№ п/п | Код работы | Работа | Сроки окончания работ | |
По критическому пути | По плану | |||
1-10 | Сооружение лесов | 26/1Х | 27/1Х | |
10-87 | Разборка железобетонного фундамента под днищем башни № 2 | 28/1Х | 3/Х | |
87-129 | Выкладка ленты из кирпича под днищем башни № 2 | 5/Х | 8/Х | |
129-132 | Монтаж опорных балок под днищем башни № 2 | 6/Х | 9/Х | |
1-4 | Сооружение лесов у погружных холодильников | 25/1Х | 25/1Х | |
4-51 | Демонтаж каркаса, футерованного кирпичом | 26/1Х | 26/1Х |
Окончание табл. 7.3
№ п/п | Код.работы | Работа | Сроки окончания работ | |
По критическому пути | По плану | |||
51-53 | Копка котлована под фундамент | 27/1Х | 28/1Х | |
53-56 | Изготовление опалубки | 28/1Х | 29/1Х | |
56-99 | Заливка фундамента бетоном | 28/1Х | 29/1Х | |
99-100 | Схватывание бетона | 2/Х | 4/Х | |
100г142 | Монтаж кожуха холодильника | 3/Х | 5/Х | |
142-144 | Футеровка кожуха | 4/Х | 6/Х | |
144-146 | Изготовление змеевика из свинца и монтаж трех холодильников | 5/Х | 8/Х | |
146-166 | Подключение змеевика к коммуникациям | 6/Х | 9/Х | |
166-167 | Пуск объекта | 7/Х | 10/Х |
Этим практически и было закончено функционирование системы СПУ на стадии разработки исходного плана работ.
Стадия оперативного управления началась с того, что за одни сутки до начала ремонта было проведено оперативное совещание всех ответственных исполнителей. На совещаний были рассмотрены все вопросы подготовки к ремонту и установлена периодичность обновления комплексного сетевого графика — она составляла одни сутки, т.е. по истечении трех смен цикл обновления графика повторялся.
В первый день начала ремонта службой СПУ всем ответственным исполнителям были выданы задания на выполнение определенного подкомплекса работ. Задание выдавалось по форме 10-СПУ с описанием работ, которые необходимо было выполнить за предстоящие сутки. В конце рабочего дня по истечении суток ответственные исполнители работ направляли в службу СПУ оперативную информацию о ходе выполнения работ (форма 5-СПУ), а также сведения о включении в сетевой график или об исключении из него ранее не предусмотренных работ (форма 6-СПУ), что характерно для ремонтов сложных комплексов.
|
Ежедневно утром служба СПУ анализировала оперативную информацию за истекшие сутки делала отметки на комплексном сетевом графике и проводила анализ работ по оставшейся его части, кроме того, определяла новый критический путь (если он возникал) или близкие к нему пути, которые могли стать критическими, и резервы времени по каждой из оставшихся работ. Подготовленные материалы о состоянии дел доводились до руководителя ремонтируемого объекта.
Для обсуждения результатов анализа состояния работ и принятия оперативных решений руководитель ремонта (начальник металлургического цеха) ежедневно проводил оперативные совещания, длившиеся 15—20 мин, на которых в обязательном порядке присутствовали ответственные исполнители работ критических и подкритических путей.
Организационная подготовка оперативных совещаний, краткое сообщение о результатах анализа и подготовка рекомендаций возлагалась на службу СПУ и руководителя ремонта.
Если имели место существенные отставания по отдельным работам, то на оперативном совещании принимались согласованные решения, являющиеся для руководителей всех уровней и ответственных исполнителей программой действия на предстоящий плановый период. Принятие, решений фиксировалось специальным протоколом (форма 9-СПУ), контроль за исполнением этих решений возлагался на службу СПУ.
|
На основании зафиксированных в протоколе решений сотрудники службы СПУ вносили коррективы в комплексный сетевой график, после чего составляли задания ответственным исполнителям на очередной плановый период. Этапы оперативного управления ремонтными работами повторялись строго ритмично с установленной заранее периодичностью обновления информации и комплексного сетевого графика.
Первый опыт применения системы СПУ при проведении капитального ремонта и модернизации оборудования показал, что она является действенным инженерным инструментом, который дает возможность предвидеть и четко планировать совместный ход работ многих исполнителей, а также устанавливать взаимосвязи между ними, что позволяет лучше организовать их работу.
Исполнителям стало ясно, что комплексный сетевой график требует точной и качественной информации и мгновенно вскрывает все неточные сведения.
Сетевое планирование дало возможность правильно и эффективно использовать кадры, полностью ликвидировать неритмичность работы. Задания, получаемые ответственными исполнителями, в основном выполнялись в заданные сроки, а если иногда наблюдались отставания по некоторым работам, то эти отставания быстро выявлялись и принимались оперативные меры по их ликвидации. Вследствие этого весь комплекс работ был завершен на 3 дня раньше установленного срока, т. е. за 12 суток вместо 15 суток по плану.
|
Оценка эффективности управления по системе СПУ проводилась по системе коэффициентов ( и ).
Коэффициент эффективности управления по сетевому- графику за весь период ремонта составил 0,81, что подтверждает высокую эффективность принимаемых решений при управлении ремонтом с помощью применения системы СПУ (управление объектом с помощью системы СПУ считается эффективным, если 0,75 < <1).
После завершения ремонта комплекса технологического оборудования вполне закономерно возник вопрос, как критический путь, равный 20 дням, удалось сократить до 12 дней?
На этот вопрос имеются неоднозначные ответы.
Во-первых, анализ комплексного сетевого графика показал, что часть работ, лежащих на критическом пути, можно было выполнять параллельно (первичная сетевая модель была разработана на базе традиционного ленточного графика),
Во-вторых, ввиду отсутствия нормативов на многие работы временные оценки были установлены интуитивно или волевым порядком, в процессе анализа комплексного сетевого графика эти оценки были пересмотрены и уточнены. Следует отметить и то, что некоторые работы выполнялись впервые, к тому же отдельные работы вообще нельзя было учесть до полной остановки оборудования на ремонт. На эти работы ответственные исполнители, как правило, давали оценки времени с большим запасом.
В-третьих, в связи с тем что фронт работы позволял это, на выполнение отдельных работ было увеличено число исполнителей. Кроме того, ранее фронт работы футеровщикам представлялся в последние два-три дня, из-за чего часто затягивались общие сроки окончания ремонта. Сетевой график показал, с какого дня можно приступить к футеровке, чтобы она была закончена в намеченный срок.
В-четвертых, ввиду применения быстросхватывающего цемента продолжительность подкритического пути была сокращена на 24 часа.
Все это и многое другое позволило сократить сроки ремонта до 12 суток. В этом, собственно, и заключается эффективность применения систем СПУ: она позволяет вскрывать дополнительные резервы, имеющиеся на предприятии.
С целью определения загруженности ремонтного персонала и дальнейшего улучшения его организации труда во время проведения ремонтных работ, расположенных на критическом и подкритических путях, службой СПУ было проведено фотохро-нометражное наблюдение и составлен баланс рабочего времени (табл. 7.4).
Баланс рабочего времени, %
Таблица 7,4
№ п/п | Категория временных затрат | Значение затрат времени |
Подготовительно-заключительное время | 4,2 | |
Основная работа | 88,0 | |
Вспомогательная работа | 2,4. | |
Регламентированные перерывы | 3,? | |
Итого полезная работа | 97,7 | |
Организационные неполадки | 1,2 | |
Непроизводительная работа | 1,1 | |
Всего | 100,0 |
Из баланса рабочего времени видно, что процент полезной работы весьма высок, и достигнут он за счет сокращения организационных неполадок, которые обычно составляют 10 % и более при проведении капитальных ремонтов сложных комплексов оборудования при участии большого количества исполнителей, подчиненных различным подразделениям и организациям. Это «также подчеркивает эффективность применения системы СПУ.
После успешно проведенного капитального ремонта башенной системы производства серной кислоты с применением системы СПУ на комбинате стали проводить капитальные ремонты всех видов оборудования с применением этой системы планиро-
вания и управления. С кафедрой экономики и организации предприятий цветной металлургии заключили хозяйственные договоры на выполнение аналогичной работы Красноуральский медеплавильный комбинат, Среднеуральский медеплавильный завод и Североуральский бокситовый рудник. Применение систем сетевого планирования и управления на этих предприятиях прошло весьма успешно, о чем, например, свидетельствует результат применения методов СПУ при проведении капитальных ремонтов основного технологического оборудования на Средне-уральском заводе (табл. 7.5).
Таблица 7.5
Плановая и фактическая продолжительность простоя оборудования в ремонте
№ п/п | Оборудование | План, сут | Факт. сут | Отклонение, сут | Снижение простоя, % |
Технологическая нитка обжиговой печи № 1 | 20,0 | ||||
Технологическая нитка контактного аппарата | 33,3 | ||||
Отражательная печь № 1 | 20,0 | ||||
Горизонтальный 80-тонный конвертер | 5,3 | 4,7 | 47,0 | ||
Сушильный барабан | 10,0 | ||||
Сгуститель П-30 | 15,5 | ||||
Двухсекционные электрофильтры ШМК-362 | 20,0 |
В результате сокращения времени простоя оборудования в плановом ремонте на заводе дополнительно было получено значительное количество продукции и увеличена масса прибыли и, как, следствие, повысилась рентабельность работы предприятия.