ¾ согласно ст. 250 НК РФ.

Понятие выручки от продаж, порядок ее формирования и использования

Стоимость произведенной предприятием продукции (выполненных работ, оказанных услуг) выражается ценой реализуемого товара.

Выручка от продаж продукции (работ, услуг) ¾ денежные средства, поступившие на расчетный счет предприятия за отгруженную покупателю продукцию и иные материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги.

Реализацией продукции и поступлением выручки на расчетный счет завершается кругооборот средств предприятия. Своевременное поступление выручки ¾ очень важный момент в хозяйственной деятельности предприятия. Во-первых, выручка от продаж является основным регулярным источником для предприятия по удельному весу среди всех возможных поступлений средств. Во-вторых, процесс кругооборота средств предприятия заканчивается реализацией продукции и поступлением выручки, что означает восстановление затраченных на производство денежных средств и создание необходимых условий для возобновления кругооборота.

Отождествляя понятия “продажи” и “реализация”, следует тем не менее, определить, насколько используемое в бухгалтерском учете понятие “продажи” соотносится с термином “реализация”, которым оперирует налоговое законодательство.

Определение термина “продажи” инструкцией по применению Плана счетов заключается в установлении перечня хозяйственных операций организаций, квалифицируемых как продажи для целей бухгалтерского учета. Таким образом, под продажами для целей бухгалтерского учета понимаются являющиеся обычным предметом деятельности организации и направленные на получение доходов хозяйственные операции, предполагающие куплю-продажу (обмен) организацией товаров, выполнение ею работ, оказание организацией услуг, а также предоставление или эксплуатацию прав.

В налоговом законодательстве определение понятия “реализация” дается в п. 1 ст. 39 НК РФ, согласно которому реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ, возмездное оказание услуг, а в случаях, специально предусмотренных Налоговым кодексом РФ, передача права собственности, результатов выполненных работ, оказание услуг ¾ на безвозмездной основе.

Приведенное определение позволяет выделить два существенных различия между бухгалтерским понятием “ продажи” и налоговым ¾ “ реализация”.

Во-первых, если под продажами понимаются только хозяйственные операции, связанные с обычными видами деятельности организации, то для квалификации конкретной сделки как реализации товаров, работ или услуг для целей налогового законодательства достаточно самого факта ее совершения, и при этом не обязательно, чтобы данная сделка была характерной для деятельности организации.

Так, например, для того, чтобы сдача в аренду имущества организации отражалась в бухгалтерском учете как продажа, т. е. чтобы суммы арендной платы фиксировались по кредиту счета 90 “Продажи”, необходимо, чтобы аренда являлась одним из направлений деятельности организации. В случае если заключение организацией договора аренды представляет собой единичную сделку, не характерную для ее основной деятельности, доходы в виде получаемой арендной платы будут фиксироваться по кредиту счета 91 “Прочие доходы и расходы”.

Для целей же налогового законодательства сам факт оказания услуг аренды на возмездной основе (за определенную договором арендную плату) будет квалифицироваться как реализация услуг аренды.

Во-вторых, в бухгалтерском учете продажи ¾ это хозяйственные операции организации, направленные на получение доходов, т. е. обязательно предполагающие возмездность. Для целей налогообложения возмездность ¾ как характеристика операций, позволяющая признать их реализацией товаров (работ, услуг), указывается лишь в общем определении данного понятия. Как уже отмечалось, согласно п. 1 ст. 39 НК РФ, в случаях, специально предусмотренных Налоговым кодексом РФ, реализацией могут признаваться также сделки, совершенные на безвозмездной основе.

Выручка представляет собой основной источник формирования собственных финансовых ресурсов предприятия. В соответствии с особенностями формирования бухгалтерской отчетности (приказ Минфина “О формах бухгалтерской отчетности организаций” от 22 июля 2003 г. № 67н) движение денежных средств должно характеризовать изменения в финансовом положении предприятия по трем основным направлениям: текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

Текущей деятельностью считается деятельность организации, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели или не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности, т. е. производством промышленной, сельскохозяйственной продукции, выполнением строительных работ, продажей товаров, оказанием услуг общественного питания, заготовкой сельскохозяйственной продукции, сдачей имущества в аренду и др. Выручка от текущей деятельности выступает в виде выручки от продаж продукции (выполненных работ, оказанных услуг).

Инвестиционной деятельностью считается деятельность организации, связанная с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей; с осуществлением собственного строительства, расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки; с осуществлением финансовых вложений (приобретение ценных бумаг других организаций, в том числе долговых, вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, предоставление другим организациям займов и т. п.).

Финансовой деятельностью считается деятельность организации, в результате которой изменяются величина и состав собственного капитала организации, заемных средств (поступления от выпуска акций, облигаций, предоставления другими организациями займов, погашение заемных средств и т. п.).

Для составления бухгалтерской отчетности выручка от продаж продукции устанавливается только по отгрузке и по предъявлению покупателю (заказчику) расчетных документов.

Для целей налогообложения выручка от продаж определяется либо по мере ее оплаты (поступления средств за товары, работы, услуги на счета в банках или в кассу предприятия), либо по мере отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг и предъявлению покупателю (заказчику) расчетных документов.

При методе начисления моментом реализации и, следовательно, образованием выручки считается дата отгрузки, т. е. поступление денежных средств предприятию за отгруженную продукцию не является фактором определения выручки. В основе этого метода лежит юридический принцип перехода прав собственности на товар.

При планировании выручки по отгрузке нереализованной продукцией является только готовая продукция на складе предприятия. Отгруженная продукция считается реализованной, следовательно, оплаченной в ближайшее время. На практике вероятна другая ситуация ¾ длительный период осуществления расчетов или непоступление платежа от покупателя продукции. На случай непоступления платежей от потребителей предусматривается создание резерва по сомнительным долгам предприятия. Сомнительным долгом считается дебиторская задолженность предприятия, которая не погашена в сроки, установленные договорами, но обеспечена гарантиями. На стадии планирования выручки это учесть невозможно, поэтому предприятия, определяющие выручку по отгрузке, имеют право образовывать резерв по сомнительным долгам и относить не поступающие от дебиторов долги в течение года на счет резерва. Его величина определяется предприятием на основе анализа состава, структуры, размера и динамики неплатежей за отчетный период. Резерв по сомнительным долгам является дополнительным источником финансирования текущих активов.

Доходы предприятия при методе начисления признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (см. п. 1 ст. 271 НК РФ). Данный метод учета выручки широко применяется в развитых рыночных странах, где наличие универсальных фондовых и денежных рынков в значительной степени страхует товаропроизводителей от неплатежей и минимизирует их финансовый риск.

По доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, и в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, законодательно установлена возможность распределения доходов предприятием самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов (см. п. 2 ст. 271 НК РФ).

Если доходы предприятия выражены в иностранной валюте, они пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату признания соответствующего дохода (см. п. 8 ст. 271 НК РФ).

Для целей налогообложения предприятие имеет право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от продажи продукции этого предприятия без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысит 1 млн. руб. за каждый квартал (см. п. 1 ст. 273 НК РФ). Такой порядок учета выручки позволяет производить малым предприятиям своевременные расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, так как под начисленные налоги и платежи имеется реальный денежный источник.

При авансовых расчетах за отгруженную продукцию общий размер денежных средств не совпадает с фактической реализацией, так как деньги поступили на основе предоплаты, а продукция может быть не только не отгружена, но даже и не произведена.

Выручка от продаж, несмотря на внешние признаки (денежная форма, поступление средств за отгруженную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги, регулярность поступления, источник различных платежей предприятия), не является доходом в полном смысле этого слова, так как из нее прежде всего необходимо возместить понесенные расходы, выплатить заработную плату. Оставшаяся часть выручки примет форму чистого дохода предприятия, т. е. прибыли.

Рис. 4.1. Направления распределения доходов предприятия

Направления распределения выручки показаны на рис. 4.1. Отметим, что приведенная градация расходов и доходов, а также некоторые названия показателей являются в определенном смысле условными. Например, коммерческие расходы здесь отнесены к группе условно-постоянных расходов. Такой подход является достаточно распространенным, однако следует учитывать, что если для конкретного предприятия эти расходы являются значимыми и в той или иной степени зависят от объема производства, то их следует разделить на постоянные и переменные.

Таблица 4.1. Налоги и сборы, относимые на увеличение выручки от продаж (на надбавку к цене), начисляемые по дебету счета продаж

<1> Утратил силу с 1 января 2004 г.

 

Налог на добавленную стоимость, акцизы и прочие косвенные налоги и сборы, хотя и включены в цену товара, не принадлежат предприятию и поступают в бюджет. Торговые и сбытовые скидки также не являются доходом предприятия-производителя, они поступают посредническим организациям, реализующим его продукцию. Экспортные таможенные пошлины уплачивают предприятия ¾ экспортеры продовольствия, минерального сырья и топлива, черных и цветных металлов, кожевенного и текстильного сырья, авиатехники, вооружения и другой продукции. Экспортные тарифы поступают в бюджет, а потому не учитываются при определении выручки.

 

Планирование производства и реализации продукции

Объемы производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот ¾ возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение. Его основные задачи:

¨оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

¨определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

¨выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

¨разработка рекомендаций по освоению выявленных резервов.

Источниками информации для анализа выполнения плана производства и реализации продукции служат бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, отчетность предприятия о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте, отчет о прибылях и убытках, ведомости движения готовых изделий, их отгрузки и реализация и др.

Планирование выручки от продаж (объема продаж)

В процессе финансово-хозяйственной деятельности финансовые службы предприятия планируют выручку от продаж на предстоящие год, квартал и оперативно.

Годовое и квартальное планирование выручки возможно и необходимо для определения прибыли. Годовое планирование выручки эффективно при стабильной экономической ситуации. В условиях нестабильности, когда соотношение спроса и предложения подвержено трудно прогнозируемым изменениям и законодательно установленные правила поведения юридических лиц в налоговой, кредитной и финансовой сферах постоянно меняются, годовое планирование затруднено и не является объективным ориентиром для предприятия.

Оперативное планирование выручки используется для обеспечения своевременности поступления фактической выручки на расчетный счет предприятия.

Общая сумма выручки на предстоящий период включает: выручку от продажи товарной продукции и полуфабрикатов собственного производства; выручку от выполнения работ и оказания услуг промышленного и непромышленного характера.

Выручка от продажи продукции рассчитывается на основе объема реализованной на сторону продукции исходя из действующих цен без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок (по экспортируемой продукции ¾ без экспортных тарифов).

Выручка от выполненных работ и оказанных услуг зависит от объема работ и услуг и соответствующих расценок и тарифов по каждому направлению реализации работ, услуг.

Денежные поступления, связанные с выбытием основных средств, материальных оборотных и нематериальных активов, продажная стоимость валютных ценностей, ценных бумаг не включается в состав выручки от продаж. Результаты по таким операциям рассматриваются как доходы или убытки и учитываются при определении общей прибыли. Денежная выручка по этим операциям может планироваться оперативно, например, при составлении платежного календаря.

Применяют два метода определения плановой выручки: прямого счета и расчетный.

Метод прямого расчета выручки заключается в том, что по каждому изделию в отдельности по приведенной формуле рассчитывается объем реализации в отпускных ценах и суммируются результаты:

(4.1)

где Впр ¾ плановая выручка от продаж;

Ц i ¾ цена единицы i -го вида продукции, i = 1, …, n;

¾объем реализованной продукции i -го вида, натур. ед.

 

Метод предполагает, что весь объем произведенной продукции приходится на предварительно оформленный пакет заказов, спрос на который гарантирован. Это наиболее достоверный метод планирования выручки, когда план выпуска и объем реализации продукции заранее увязаны с потребительским спросом, известен необходимый ассортимент и структура выпуска, установлены соответствующие цены.

 

Пример 4.1. Прямой расчет выручки от продаж

Таблица 4.2

Как правило, в условиях рыночных отношений большинство предприятий не имеет гарантированного спроса на весь объем произведенной продукции. Для оптимизации структуры расходов и роста финансовых результатов предприятие должно прилагать усилия к увеличению выпуска продукции, расширению его ассортимента, производства принципиально новых по потребительским качествам товаров.

В производственных объединениях и на крупных предприятиях, выпускающих продукцию в большом ассортименте, для планирования выручки применяется расчетный метод,исходящий из общего выпуска товарной продукции в планируемом периоде в отпускных ценах и общей суммы входных и выходных остатков. Планирование выручки осуществляется по аналогии с планированием затрат на производство и реализацию продукции.

Величину выручки от продаж продукции по методу отгрузки в плановых финансовых расчетах можно определить по формуле:

Впр = ТП + DО1 + DО2 (4.2)

где ТП ¾ товарная продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде (в ценах реализации);

1 ¾ изменение остатков готовой продукции на складе на конец планируемого периода по сравнению с началом в продажных ценах;

2 ¾ изменение остатков товаров отгруженных, учитываемых на счете 45, на конец планируемого периода по сравнению с его началом в продажных ценах.

 

Величина выручки от продаж продукции по методу оплаты в плановых финансовых расчетах может быть определена по формуле:

Впр = ТП + DО1 + DО2 + DО3 (4.3)

где DО3 ¾ изменение остатков товаров струженных, не оплаченных покупателями (бухгалтерский счет 62) на конец планируемого периода по сравнению с его началом в продажных ценах.

 

Состав остатков принимается таким же, как и при определении расходов по реализации продукции.

При планировании остатков нереализованной готовой продукции на складе следует исходить прежде всего из их фактического наличия, а в случае отсутствия текущих данных ¾ по состоянию на последнюю отчетную дату и ожидаемого выпуска товарной продукции с учетом ее реализации в соответствии с имеющимися заказами на начало планируемого периода.

Планирование остатков товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил, производится на основе анализа структуры, графиков, способов платежа по заключенным договорам, а также сложившихся сроков документооборота для внутригородских и иногородних расчетов и расчетов в валюте при ведении внешнеэкономической деятельности.

Планирование остатков товаров отгруженных, но не оплаченных в срок, и товаров, находящихся на ответственном хранении у покупателя на начало планируемого периода, опирается на оперативные данные о причинах неплатежей и принимаемых мерах по их сокращению.

На конец планируемого периода остатки нереализованной продукции состоят из остатков готовой продукции на складе и товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил.

Остатки готовой продукции на складе на конец планируемого периода определяются исходя из необходимости их накопления для выполнения договорных обязательств, срок действия которых находится за пределами планируемого периода, условий реализации и других причин.

При планировании выручки по отгрузке нереализованной продукцией считается только готовая продукция на складе на начало и конец планируемого периода.

Ожидаемые остатки готовой продукции на начало планируемого периода (входные) и на конец планируемого периода (выходные) в отпускных ценах рассчитываются по каждой их группе с учетом предусмотренной нормы запасов в днях и однодневного выпуска товарной продукции в отпускных ценах в соответствующем периоде. При этом используются коэффициенты пересчета остатков нереализованной продукции из производственной себестоимости в отпускные цены.

Коэффициент пересчета (Кп) исчисляется как соотношение товарной продукции в отпускных ценах и по производственной себестоимости за IV квартал отчетного года для входных остатков и за IV квартал планируемого года ¾ для выходных:

(4.4)

где ТП0, ТП1 ¾ товарная продукция в отпускных ценах, выпущенная в IV кв. отчетного года и, соответственно, в IV кв. планируемого периода;

¾производственная себестоимость товарной продукции, выпущенной в IV кв. отчетного года и предназначенной к выпуску в IV кв. планируемого периода.

Пример 4.2. Стоимость товарной продукции, выпущенной в IV квартале отчетного года, в отпускных ценах ¾ 7150 тыс. руб., по производственной себестоимости ¾ 6500 тыс. руб. Выпуск товарной продукции в IV квартале планового года в отпускных ценах ¾ 8640 тыс. руб., по производственной себестоимости ¾ 7200 тыс. руб. Производственная себестоимость входных остатков готовой продукции в плановом году ¾ 700 тыс. руб. Производственная себестоимость выходных остатков ¾ 640 тыс. руб. Объем товарной продукции в отпускных ценах на плановый год ¾ 36 000 руб.

Определить выручку от продаж продукции в отпускных ценах в плановом году.

Коэффициент пересчета для входных остатков:

Коэффициент пересчета для выходных остатков:

Стоимость в отпускных ценах входных остатков готовой продукции в планируемом году: 770 ´ 1,1 = 770 тыс. руб. Стоимость в отпускных ценах выходных остатков: 640 ´ 1,05 = 672 тыс. руб. Стоимость товарной продукции в отпускных ценах ¾ 36 000 тыс. руб. Выручка от продаж в плановом году составит 770 + 36 000 - 672 = 36 098 тыс. руб.

 

В основе определения стоимости товарного выпуска в действующих ценах лежит производственная программа, которая составляется на основе полученных предприятием заказов, заключенных хозяйственных договоров на поставку продукции и заявок потребителей. В этих условиях необходимо ознакомиться с практикой планирования и прогнозирования доходов и расходов предприятия в западной экономике. В данном случае речь идет о планировании с помощью составления бюджетов.

Первым этапом при разработке любого вида бюджета является прогнозирование объема продаж (объема реализации продукции, работ, услуг). Этот прогноз может основываться на результате анализа как внутрифирменной информации (оценки будущего объема продаж), так и внешней информации (маркетинговых исследованиях, прогнозе объема продаж для данной отрасли).

На предприятии, выпускающем широкий ассортимент продукции, строятся перспективные прогнозы по каждому ее виду, которые затем суммируются и сравниваются с агрегированным прогнозом по данной группе. После согласования расхождений составляется прогноз объема реализации для всей компании с разбивкой на части, соответствующие видам продукции и главным сегментам рынка.

Прогнозы, касающиеся других переменных величин (например, затрат на производство), в свою очередь будут зависеть от прогнозируемого уровня продаж. Допускаемые соотношения между объемом продаж и другими переменными величинами очень важны и должны быть установлены с максимально возможной точностью. После составления прогноза продаж разрабатывается график поступления денежных средств от продаж, прогноз погашения дебиторской задолженности, прогноз издержек производства, а также график наличных выплат. На основе этих данных составляется бюджет движения денежных средств, бюджет доходов и расходов.

4.3.2. Оценка динамики и выполнения
плана производства и реализации продукции

Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат валовая и товарная продукция.

Валовая продукция ¾ это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

Объем реализации продукции в условиях рыночной экономики приобретает первостепенное значение. Реализация продукции являемся связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее установился на рынке, зависит и объем ее производства.

Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (килограммы, штуки, метры и т. д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции. Например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях ¾ количество условных ремонтов, в обувной промышленности ¾ условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т. д.

Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители.

 

Пример 4.3. Используя данные предприятия о выполнении плана по производству и реализации продукции (табл. 4.3):

1. Рассчитать базисные (по отношению к базовому году) и цепные (по отношению к предыдущему году) темпы роста и прироста показателей.

2. Оценить динамику выполнения плана по производству и реализации продукции.

3. Рассчитать среднегодовой темп роста выпуска товарной продукции () и продаж () по среднегеометрической взвешенной.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста (табл. 4.3).

Таблица 4.3. Динамика производства и реализации продукции

Из таблицы видно, что за пять лет объем производства возрос на 8,49%, а объем реализации ¾ на 8,62%. За предыдущие годы темпы роста производства и продаж примерно совпадали.

Среднегодовой темп роста выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической взвешенной:

(4.5)

По данным предприятия, представленным в табл. 4.3, среднегодовой темп роста товарной продукции и объема продаж соответственно составляет:

Темп прироста соответственно:

В приведенном примере среднегодовой темп прироста выпуска продукции составляет 7,23%, а реализации продукции ¾ 7,60%.

Для большей наглядности динамику производства и реализации продукции можно изобразить графически (рис. 4.2).

 

Рис. 4.2. Динамика производства и реализации продукции, тыс. руб.

Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) производится по методике, приведенной в табл. 4.4. Из таблицы видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 5%, а по реализации ¾ только на 1,42%. Это свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции.

Таблица 4.4. Оценка выполнения плана по выпуску и реализации продукции за отчетный период, тыс. руб.

Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему и ассортименту, качестве за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана (табл. 4.5).

Таблица 4.5. Оперативный анализ производства и отгрузки продукции, тыс. руб.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции.

Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

Важное значение для планирования выручки предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров по государственным заказам. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, ее своевременную оплату, льготы по налогам и кредитам.

В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана и вырабатываются корректирующие меры по выполнению договорных обязательств (табл. 4.6).

Таблица 4.6. План выполнения договорных обязательств по поставке продукции за месяц, тыс. руб.

Коэффициент выполнения договорных обязательствдп) рассчитывается делением разности между плановым объемом поставки по договорным обязательствам (Q пл) и его недовыполнением (Q н) на плановый объем (Q пл):

(4.6)

Пример 4.4. На основе фактических сведений о выпуске и отгрузке продукции по объему и ассортименту за день (табл. 4.6) определить выполнение плана поставок за месяц и нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных видов продукции.

 

Как следует из табл. 4.7, за отчетный III квартал недопоставлено продукции по договорам на сумму 800 тыс. руб., или на 10%, а в целом за год ¾ на 5% (табл. 4.7).

Таблица 4.7. План выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции за год, тыс. руб.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: