Министерство образования и науки Республики Казахстан
Экибастузский Колледж Инновационного Евразийского Университета
Қазақстан Республикасының білім және ғылым министрлігі
Инновациялық Еуразия Университетінің Екібастұз Колледжі
Отчет
по педагогической практике
«Пробная педагогическая практика»
специальность: начальное образование
Группа: ИЯ- 325
Карабаева Жанель Ануаровна
Место прохождения практики:
СОШ-№17 г.Экибастуз
Руководитель практики от колледжа:
А.Р.Альжанова.
Руководитель практики от предприятия:
Лейкам.Н.С
Содержание
Введение...................................................5
Задание 1.................................................. 6
Задание 2.................................................. 7-8
Задание 3.................................................. 9-10
Задание 4..................................................11-14
Задание 5.................................................. 16-17
Задание 6.................................................. 18-20 Задание 7.................................................. 21-23
Заключение................................................. 24
Список используемых источников.............................. 25
Приложения.
Название практики:
«Пробная педагогическая практика »
Цель практики:
Подготовка обучающихся к педагогической деятельности учителя иностранного языка.
Задачи практики:
Формирование у практикантов умения наблюдать за учебным процессом и анализировать его результаты;
Изучение практикантами содержания и системы планирования учебной работы учителя иностранного языка;
Формирования умений и навыков организации учебной работы в начальных классах;
Вооружение обучающихся способом и методами проведения уроков, управления учебной работы обучающихся школ, знание возрастных и личностных особенностей;
Задания практики
1.Составление индивидуального календарного плана прохождения педагогической практики.
2.Анализ учебного плана, учебных программ и учебников для начальной школы.
3.Подготовка к изучению системы планирования учебной работы с обучающимися учителем иностранного языка.
4.Проведения наблюдения за использованием учителем технологии обучения на различных этапах организации учебно-познавательной деятельности обучающихся начальных классов.
5.Подготовка полного план-конспекта пробных уроков по иностранному языку.
6.Подготовка внеурочных занятий по иностранному языку начальной школы.
7.Изготовление наглядных пособий и дидактических материалов.
Краткая история школы № 17
Проектная мощность рассчитана на 1000 мест. В школе 2 спортзала, 2 мастерских, 1 актовый зал.
Первый директор школы, Седра Валентина Николаевна работал директором школы с момента ее основания, ввел школу в эксплуатацию, формировал коллектив. Валентина Николаевна – опытный руководитель.
Со времени открытия школы ежегодно при школе работает летний пришкольный лагерь «Радужная планета». Дети с удовольствием приходили сюда и приходят сейчас. Среди них немало детей наших выпускников, которые в свое время малышами ходили сами в эти стены. С ними проводятся интересные мероприятия: ходят в кинотеатр, бассейн, в парк культуры и музеи города. Ребятам очень нравится в летнем пришкольном лагере. С 2012 года школу возглавляет Каттарова Кулянда Асановна.
В школе обучается 890 учеников, и работают 76 педагогов, из них с высшей категорией 20 педагогов и первой квалификационной категорией22.
Обучение ведется на государственном и русском языках, занятия проводятся в две смены.
Учащиеся школы из года в год показывают лучшие результаты по Единому национальному тестированию.
Достижения школы:
1 место в городском конкурсе «Автомоделирование», 2015г.
Дипломом II степени школа награждена в областном конкурсе видеороликов «Цвети мой, Казахстан!», 2016г и многие другие.
Одна из приоритетных задач работы педагогического коллектива школы № 17 – подготовить образованного творческого человека, умеющего адаптироваться к быстро меняющейся социально-экономической среде, рационально организующего самостоятельную деятельность.
Введение
Я, Карабаева Жанель Ануаровна проходила практику производственную в школе №17, в период с 15.12.17г. по 28.12.17 г.
За время прохождения практики познакомилась с учителем английского языка и с детьми начальных классов. Было очень волнительно, так как работала с детьми разного возраста. Работа с детьми очень интересна, они любознательны, активны на уроках. Работая учителем начальных классов, учитель должен уметь находить общий язык с каждым ребенком, знать какими навыками владеет каждый ученик.
На уроках я помогала учителю: проверяла тетради, дневники, контрольные работы. На перемене наблюдала за детьми чтобы не бегали. Играла в разные игры, проводила конкурсы. Мне очень было интересно все узнать о обязанностях классного руководителя, узнать об умениях детей, изучить каждого ребенка, а самое главное я увидела в детях искренность, любознательность, доверчивость, а еще что я заметила все дети очень дружные и стараются друг другу помочь.
Познакомилась с документацией классного руководителя с журналом класса. За это короткое время я смогла найти общий язык с детьми. Ещё я увидела, какой это труд быть учителем. Каждый ребенок по своему, особенный и хочет внимания.
В общем, все свои теоретические знания, которые я приобрела на практики с руководителем практики от колледжа Альжанова. А.Р., я смогла обучиться практически на активной практики в школе за руководителем практики Лейкам.Н.С.
Задание №1.
Составление индивидуального календарного плана прохождения педагогической практики.
№ | Мероприятие вид работы | Дата |
Познакомились с руководителям практики и с директором школы. Изучила документацию школы. | 15.12.17 | |
Беседовала с педагогом, ознакомилась с документацией и его деятельностью в учреждении. | 19.12.17 | |
Научилась планировать, проводить и анализировать различные виды учебных и внеурочных занятий. | 20.12.17 | |
Наблюдала за взаимодействием социального педагога с ребенком, присутствовала при беседах педагога с ребенком, его родителями и кл.руковадителем. | 21.12.17 | |
Составила и провела с детьми анкету. Изучила интересы и увлечения детей. Определила психологические особенности ребенка. | 22.12.17 | |
Беседовала с учителем. Выясняла и узнавала точку зрения на особенности характера и поведения ребенка. Спрашивала советы по способом подхода к данному ребенку. | 25.12.17 | |
Посетила урока преподавателя. Приобрела для себя много чего интересного. Помогла учителю проверять тетради и составляла поурочные план. | 26.12.17 | |
Помогала учителю поурочный план, проверяла контрольные работы. Печатала разные картинки для проведение урока. | 27.12.17 | |
В конце практики я провела в 2(а) и 5 классах урок и провела на английском языке физминутку. Заполняла дневник. | 28.12.17 |
Сценарий классного часа находится в приложении А.
Задания № 2
Анализ учебного плана, учебных программ и учебников для начальной школы.
Анализ посещенного урока английского языка
Урок английского языка 2 «А» класса был очень хорошо организован. Учитель продемонстрировал отличное владение педагогическим мастерством и методикой преподавания. Во время урока, речь учителя была понятной и доступной ученикам. Главная информация подчеркивалась.
На уроке учителем использовались различные формы работы, такие как групповая, индивидуальная парная, что способствовало развитию у учащихся коллективизма и самостоятельности. На уроке использовался достаточный объем упражнений, были пройдены все стадии формирования лексического навыка в правильной последовательности. Таким образом, задача по формированию лексического навыка была полностью реализована. В начале урока была использована речевая разминка, что позволило ввести учащихся в атмосферу иноязычного общения.
В течение урока учитель стимулировал детей к активному использованию полученных ими новых языковых знаний. Мотивация осуществлялась посредством различных видов упражнений, применением целевых установок. Речевые упражнения проходили в различных видах работы: индивидуально, коллективно, в парах.
Все упражнения были подчинены одной тематике, были взаимосвязаны и объединены логическим переходом, заранее продуманным преподавателем. Контроль осуществлялся на каждом этапе работы, после очередного выполненного задания. Учитель отдал предпочтение картинной наглядности, что обеспечило проявление большего интереса у учащихся к уроку, к новому вокабуляру.
На доске осуществлялась запись новой лексики. Во время практической части, внимание было отведено каждому ребенку в равной мере. Внимание учеников было сосредоточено на работе. Те учащиеся, которые отвечали правильно, получали бонусы, которые суммировались с оценкой за урок, что стимулировало работу учеников на уроке.
Структура проведения урока знакома учащимся, что позволяет не тратить время на лишние вопросы и организационные моменты. Выполнение задания поэтапно позволило ученикам окончательно разобраться с темой и закрепить полученные знания. Во время урока именно умение учителя общаться с учащимися помогло достичь всех поставленных целей и создать на уроке рабочую атмосферу. Тактичность совмещалась с юмором, строгость с похвалой, однако это не позволяло ученикам забыть о присутствии учителя на уроке.
Домашнее задание было объяснено доступно (задание, форма работы с ним). Урок был логически завершен: задания были выполнены в полном объеме, была осуществлена запись в дневник домашнего задания, были выставлены оценки за работу на уроке и подведены итоги занятия.
Выводы: В целом, урок был отлично спланирован, для себя я отметила некоторые моменты, которые помогли мне правильно подготовить проведенные мною уроки английского языка. Благодаря подбору упражнений и сочетанию различных видов и форм деятельности поставленные цели и задачи были достигнуты. Учителем были учтены возрастные особенности учащихся. Смена видов деятельности происходила так, что предупреждалось утомление учащихся.
В классе поддерживалась благоприятная атмосфера общения как учителя с учениками, так и между учащимися. Планирование и проведение урока показывает высокий уровень профессионализма учителя, знание методики преподавания и возрастной психологии.
Задание №3
Подготовка к изучению системы планирования учебной работы с обучающимися учителем иностранного языка.
При составлении перспективного плана учитель выполняет следующие действия:
1.Познакомиться с заданиями, предложенными авторами конкретного учебника, и проанализировать;
2.Принять во внимание личностные способности учащихся каждой конкретной группы;
3.В соответствии с уровнем обученности и другими личностными
характеристиками поставить конкретные задачи на фоне общей цели;
4.Изучить и проанализировать необходимый теоретико-практический материал для успешного решения задуманного;
5.Выдвинуть рабочие гипотезы и проверить их истинность.
Необходимо тщательно продумывать, «проигрывать» режим действий «учитель -ученик», «ученик - ученик» и др., тогда меньше будет вероятность сбоя в реализации коммуникативных и даже организаторских умений во время урока.
• анализ языкового и речевого материала:
Работа с языковым материалом - языковым минимумом, речевыми действиями, коммуникативным минимумом, текстами, формулировками заданий, помощью к заданиям,приложениями(словарями, информационными источниками)дает возможность сделать выводы об актуальности, функциональности, аутентичности информационного и языкового содержания, его обоснованности с позиций соотношения культур родного и изучаемого языка, преемственности для данного контингента обучающихся и направленности обучения. Формулировки заданий и ознакомление с помощью к ним должны соответствовать:
1.целям обучения,
2.этапу работы над материалом,
3.эффективности использования возможностей учебника, обеспечивать прочность усвоения материала и контроль усвоения.
При анализе языкового материала следует обратить внимание на:
1.качество представления материала, т.е. как данный материал изучается в
рамках той или иной темы;
2.способы работы с упражнениями;
3.обратную связь;
4.формулировки и типы заданий;
5.наличие различных уровней сложности;
6.способы контроля и отслеживания результатов;
Анализ и корректировка календарно-тематического и поурочного планирования.
В итоге комплексного анализа темы очевидны определенные изменения в ее структуре и содержании. Теперь учитель может иначе скомпоновать материал темы, дополнить содержание подтем, а также изъять какую-то часть материала. Важно только, чтобы все изменения и дополнения были обоснованы и целесообразны.
Составление речевого эталона.
Учитель должен обладать максимально полным знанием темы, в том числе средств и способов выражения суждений. Можно предложить прием составления речевого эталона, который способствует анализу смыслового содержания темы, установлению соотношения между планом содержания и планом выражения и в конечном итоге повышению информированности учащихся через информированность учителя.
Задание №4
Проведения наблюдения за использованием учителем технологии обучения на различных этапах организации учебно-познавательной деятельности обучающихся начальных классов.
В современной дидактике организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяют на фронтальные, групповые и индивидуальные.
При фронтальном обучении учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Он организует сотрудничество учащихся и определяет единый для всех темп работы. Педагогическая эффективность фронтальной работы во многом зависит от умения учителя держать в поле зрения весь класс и при этом не упускать из виду работу каждого ученика. Ее результативность повышается, если учителю удается создать атмосферу творческой коллективной работы, поддерживать внимание и активность школьников. Однако фронтальная работа не рассчитана на учет их индивидуальных различий. Она ориентирована на среднего ученика, поэтому отдельные учащиеся отстают от заданного темпа работы, а другие - изнывают от скуки.
При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые. Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся. Кооперировано-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания. Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков. К групповым относят также парную работу учащихся. Деятельностью учебных групп учитель руководит как непосредственно, так и опосредованно через своих помощников - звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся.
Индивидуальное обучение учащихся не предполагает их непосредственного контакта с другими учениками. По своей сущности оно есть не что иное, как самостоятельное выполнение одинаковых для всего класса или группы заданий. Однако если ученик выполняет самостоятельное задание, данное учителем с учетом учебных возможностей, то такую организационную форму обучения называют индивидуализированной. С этой целью могут применяться специально разработанные карточки. В том случае, если учитель уделяет внимание нескольким ученикам на уроке в то время, когда другие работают самостоятельно, то такую форму обучения называют индивидуализированно-групповой.
Типы уроков, простые по своему строению, т.е. имеющие одну доминирующую дидактическую цель, более всего применимы в средних и старших классах. В начальных классах, учитывая возраст учащихся, приходится комбинировать различные виды учебной работы, сочетать сообщение новых знаний с первичным закреплением, повторением ранее изученного. Даже контрольные уроки здесь довольно часто включают в себя другие виды работы: устное сообщение материала, чтение интересного рассказа и др. Именно этот тип урока называется комбинированным (смешанным), или структурно сложным, уроком. Примерная структура комбинированного урока: проверка домашней работы и опрос учащихся; изучение нового материала; первичная проверка усвоения; закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений; повторение ранее изученного в виде беседы; проверка и оценка знаний учащихся; задание на дом.
Под уроком ознакомления учащихся с новым материалом, или сообщения (изучения) новых знаний, понимается такой урок, содержанием которого является новый, неизвестный учащимся материал, включающий в себя относительно широкий круг вопросов и требующий значительного времени на его изучение. На таких уроках в зависимости от их содержания, конкретной дидактической цели и подготовленности, учащихся к самостоятельной работе в одних случаях учитель сам излагает новый материал, в других проводится самостоятельная работа учащихся под руководством учителя, в третьих практикуется и то и другое. Структура урока ознакомления с новым материалом: повторение предыдущего материала, являющегося основой для изучения нового; объяснение учителем нового материала и работа с учебником; проверка понимания и первичное закрепление знаний; задание на дом.
На уроках закрепления знаний основным содержанием учебной работы является вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью их прочного усвоения. Учащиеся в одних случаях осмысливают и углубляют свои знания по новым источникам, в других - решают новые задачи на известные им правила, в третьих - устно и письменно воспроизводят ранее приобретенные знания, в четвертых - делают сообщения по отдельным вопросам из пройденного с целью более глубокого и прочного их усвоения и т. п. Структурно такие уроки предполагают прохождение следующих этапов: проверка домашнего задания; выполнение устных и письменных упражнений; проверка выполнения заданий; задание на дом.
С уроками закрепления знаний тесно связаны уроки выработки и закрепления умений и навыков. Этот процесс осуществляется на нескольких специальных уроках, а затем продолжается в виде упражнений и на других уроках при изучении новых тем. От урока к Уроку материал усложняется. При этом если в начале работы упражнения выполняются детьми с большой помощью учителя и с предварительной проверкой того, как они поняли задание, то в Дальнейшем учащиеся сами устанавливают, где и какое правило требуется применить. Они должны научиться применять умения и навыки в самых разнообразных ситуациях, в том числе и в жизненной практике. Структура уроков выработки и закрепления умений и навыков: воспроизведение теоретических знаний; выполнение практических заданий и упражнений; проверка выполнения самостоятельных работ; задание на дом.
Обобщающими уроками(обобщения и систематизации знаний) являются такие, на которых систематизируются и воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях учащихся и раскрываются важнейшие идеи изучаемого курса. Обобщающие уроки проводятся в конце изучения отдельных тем, разделов и учебных курсов в целом. Их обязательными элементами являются вступление и заключение учителя. Само повторение и обобщение может проводиться в форме рассказа, кратких сообщении, чтения отдельных мест из учебника или беседы учителя с учащимися.
Уроки проверки(контрольные) позволяют учителю выявить уровень сформированное знании, умений и навыков учащихся в определенной области, установить недостатки в овладении учебным материалом, помогают наметить пути дальнейшей работы. Контрольные уроки требуют от учащегося применения всех его знаний, умений и навыков по данной теме. Проверка может осуществляться как в устной, так и в письменной форме.
Задание №5
Подготовка полного план-конспекта пробных уроков по иностранному языку.
Тема: «Семья»
Цель: активизировать изученную ранее тематическую лексику.
Коммуникативные задачи: научить составлять связное высказывание (повествование) о теме «Семья»
Обучающие: (направленные на достижение предметных результатов обучения):
— освоить во всех видах речевой деятельности новые лексические единицы по теме «Я, моя семья»;
— научить знакомиться, представлять людей при знакомстве;
— освоить образование количественных и порядковых числительных;
— освоить в связной речи грамматические структуры с глаголами to be, to have; вопросительными словами; притяжательным падежом существительных (Possessive сase); притяжательными местоимениями обеих форм (Possessive adjectives, Possessive pronouns);
- развивать компенсаторную и социокультурную компетенции.
Развивающие: (направленные на достижение метапредметных результатов обучения):
— развивать умения во всех видах речевой деятельности при планировании вербального и невербального поведения;
— развивать умения систематизироватьновые знания для их осознанного усвоения (graphic organizers);
- развивать воображение при моделировании ситуации общения.
Воспитательные: (ориентированные на достижение личностных результатов обучения):
— воспитывать чувство принадлежности к своей семье, патриотизма и уважения к другим культурам;
- способствовать сознанию возможностей самореализации средствами иностранного языка;
- воспитывать чувство принадлежности и уважения к своей семье, толерантности и уважения к семейным ценностям в других культурах.
Тип урока: усвоения новых знаний:
Оснащение урока: учебник Spotlight 6 (student`s book);
class CD к учебнику.
карточки с вопросами для парной работы;
карточки с заданиями для самостоятельной работы
иллюстрации по теме «Семья»
Дополнительный материал: учащиеся приносят фотографии членов семьи.
Организационный этап
Good afternoon, boys and girls. I’m glad to see you. I hope everybody is ready to work. Are you in a good mood? Sit down, please. Look at your partner’s place. Is he ready for the lesson? That’s great. Let’s start.
Вводная беседа (Before you start)
Задача: активизировать изученную ранее тематическую лексику, мотивировать учащихся на дальнейшую работу по теме.
Попросите учащихся посмотреть на заранее заготовленную иллюстрацию (дерево и отдельно фото членов семьи) и попробовать догадаться, какая будет тема урока. Обучающиеся высказывают свои предположения, учитель корректирует. Чтобы проверить правильность ответов учитель предлагает открыть учебник на стр. 6 и прочитать заголовок «Family members»
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Обучающихся просят познакомиться с заданиями со стр. 6, после чего обучающимся необходимо определить цель и задачи урока.
3) Актуализация знаний.
Чтобы обобщить сказанное обучающимся предлагается познакомится с новыми ЛЕ и упр. 1а
Задачи: повторение изученных и введение новых слов, обозначающих членов семьи.
— Учащиеся, изучающие английский язык со второго класса, знакомы и с генеалогическим деревом, и с базовой лексикой. Поэтому ими легче усвоится новая лексика: uncle, aunt,
cousin, wife, husband, in their late/mid/early thirties, middle_aged, straight, fat, wavy. Новым для учащихся может быть и способ презентации новой лексики через дефиниции.
Например:
Who is Mike to Sam? — He is Sam’s brother. So,
Mike is Bill’s father’s brother, he is Bill’s uncle.
— Попросите учащихся найти на рисунке Бил_ла. Затем, если необходимо, поясните, что этоего фамильное дерево. Задайте вопросы для предъявления новых слов.
T: Who is Bill’s father?
S: Sam.
T: That’s right. Sam is Bill’s father. He’s his dad.
Who is his mother?
S: Sue.
T: Correct. Sue is Bill’s mother. She’s his mum. Sue
is Sam’s wife. Sam is Sue’s husband.
Физкульт. минутка.
Обучающиеся делятся на 2(или 3, в зависимости от количества обучающихся) команды и выполняют следующее задание: каждой команде необходимо собрать по буквам 3 полученных слова. Каждая из команд должна записать их на доске. Побеждает команда, которая первой соберёт пазл из слов и правильно запишет на доске.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Стр. GR1, модуль 1 выучить, выучить новые слова, стр. 6 упр. 3а чит. выразительно, упр. 3b письменно.
Задание №6