Проблема определения основных трудностей развития ребенка.




Практики, работающие с детьми, достаточно часто сталкиваются со случаями осложнений психического развития, большая часть которых является лишь отклонением от нормы, а не симптомом психического заболевания.

Необходимо провести границу между нарушением и нормой. Это необходимо для того, чтобы не устранить необходимые для развития ребенка факторы, те, которые лишь на первый взгляд кажутся проявлениями нарушений, и не обойти вниманием те элементы поведения ребенка, которые, возможно, и не вызывают особых опасений взрослых, так как не проявляются ярко, но которые являются следствием нарушений эмоционально-мотивационной сферы личности ребенка. Границу нормы и патологии очень трудно определить. Еще З. Фрейд высказал точку зрения, согласно которой этой границы нет — «нормальные» образования личности плавно переходят в патологические. Однако задачи, стоящие перед специалистом, работающим с детьми, требуют выделения критериев «нормы/патологии». Такие критерии имеются, и надо учесть, что конкретный ребенок — это уникальный, неповторимый случай, поэтому диагностика, даже при наличии искомых критериев, представляет собой сложную работу, состоящую в восстановлении модели нарушений личности конкретного ребенка.

Классификация признаков, позволяющих определить серьёзность нарушений:

· Нарушение какой-либо сферы личности, психики ребенка всегда оказывает негативное действие на другие сферы, в результате чего те деградируют либо замедляют свое развитие. Приведите пример.

· Нарушение проявляется в поведении, т.е. его можно опознать при наблюдении. Однако надо учесть, что не все нежелательные для взрослых поступки ребенка являются результатом искажений и нарушений в его личности. Известно, что в критические моменты возрастного развития (О, 1, 3, 7, 13, 17 лет) ребенок становится трудновоспитуемым, но это скорее хорошо, чем плохо, так как показывает, что ребенок растет. Если же трудновоспитуемость, непослушание, агрессия, капризность, упрямство и т.п. проявляются не в критические возрастные периоды, то необходимо исследовать причину появления таких форм поведения у ребенка.

· Психические нарушения приводят к социальной дезадаптации: к сужению круга людей, с которыми ребенок может нормально взаимодействовать (например, только в семье), к тому, что в группе детей ребенок имеет социометрический статус отверженного. Это не обязательно «тихий» ребенок, это может быть и «драчун», которого не принимают в свою игру другие дети. Приведите пример.

· Психические нарушения оказываются барьером на пути воспитательных воздействий. Таким образом, задача устранения нарушений оказывается первичной по отношению к собственно воспитанию. Приведите пример.

· Нарушения психики и личности часто приводят к психосоматическим заболеваниям. Приведите пример.

Чаще всего причиной отклонений в развитии психики и личности являются нарушения мотивационно-эмоциональной сферы, которые не могут не проявиться во всех остальных сферах личности, а именно — в нарушениях интеллекта, способностей, творчества, самосознания и др.

 

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми

Работа начинается с диагностики, которая включает в себя проведение обследования с помощью ряда методик, соответствующих жалобам родителей и наблюдаемым трудностям ребенка, и осмысления результатов.

Залог успеха коррекционно-развивающей деятельности — правильно выявленная причина той или иной проблемы. В психике человека все взаимосвязано, поэтому деформации или нарушения в одной сфере часто влекут за собой появление проблем в другой. Задача состоит не в том, чтобы устранить нежелательное поведение, а в том, чтобы выявить и устранить его причину, так как поведение — лишь следствие, проявляющееся во внешнем, видимом плане.

Как вы думаете, каковы будут последствия устранения только нежелательного поведения ребенка, например, демонстративности как результата появления в семье второго ребенка?

 

Оптимальной формой коррекционно-развивающей деятельности для ребенка дошкольного возраста является игра, поэтому психокоррекционная работа с детьми представляет собой дифференцированные циклы игр, направленных на стабилизацию психического развития детей.

Однако коррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как проведение отдельных упражнений по совершенствованию психической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. Целесообразно пользоваться психокоррекционной программой, позволяющей психологу системно воздействовать на ребенка.

 

При конкретизации цели коррекции необходимо руко­водствоваться следующими принципами:

1. Цели коррекции должны формулироваться в пози­тивной, а не в негативной форме. Определение целей кор­рекции не должно носить запретительного характера, ограничивающего воз­можности личностного развития и проявления инициати­вы клиента (избегать частицы «не»).

Негативная форма определения целей коррекции пред­ставляет собой описание поведения, личност­ных особенностей, которые должны быть устранены, опи­сание того, чего не должно быть.

Позитивная форма представления коррекционных целей, напротив, включает описание тех форм поведения, деятель­ности, структур личности и познавательных способностей, которые должны быть сформированы у клиента. Позитив­ная форма определения целей коррекции содержательно за­дает ориентиры для точек роста индивида, раскрывает поле для продуктивного самовыражения личности и тем самым создает условия для постановки личностью в дальнейшей перспективе целей саморазвития.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: