При малейших подозрениях проконсультируйтесь у ВРАЧА- ОФТАЛЬМОЛОГА.




Так же необходимо проконсультироваться с офтальмологом, если в родильном доме врач не осматривал ребенка. Важно провести осмотр в первые полгода жизни малыша. В идеале первый визит к глазному врачу должен состояться в 1 месяц, а затем, при отсутствии патологии, — когда ребенку исполнится полгода.

Почему так важно обследовать зрение младенца в первые месяцы жизни?

Ученые определили, что наиболее благоприятный период для развития зрительной системы ребенка - первое полугодие жизни. Именно в этот период активно формируются зрительные функции, дальнейшее их развитие будет протекать не столь интенсивно.

Во время осмотра в кабинете офтальмолога ребенок-грудничок должен лежать на пеленальном столе или кушетке, без подушек. Обследование проводится по следующему алгоритму:

· Определение остроты (в 1 месяц — по реакции фиксации на предмете, в 2—3 месяца — по слежению за яркой игрушкой размером 15—20 см на светлом однотонном фоне, в 4—5 месяцев — по четкости слежения до расстояния 3—5 м) и полей зрения [5]. Поля зрения определяются ориентировочно — врач двигает игрушку вперед из-за головы ребенка до появления реакции малыша на предмет.

· Вместе с тем проводится осмотр придатков глаза: мышц, слезных путей, век (движений глаз в разные стороны, проходимости слезных путей, полноценности открывания-закрывания век), а также оптических сред глаза и глазного дна при помощи офтальмоскопа и щелевой лампы (приборов, посылающих щелевидный или круглый луч света сквозь оптические среды глаза).

Офтальмолог измеряет рефракцию с помощью скиаскопии (теневой пробы), когда определяется характер движения световой тени в просвете зрачка. Обычно исследование проводится с расстояния 1,0 м. Врач приставляет зеркало к своему глазу и направляет луч света от лампы в глаз пациента. Затем он двигает это зеркало из стороны в сторону по горизонтали и по вертикали. Необходимо найти положение, когда зрачок исследуемого глаза начнет светиться красным светом. Затем, медленно поворачивая зеркало вокруг оси рукоятки влево и вправо, доктор отмечает появление тени с какого-либо края зрачка. После этого к глазу приставляют скиаскопическую линейку с минусовыми или плюсовыми линзами. Смещая линейку от самого слабого по преломляющей силе стекла (+0,5 Дптр) к более сильному, находят то из них, с которым тень при движении зеркала уже не появляется. Затем измеряют рефракцию второго глаза.

У недоношенных младенцев осмотр глазного дна осуществляется только с помощью бинокулярного (стереоскопического) офтальмоскопа со специальными линзами.

Если остроту зрения определить не удается (у малыша нечеткая реакция фиксации или слежения), то выполняется исследование по регистрации импульсов головного мозга в ответ на зрительные раздражители (метод зрительных вызванных потенциалов). По его результатам можно судить о наличии функциональных и структурных поражений зрительного анализатора или о задержке его развития. Исследование ЗВП - безболезненная и безопасная процедура для ребенка любого возраста (с первых месяцев жизни). Провести диагностику ЗВП (зрительных вызванных потенциалов) можно в крупных клиниках и научных центрах (Институт коррекционной педагогики РАО, г. Москва).

Современное офтальмологическое оборудование позволяет осматривать глазное дно и определять рефракцию с нерасширенным зрачком. Но бывают случаи, когда приходится использовать препараты, расширяющие зрачок (необходимость осмотра периферии глазного дна, особенно у недоношенных детей, отсутствие специального оборудования, очень узкий зрачок и т.п.). У малышей необходимо применять препараты короткого действия, например тропикамид (мидриацил, мидрум)или 0,1 % раствор атропина. Это безопасные препараты, и при необходимости их можно использовать для детей любого возраста.

От 6 месяцев до 1 года

Если при первом посещении офтальмолога не было выявлено патологических изменений, то следующее плановое обследование необходимо проводить, когда малышу исполнится 6 месяцев. В это время помимо стандартного обследования ребенка проводят контроль динамики рефракции глаза, то есть сравнивают вновь полученные и первичные данные этого исследования. У ребенка 6 месяцев должна сохраняться рефракция +2 -3 Дптр. Иногда в этом возрасте может появиться сдвиг в сторону минусовой рефракции, что говорит о предрасположенности малыша к развитию близорукости. В таком случае необходимо ограничить зрительные нагрузки ребенка — убрать мелкие и близко висящие игрушки, сделать акцент на удаленных и движущихся предметах. При выявлении близорукости более 2 Дтпр, особенно если наряду с этим у ребенка снижается острота зрения и появляется косоглазие, важно как можно раньше назначить ему коррекцию зрения с помощью очков и рекомендовать специальные упражнения для глаз. Упражнения проводятся с игрушкой, которую двигают в разные стороны, при этом постепенно приближая и удаляя от глаз ребенка. Очки при необходимости могут назначаться уже с 6 месяцев (иногда применяют коррекцию зрения с помощью контактных линз).

Иногда офтальмолог может обнаружить у малыша косоглазие (изменение срединного положения одного или обоих глаз в глазной щели). Оно возникает из-за нарушения мышечного тонуса, поражений глазодвигательных нервов и прочей подобной патологии. Предмет фокусируется не на центральный отдел сетчатки, а на соседний участок, где зрительная чувствительность существенно ниже, что создает угрозу формированию бинокулярного зрения[6] у малыша. В этом случае необходимо начать лечение как можно раньше. На некосящий (здоровый) глаз, с помощью пластыря наклеивают «занавеску» из марлевой салфетки (в случае двухстороннего косоглазия салфетку с пластырем крепят попеременно на каждом глазу), при этом проводят упражнения для «проблемного» глаза. Исключение составляют только случаи, когда острота зрения на обоих глазах резко снижена и заклейка может привести к торможению развития зрения на том глазу, который лучше видит.

Если угол отклонения глаза достаточно большой, без оперативной коррекции косоглазия не обойтись. Это ни в коем случае не отменяет проведения заклеек и стимулирующего лечения. При помощи этих мер к моменту операции (чаще всего ее проводят в возрасте 4—5 лет, чтобы до школы была возможность сформировать бинокулярное зрение) удается уменьшить угол косоглазия и сохранить хорошую остроту зрения. А это способствует меньшему объему оперативного вмешательства, лучшему послеоперационному эффекту и дает возможность в дальнейшем нормализовать зрительные функции.

Даже если в 6 месяцев на профилактическом осмотре не было выявлено никакой патологии органа зрения, в дальнейшем полагается проходить осмотр у офтальмолога каждые полгода, так как могут начать прогрессировать не замеченные ранее врожденные катаракта и глаукома или — развиваться некоторые генетические синдромы, протекающие с резким нарушением остроты зрения. Кроме того, регулярный контроль за развитием малыша дает врачу возможность своевременно выявить скрытно протекающие воспалительные процессы или формирующуюся частичную атрофию зрительных нервов.

 

Почти по-взрослому

Развитие зрения малыша должно находиться под пристальным вниманием родителей. Наблюдая за поведением ребенка во время игр, прогулок можно заметить, на каком расстоянии и как малыш рассматривает предмет, может ли увидеть предмет, находящийся на расстоянии более 3 метров и т.д.

Уточнить возможности зрительных функций у малыша на втором - третьем году жизни вы можете в домашних условиях. Для этого необходимо, чтобы малыш был в хорошем настроении и не плакал, а в помещении не было слепящих источников света.

Вы можете проверить умение малыша находить взглядом игрушку (яркий предмет) и двигаться по направлению к ней (диагностический метод, разработанный Н.Баррагой). Для этого вам понадобится яркий пляжный мяч (или другой предмет – большая неваляшка, детский стульчик) хорошо знакомый малышу. Положите его в том месте комнаты, где обычно эта игрушка не бывает.

Войдите с малышом в комнату, остановитесь на расстоянии около 370 см от игрушки и скажите: «Посмотри, где мяч».Если малыш не реагирует с этого расстояния, сократите его до 240 см или даже до 90 см, если это необходимо. Обязательно запомните это расстояние. Предоставьте малышу время для поиска предмета взглядом. Потом скажите: «Покажи рукой, где мяч».После того, как малыш показал, скажите: «Подойди и притронься к нему».Если малыш еще не ходит, он может подползти.

рЕАКЦИЯ: малыш находит игрушку взглядом и решительно приближается к ней вплотную.

ПРИЗНАКИ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ: малыш не находит игрушку взглядом, не подходит к ней; находит игрушку, но с очень небольшого расстояния (90 – 240см), подходит к ней нерешительно.

Вы можете проверить прослеживание за движением объекта и приближение к нему (диагностический метод, разработанный Н.Баррагой). Вам вновь потребуется яркий мяч. На поверхность пола, умеренно темную и без узоров, не должен попадать прямой солнечный свет и блики. Можно прокатывать мяч по столу длиной 120-180 см. Подайте мяч малышу. Встаньте напротив него на расстоянии 370 см или ближе, если нужно. Наклонитесь и скажите: «Медленно покати мяч ко мне. Смотри на него, куда он катиться?». Не изменяйте своего положения, не притрагивайтесь к мячу и не задерживайте его. Когда мяч остановится, скажите: «Подойди, возьми мяч».

РЕАКЦИЯ: малыш прокатывает мяч, прослеживает его движение и подходит к нему, когда мяч остановится.

ПРИЗНАКИ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ: малыш не прокатывает мяч; малыш прокатывает мяч, но не в направлении взрослого; не прослеживает за движением мяча; прослеживает за движением мяча, но на каком-то расстоянии теряет игрушку из поля зрения; не подходит к нему.

Проверьте, может ли малыш зрительно распознавать характерные детали игрушки (диагностический метод, разработанный Н.Баррагой) Вам понадобится кукла. Выберите спокойное, хорошо освещенное место за столом. Сядьте напротив малыша. Под столом отсоедините от куклы правую руку. Покажите малышу куклу с расстояния около 60 см. Если он не видит куклу с такого расстояния, придвиньте ее на расстояние 50 см, 30 см или еще ближе. Скажите: „Посмотри на куклу”. Подождите, пока он посмотрит, но не разрешайте притрагиваться. Потом спросите: „Скажи мне, чего не хватает?”. Если ребенок скажет: „Рубашки” или „Глаз”, спросите: „Чего еще не хватает?”. Если малыш не называет отсутствующий элемент, то он может указать пальцем на место, где должна быть рука. Под столом прикрепите кукле руку и снимите обувь с ее левой ноги. Покажите куклу кверху ногами и попросите сказать или показать, чего сейчас нет у куклы.

ЗАМЕЧАНИЯ: ребенок не должен притрагиваться к кукле и играть с ней.

РЕАКЦИЯ: малыш указывает соответствующее место или называет отсутствующую часть.

ПРИЗНАКИ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ: малыш не указывает соответствующее место и не называет отсутствующую часть.

Вы можете проверить границы полей зрения у малыша. Для этого посадите его, поставьте перед ним игрушку, убедитесь, что игрушка заинтересовала ребенка и он на нее смотрит. В это время сзади и сбоку из-за головы ребенка бесшумно выводите другую игрушку.

Граница поля зрения фиксируется, когда ребенок, увидев игрушку, поворачивает к ней глаза и голову.

ОТМЕТЬТЕ:

· поля зрения должны быть одинаковыми с обеих сторон и составлять не менее 90 градусов.

ПРИЗНАКИ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ:

· сужение полей зрения

· их асимметрия

Вновь попытаться определить, равноценна ли острота зрения обоих глаз. Разместите перед малышом привлекательную игрушку (лучше незнакомую). В то время как малыш рассматривает ее, поочередно закрывайте ладонью то один, то другой глаз, не дотрагиваясь до лица ребенка.

ОТМЕТЬТЕ:

· есть ли попытка отвести руку взрослого или выглянуть из-за руки.

ПРИЗНАКИ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ:

· реакция на закрытие хуже видящего глаза может быть нейтральной.

При малейшем подозрении, постарайтесь проконсультироваться у ВРАЧА- ОФТАЛЬМОЛОГА как можно раньше

При посещении офтальмолога, если малыш в 2-3 года уже в состоянии ответить на несложные вопросы о том, что он видит, можно определить остроту зрения по специальным таблицам с фигурками. На осмотре мама садится на стул и сажает малыша к себе на колени, при необходимости придерживая его голову руками, чтобы врач мог быстро и полноценно обследовать малыша.

При выявлении близорукости в этом возрасте необходимо определить истинную рефракцию, для чего в глаза ребенку закапывают раствор атропина. При необходимости доктор назначает малышу специальную гимнастику и лечение.

Родителям на заметку    

 

Профилактические осмотры не исключают периодический контроль родителей за состоянием зрения своих детей. Именно близкие люди могут рано выявить начальные изменения функций зрительной системы. Некоторые особенности поведения ребенка третьего года жизни могут указывать на возможное нарушение развития зрения. Если малыш довольно часто:

· промахивается, пытаясь поставить чашку или положить игрушку на стол;

· не замечает (задевает) косяк (край двери), проходя через дверной проем;

· спотыкается или оступается на бордюрах, ступеньках, порожках;

· рассматривает игрушки или картинки, наклоняя голову под определенным углом или приближая их к глазам

Вы можете проверить, есть ли у малыша отклонение взгляда, которое наблюдается при косоглазии (сходящемся и расходящемся). Для определения симметричности расположения зрачков Вам понадобится обычный фонарик (лазерный использовать нельзя!). Посадите малыша перед собой и посветите ему на лоб или переносицу с расстояния 30 см, направляя свет точно по центру. Обратите внимание на блики в зрачках ребенка. Отражение света в глазах должно быть симметрично относительно средней линии лица.

Признак неблагополучия: свет в зрачках отражается несимметрично.

Необходимо срочно обратиться к офтальмологу для более точного обследования качества зрения малыша.

Если после осмотра офтальмологом у ребенка не выявлены нарушения в оптическом аппарате глаз, но малыш:

· не интересуется картинками;

· не может показать части тела куклы;

· не может сложить целое из 2 частей;

· замечает какую–то одну деталь, не обращая внимание на игрушку целиком, или, наоборот, игнорирует, не замечает детали игрушки.

В этом случае необходимо обратиться за консультацией к специальному педагогу – дефектологу, который поможет не только определить общий уровень развития ребенка, но и поможет подобрать необходимые игры и упражнения, способствующих формированию определенных умений и навыков.

Зрительные функции малыша развиваются постепенно. И на каждом этапе развития зрения необходимо внимательно наблюдать за малышом, чтобы не пропустить первые признаки неблагополучия.

В 4-6 лет орган зрения ребенка можно спокойно осматривать с помощью различных диагностических приборов, тестировать по таблицам с буквами. В этом возрасте малыш уже способен предъявлять специфические жалобы, характерные для различных заболеваний. Поэтому родителям особенно важно прислушиваться к нему и, не списывая эти жалобы на капризы, рассказать о них врачу при осмотре.

 

Первыми симптомами многих заболеваний, на которые следует обратить внимание, являются снижение остроты зрения, жалобы на быструю утомляемость, затуманивание, расплывчатость или искажение контуров предметов, радужные круги перед глазами, головную боль и боль в области глаз, а также появление косоглазия, краснота белочной оболочки, скопления гноя во внутренних углах глаз и на веках. При появлении первых же подобных признаков необходимо срочно обратиться к специалисту. В любом случае важно знать: даже если врач выявил патологию, это не повод для паники. Нарушение зрения, даже очень значительное, негативно отражается на развитии ребенка только в случае, когда не созданы для этого адекватные условия. Иногда родители (законные представители) ожидают, что медицинские процедуры восстановят зрение и малыш начнет развиваться без определенных особенностей. При некоторых заболеваниях глаз лечение может полностью восстановить утраченные функции зрения. Обычно это длительный процесс и малыша необходимо обучать умению «использовать» зрение при познании окружающего мира. Но в некоторых случаях полностью восстановить зрение не удается, врач-офтальмолог назначает поддерживающую терапию. И чтобы малыш мог научиться жить и получать максимально полную информацию об окружающем с помощью нарушенного зрения или при его отсутствии, необходимо психолого-педагогическое сопровождение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: