Опускаю момент про подавление Владимиром восстания Варды Фоки(987), что послужило дипломатическим поводом принятия хр-ва, ибо сущность вопроса – аналитические моменты, т.е. причины следствия, а не само описание Крещения.
Язычество себя изжило.
Язычество имело, несомненно свои негативные моменты, такие, как:
- наличие необходимости жертвоприношения;
- нас воспринимали как язычников в Византии;
- из-за того, что в каждом племенном союзе были свои боги-покровители и свои индивидуальные культы, сдерживалось объединение Руси. И главным богом в каждом племени был свой
Христианство в 10 веке уже было в Византии, Моравии, Дунайской Болгарии.
Ислам исповедовали в Арабском халифате и в Волжской Булгарии.
Хазария исповедовала иудаизм.
Владимир понимал, что если Русь не примет монотеистическую религию, то мы можем раствориться, ассимилировать.
Сначала Владимир попытался провести религиозную реформу, не меняя веру народа: пытается поставить во главу пантеона ОДНОГО бога Перуна, при этом чтобы этот бог был главным для всех племен.
Владимир I Святославич в примерно 980 году делает первую попытку объединения язычества на всей территории от восточных склонов Карпат до Оки и Волги, от Балтийского моря до Черного. После создания пантеона богов в Киеве он послал своего дядю Добрыню в Новгород, и тот "постави кумира над Волховом".
Цели религиозной реформы 980:
- Подчеркнуть суверенность молодого русского гос-ва по отношению к Византии;
- Укрепить положение князя как главного военачальника (так как главный в пантеоне был Перун);
- Реформа расширила религиозно-идеологическое воздействие богов, которые входили в пантеон:
Перун, Хорс, Даждьбог, Семаргл и Мокошь (как известно, это боги, которые отвечали за жизненный цикл крестьянина, боги аграрного культа)
Причины неудачи религиозной реформы 980 г:
- Основная и главная причина: племена не хотели соглашаться с чужими, навязанными богами, как следствие, распри (проще было с нуля ввести новые координаты религиозного воззрения);
-Отсталость языческой религии (само по себе языческое мировоззрение специфично и с развитием познаний о мире неизбежно обречено на устарение),
-Необходимость признания Руси Византией.
Исторические предпосылки религиозного выбора Руси:
1) Геополитическое положение (Запад или Восток?)
2) Географический фактор (с кочевниками или земледельцами?)
3) Государственно-политический и этнический факторы (Необходимость объединить огромный конгломерат племен, расставив тем самым акценты, кто из соседей идеологический союзник, а кто противник);
4) Менталитет русской культуры (мифологическое наследие, культура, психология, вообще ментальность – все это больше связано у нас с Востоком)
Владимиру предстояло оценить факторы, привлекавшие и отталкивавшие Русь в западных и восточных религиях, а затем взвесить все эти за и против и сделать выбор в пользу какой-то одной религии.
Факторы, привлекавшие славян в восточных религиях:
- Обе восточные(спросят, какие - Ислам, Иудаизм) религии сделали оседлыми принявших их;
- Обе восточные религии выступали катализатором процесса сплочения государства;
- Это были религии, нацеленные на сращивание воедино различных территорий, культуры, традиций.
- В обеих религиях средством единения и сплочения народа выступало священное Слово;
- Религии дали народу историческое самосознание себя во времени.
Факторы отталкивавшие славян в восточных религиях:
- Ислам носит пространственный характер религиозной общности, т.е. имеет тенденцию занимать большие территории покоряя народы (т.е. территорию занимали военным путем, а само население порабощали невоенным путем – просто ставили население перед фактом: не хотите принимать ислам – платите налоги, и население предпочитало принять);
- Иудаизм характеризуется временным характером, что выдвигает на первый план мессианство.
Что не устраивало?
Владимир же хотел синтезировать пространственный и временной характер.
- Ислам вел постоянные войны за веру, славяне же устали от постоянного военного быта.
- У Киевской Руси было стремление к надплеменному обединению, чего не позволял иудаизм.
Следствием стало то, что и ислам, и иудаизм были отвергнуты.
- Ислам смущал различными бытовыми запретами, которые хороши для жарких стран, но нам не подходили;
- Запреты со спиртным, как известно русский национальный характер – это рецептивная ориентация (склонны подавлять тревогу и подавленность путем выпивки), потому ислам противоречил русскому сознанию;
- Мрачный колорит ислама не устраивал;
- В исламе молятся, не снимая оружия, для славян это – табу;
- В мечети снимают обувь, это было абсурдно при нашем климате;
- Иудаизм не устраивал, т.к. они рассеяны по миру, не спасли свою землю
Следствием стало то, что и от иудаизма, и от ислама государство отказалось
В силу того, что мы ментально более восточные, выбрали христианство в восточной традиции
Кроме того, наблюдалось настойчивое стремление папы римского стать главой всей церкви. Именно поэтому католичество было отвергнуто. Византийский цезарепапизм Владмира не устраивал. Цезарепапизм=царепапизм.
Факторы, почему выбор пал на православие:
- развитые связи с Византией;
-большая активность православных мессионеров на территории восточных славян;
-пример славян-соседей болгары;
- языковой барьер с католической церковью.
Культурное значение крещения Руси:
1.Это религиозная реформа, в которой шли экономические и политические процессы образования киевского государства;
2. Приобщение Руси к культуре христианских стран в Европе;
3. Образование единого феодального государства с новой культурой, писанными законами и религией;
4. Этот выбор больше, чем на тысячелетие предупредил черты русской культуры, ментальности, цивилизации;
Выбором религии Русь связывала себя с Западом, принимала его систему ценностей, но принятие христианства в восточном варианте имело массу особенностей
- Католицизм отражал особенности римской цивилизации (политическое устроиство-> рациональный характер, православие же базировалось на особенностях греческой цивилизации: а следовательно, католицизм носил рациональный характер, а православие – характер эстетический.