Умение хорошо излагать свой предмет, педагогическое мастерство учителя основаны на умении строить процесс обучения в соответствии с закономерностями этого процесса, с основными дидактическими принципами.
Принцип обучения – это первооснова, закономерность, согласно которой должна функционировать и развиваться система обучения предмету.
Применение наглядного материала, безусловно, мобилизует активность психики ученика, прививает интерес к получаемой информации, расширяет круг воспринимаемой информации, уменьшает утомляемость и в целом облегчает весь процесс обучения. Между тем, как показывает практика, многочисленные наблюдения и исследования, далеко не все учителя имеют ясное представление о том, как организовать применение наглядности на уроке так, чтобы повысить качество усвоения материала, в каких случаях применение наглядности обосновано и полезно, а в каких нецелесообразно, а иногда даже и вредно.
Применения в процессе обучения иностранного языка
Языку
Принцип наглядности играет особую роль в обучении иностранному языку. При освоении иностранного языка возникает задача — создать систему отражения объективного мира в формах второго языка. В школьных условиях обучения при отсутствии иноязычной среды объективный мир моделируется с помощью наглядности. Используя различные средства наглядности: предметы, макеты, картины, жесты, движения, диафильмы, кинофильмы и т. п., учитель в учебных целях моделирует фрагменты объективной действительности, которые ассоциируются учащимися с соответствующими иноязычными формами в процессе осуществления учебной коммуникации.
В результате этого формы иностранного языка становятся для учащихся отражением соответствующих фрагментов объективного мира и носителями определенной информации, обмен которой осуществляется при общении в той или иной ситуации.
|
При обучении иностранному языку наглядность является не только важным средством семантизации, но и средством овладения ситуативной обусловленностью речи. С помощью наглядности создаются учебные ситуации, в которых отрабатывается устная коммуникация и осваивается, таким образом, речевая реакция на объективную действительность и жизненные ситуации.
Таким образом, наглядность в обучении иностранному языку в практических целях помогает раскрыть содержание высказываний и моделирует жизненные ситуации, в которых происходит коммуникация. Принцип наглядности в применении к обучению иностранному языку выступает в форме ситуативной наглядности. Наглядность в методике обучения языкам создает условия для чувственного восприятия, привносит вторую действительность в учебно-воспитательный процесс.Кроме того, средства наглядности могут быть использованы в качестве ориентировочных опор и при обобщении языковых явлений, где они проявляют себя так же, как при обучении другим учебным предметам.
Сочетание слова и наглядности – это одно из самых распространенных явлений в современной практике обучения. Задачи обучения решаются успешнее в том случае, когда использование языка опирается на непосредственное восприятие обучающимися предметов, процессов и их изображений. При сочетании словесного обращения с применением наглядных средств умственная деятельность характеризуется соединением непосредственного восприятия и понятийным аппаратом мышления.
|
Принцип наглядности предполагает использование средств наглядного обучения в таких формах, которые способствуют включению восприятия и представлений, создающихся на основе применения этих средств, в умственную деятельность обучающихся, стимулируют и облегчают её. Наглядный материал, независимо от возрастных особенностей, запоминается намного лучше.
Наглядность – это основа, на которой новый язык усваивается своеобразно, и формируются речевые процессы обучающихся. Использование средств наглядности обеспечивает легкость и быстроту воспроизведения в сознании связей от слова иностранного языка, обозначающего понятие, к образу предмета и явления, и связей от образа предмета, воспринимаемого в момент говорения, к иноязычному слову, выражающему понятие.
Наглядные пособия используются на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, при закреплении знаний, формировании У и Н (умений и навыков), при выполнении домашних заданий, при проверке усвоения учебного материала.
Степень использования наглядности и характер ее различны на разных ступенях обучения. Наиболее полно используется она на начальных этапах, где довольно широко применяется индуктивный путь приобретения знаний. На средних и продвинутых этапах обучения наглядность сочетается с теоретическими положениями, которые излагаются преподавателем или формулируются в учебнике и играют роль исходного начала в обучении.
|
Заключение
Я, Карабаева Жанель Ануаровна, в период с 15декабря по 28 декабря 2017 г. находилась на педагогической практике в СОШ № 17.
За время прохождения практики я познакомилась с профилем учебного заведения, его деятельностью, а также его руководителями и педагогическим коллективом. За время практики нам удалось разработать провести воспитательное мероприятие и дать им анализ.
Особую важность для меня представляла беседа с учителем, в ходе которой она рассказала об особенностях подготовки уроков. За время практики я приобрела много знаний и полезной информации, которая в дальнейшем, мне очень пригодится. На протяжении всей практики я старалась себя проявлять исключительно как вдумчивый, ответственный педагог, как внимательный, отзывчивый, дисциплинированный человек.
Кроме того, узнавая все больше и больше о каждом учащемся, я старалась к каждому из них найти индивидуальный подход, всегда обращала внимание на их речевую культуру. Удалось найти подход и к «трудным» ученикам. Первые впечатления от класса также были позитивными: ребята показались мне веселыми, активными, инициативными, ответственными, дисциплинированными.
Особых замечаний по практике у меня нет. Подчеркну, что педагогическая практика стала важным этапом в моем профессиональном самоопределении. Она показала мне, что я не ошиблась в выборе своей профессии, что тяжелый труд учителя мне близок и я готова в дальнейшем, после окончания учебы, продолжить свой профессиональный и личностный рост в данной области, стремясь стать высококвалифицированным специалистом.
Список используемых источников:
1. «Детская психология» - Ефимкина Р;
2. «Детская возрастная психология» - Обухова Л;
3. Авторские системы обучения «Организация учебного процесса» Лейпницх Г.
Сайты:
1. https://nao.kz
2. https://www.edu.gov.kz
3.shkola6@inbox.ru
Приложение А