История развития теоретических представлений о роли налогов




Глава 1. Исторические аспекты налогообложения

 

Налоги как неотъемлемый атрибут государства ведут свой отчет в истории человечества еще со времен самых древних государств. В частности, на ранних стадиях развития Древнего Египта (около – 2500 лет до н.э.) имело место множество налогов, которые собирали налоговые писцы (одни из наиболее грамотных людей в то время). Статуэтки писцов найдены даже в гробницах фараонов среди статуэток слуг.

Первое самостоятельное упоминание о налогах - в 4-ом веке до н.э.

В законах царя Хаммурапи (третий век до н.э.) установлен размер налоговых податей - 10% всего имущества. Следует отметить, что в начальной стадии становления государства налоги носят почти добровольный характер. Один из первых денежных налогов "трибут". Размер его определялся исходя из самостоятельных сообщений граждан Римской империи цензору о размерах имущества. При отсутствии сообщения цензору, налог не уплачивался, но гражданин терял все права и становился банкротом.

С целью организации финансового хозяйства, император Август Октавиан (63г.до н.э.- 14г. н.э.) создал во всех провинциях финансовые учреждения контролирующие налогообложение. Он же в 6 г. н.э. ввел пятипроцентный налог на наследство.

На завершающем этапе существования Римской империи, когда потребность государства в средствах превышала все мыслимые пределы, общее число налогов приблизилось к пятидесяти (дорожная пошлина, подушная подать, налоги на наследство, сбор и размен денег, ярлык на ослов, вино, пшеницу, огурцы, мыло, с рыботорговцев, банщиков, проституток и т.д.). Даже постройка системы дорог империи – более 80 тыс. км – преследовала основной целью ускорение собираемости налогов. Тяжесть системы породила массовую коррупцию (взятки дешевле налогов). Известно относящееся к тому времени высказывание Цицерона: «Только мысль бесплатна». В некоторой степени положение подданных империи было облегчено Г.Ю. Цезарем, осуществившим налоговую реформу, в результате которой уменьшено число налогов и введен контроль за налогообложением. Однако, в дальнейшем бремя налогов снова стало возрастать, что и явилось одной из причин последующего краха империи

В античных Афинах считалось, что свободный гражданин не должен платить налоги, осуществляя только добровольные пожертвования. Но, при необходимости крупных расходов (например накануне военных действий), народное собрание устанавливало отчисления от доходов в виде определенной доли.

Рассматривая эволюцию исторического развития налогообложения нельзя не обратить внимание на Библию. На вопрос фарисеев Ииссу, стоит ли платить подати императору, последовал ответ – «Божие - Богу, кесарево - кесарю». То есть христианская религия, уже на заре ее становления поддерживала институт налогообложения. В процессе религиозного толкования достаточно часто упоминалась десятина — одна из зародышевых форм налогообложения.

Проблема привлечения средств на государственные нужды остро стояла во все времена. Так, в VII в. в. Византии существовал 21 вид налогов (поземельный, подушная подать, налог на оснащение армии и т.д.).

Феодальная система привнесла немало налоготворческих инициатив: в 1668 г. агент английского короля в Голландии сообщал, что налогами обложено все, кроме воздуха и воды. Однако и это утверждение было ошибкой: владельцы ветряных мельниц платили за право использования ветра.

Примечательно, что Жанна д’Арк в качестве награды за служение Франции просила освобождения от налогов жителей ее родной деревушки Домреми.

Известны многочисленные случаи, когда налоговые нововведения приводили к значительным политическим событиям. Рождение США как независимого государства в определенной степени обусловлено непродуманными шагами английского правительства в части налогообложения. Хронология известного в истории Бостонского чаепития выглядела следующим образом. Накануне рассматриваемых событий Англией был введен для жителей колоний налог на покупку чая. Этот факт поначалу не был серьезно воспринят американскими колонистами, ввозившими контрабандный чай из Голландии. Не получив ожидаемых доходов, Англия приняла новый закон: легальный чай можно ввозить в колонии без пошлин, при этом он оказывался дешевле контрабандного, что лишало дохода американских «челноков», составлявших существенную часть населения крупнейшего американского порта – Бостона. Бостонцы потребовали ухода пришедших с чаем английских кораблей обратно в Англию, но британский губернатор принял решение оставить корабли в порту, пока не уплачен налог за этот чай. Переодетые индейцами, бостонцы 16 декабря 1773г. захватили судна, выбросили 342 ящика с чаем в воду, а сборщика налогов повесили. В ответ Англия закрыла порт для всех кораблей, оставив колонистов без продовольствия, и это было сигналом к всеобщему восстанию против владычества метрополии.

Необходимость существования такого финансового инструмента как налоги иллюстрируются высказыванием известного американского политика 18 века Б. Франклина: "платить налоги и умереть должен каждый", что и определяет культуру налогового поведения предпринимательства США до сегодняшнего дня и должна стать девизом и российского бизнеса.

Согласно П. Прудону - "в сущности, вопрос о налоге есть вопрос о государстве".

Как указывал К. Маркс - "в налогах воплощено экономически выраженное существование государства". Ему же принадлежит высказывание: "Налог - это материнская грудь, кормящая правительство. Налог -
это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией. Когда
французский крестьянин хочет представить себе черта, он представляет его в
виде сборщика налогов ".

Налоги – определяют финансовое основание функционирования государства, при этом были и остаются противоречия, возникающие при несогласованности интересов государства и общества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: