Правила комплектации «батареи методик».
· лучше начинать с рисуночных методик (данная деятельность легче дается ребенку, особенно если он сложно вступает в речевой контакт);
· задания на диагностику познавательного развития лучше давать в первой половине обследования (пока не устал);
· задания речевого типа – в середине или второй половине, когда контакт с ребенком уже установлен;
· типы заданий должны чередоваться;
· длительность сеанса должна быть индивидуальна в зависимости от возраста и темперамента (обычно 30-45 минут) – от 15-20 мин. до 1 часа и более.
Во время психологического обследования полезно вести протокол обследования. Лучший вариант – сплошной протокол, в котором отмечаются спонтанные реакции, высказывания ребенка.
Принципы оформления протокола:
· необходимо заранее подготовить легенду для ребенка – почему я пишу;
· указать дату, имя, возраст ребенка с полными месяцами;
· указать последовательность заданий;
· указать форму предъявления заданий (устная инструкция, карточка для читающего ребенка);
· отмечать способ выполнения задания;
· указать, оказывалась ли ребенку помощь и какая именно (дозированная помощь): минимум – организационная (…не торопись…, можно указать область, в которой ребенок сделал ошибку), максимум – психолог сам показывает, как выполнять задание.
В подготовительной к школе группе обследование умственного развития проводится одновременно с 6-10 детьми. Детей сажают за отдельные или общие столы на таком расстоянии друг от друга, чтобы исключить возможность копирования решений и подражания. Столы расставляют так, чтобы проверяющему была хорошо видна работа каждого ребенка. Детям дают хорошо отточенные карандаши и тетрадки с заданиями. У проверяющего точно такие же тетради. Он пользуется ими для объяснения.
Детей предупреждают, что работать нужно самостоятельно, не советуясь с товарищами, не заглядывая друг к другу в тетради. В случае затруднений или непонимания задачи – обращаться к взрослому.
После окончания работы по одной методике детям предлагают отложить тетрадь в сторону и взять следующую. Длительность одного занятия не должна превышать 40-45 минут. Задания, которые дети не успели выполнить за это время, переносятся на второе занятие.
Для обследования целесообразно комплектовать группы детей с примерно одинаковой скоростью решения учебных заданий. В этом могут помочь воспитатели группы. Если ребенок не справляется с общим темпом работы или отказывается ее выполнять, рекомендуется индивидуальное обследование.
Диагностика параметров развития ребенка
Особенности диагностики умственного (интеллектуального) развития. С помощью диагностических методик определяется сравнительный уровень умственного развития ребенка, т.е. его соответствие некоторому среднему уровню, установленному для детей данной возрастной группы, или отклонение от этого среднего уровня в ту или другую сторону.
Уровень умственного развития определяется с помощью как стандартизированных тестов, так и методик с поуровневой дифференциацией. Первые предназначены для группового обследования детей 6-7-летнего возраста; вторые – для индивидуального обследования детей в возрасте от 3 до 6 лет.
Критерии умственного развития дошкольников:
· принятие задания (мотивационный аспект (буду – не буду) указывает на уровень произвольности, умственный (понимаю – не понимаю) показывает, насколько ребенок понимает условия задания);
· способы выполнения задания – хаотические действия, целенаправленные пробы, зрительная ориентировка;
· обучаемость в процессе выполнения диагностических заданий (восприимчивость к дозированной помощи);
· отношение к результату своей деятельности (правильно выполнил или нет, понравилось – не понравилось).
Необходимо помнить, что отслеживается уровень не только актуального, но и потенциального развития.
При отборе диагностических методик необходимо учитывать психологические новообразования личности и их возрастные характеристики.
Познавательное развитие предполагает овладение действиями восприятия, мыслительными действиями, воображением, памятью.
Подумайте, в каких случаях целесообразна диагностика умственного развития дошкольника?
Диагностика личностных и эмоциональных особенностей ребенка в основном проводится путем наблюдения и применения рисуночных диагностик. К данной группе относятся и методики, выявляющие общее отношение ребенка к себе и его конкретную самооценку (например, «Лесенка»).