Обоснуйте необходимость соблюдения вышеизложенных правил.




 

Правила комплектации «батареи методик».

· лучше начинать с рисуночных методик (данная деятельность легче дается ребенку, особенно если он сложно вступает в речевой контакт);

· задания на диагностику познавательного развития лучше давать в первой половине обследования (пока не устал);

· задания речевого типа – в середине или второй половине, когда контакт с ребенком уже установлен;

· типы заданий должны чередоваться;

· длительность сеанса должна быть индивидуальна в зависимости от возраста и темперамента (обычно 30-45 минут) – от 15-20 мин. до 1 часа и более.

 

Во время психологического обследования полезно вести протокол обследования. Лучший вариант – сплошной протокол, в котором отмечаются спонтанные реакции, высказывания ребенка.

Принципы оформления протокола:

· необходимо заранее подготовить легенду для ребенка – почему я пишу;

· указать дату, имя, возраст ребенка с полными месяцами;

· указать последовательность заданий;

· указать форму предъявления заданий (устная инструкция, карточка для читающего ребенка);

· отмечать способ выполнения задания;

· указать, оказывалась ли ребенку помощь и какая именно (дозированная помощь): минимум – организационная (…не торопись…, можно указать область, в которой ребенок сделал ошибку), максимум – психолог сам показывает, как выполнять задание.

 

В подготовительной к школе группе обследование умствен­ного развития проводится одновременно с 6-10 детьми. Детей сажают за отдельные или общие столы на таком расстоянии друг от друга, чтобы исключить возможность копирования ре­шений и подражания. Столы расставляют так, чтобы проверя­ющему была хорошо видна работа каждого ребенка. Детям дают хорошо отточенные карандаши и тетрадки с заданиями. У проверяющего точно такие же тетради. Он пользуется ими для объяснения.

Детей предупреждают, что работать нужно самостоятельно, не советуясь с товарищами, не заглядывая друг к другу в тетра­ди. В случае затруднений или непонимания задачи – обращать­ся к взрослому.

После окончания работы по одной методике детям предлага­ют отложить тетрадь в сторону и взять следующую. Длитель­ность одного занятия не должна превышать 40-45 минут. За­дания, которые дети не успели выполнить за это время, перено­сятся на второе занятие.

Для обследования целесообразно комплектовать группы детей с примерно одинаковой скоростью решения учебных за­даний. В этом могут помочь воспитатели группы. Если ребенок не справляется с общим темпом работы или отказывается ее выполнять, рекомендуется индивидуальное обследование.

Диагностика параметров развития ребенка

 

Особенности диагностики умственного (интеллектуального) развития. С помощью диагностических методик определяется сравни­тельный уровень умственного развития ребенка, т.е. его соот­ветствие некоторому среднему уровню, установленному для детей данной возрастной группы, или отклонение от этого сред­него уровня в ту или другую сторону.

Уровень умственного развития определяется с помощью как стандартизированных тестов, так и методик с поуровневой дифференциацией. Первые предназначены для группо­вого обследования детей 6-7-летнего возраста; вторые – для индивидуального обследования детей в возрасте от 3 до 6 лет.

Критерии умственного развития дошкольников:

· принятие задания (мотивационный аспект (буду – не буду) указывает на уровень произвольности, умственный (понимаю – не понимаю) показывает, насколько ребенок понимает условия задания);

· способы выполнения задания – хаотические действия, целенаправленные пробы, зрительная ориентировка;

· обучаемость в процессе выполнения диагностических заданий (восприимчивость к дозированной помощи);

· отношение к результату своей деятельности (правильно выполнил или нет, понравилось – не понравилось).

Необходимо помнить, что отслеживается уровень не только актуального, но и потенциального развития.

При отборе диагностических методик необходимо учитывать психологические новообразования личности и их возрастные характеристики.

Познавательное развитие предполагает овладение действия­ми восприятия, мыслительными действиями, воображением, памятью.

Подумайте, в каких случаях целесообразна диагностика умственного развития дошкольника?

 

Диагностика личностных и эмоциональных особенностей ребенка в основном проводится путем наблюдения и применения рисуночных диагностик. К данной группе относятся и методики, выявляющие общее отношение ребенка к себе и его конкретную самооценку (например, «Лесенка»).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: