Дэниел Денет: философия сознания, меметика. Философия языка и сознания Джона Серла. Некоторые проблемы философии Стивена Пинкера.




 

  1. Дэниел Денет: философия сознания, меметика.

Дэниел Клемент Деннет – американский философ и когнитивист, чьи исследования лежат в области философии сознания, философии науки и философии биологии. Дэниел Деннет считает, что сознание уже объяснено в рамках единой парадигмы научного реализма, предполагающей, что сознание выполняется в мозге примерно так же, как компьютерная программа выполняется в центральном процессоре. Мозг при этом, конечно, компьютером не является, но, поскольку он представляет собой физическую систему, то теоретически мы можем создать функциональный аналог мозга из кремния. Для этого нужно сосредоточить усилия на изучении эволюции мозга, его устройстве и на экспериментальной психологии. По Деннету, искусственный интеллект уже существует, только пока он еще очень маленький: умеет считать и играть в шахматы, но уже учится рисовать и ходить. Деннет отрицает реальность субъективного опыта, считая его просто историей, которую мы для удобства ориентации в мире рассказываем самим себе. Все это ведет к очень интересным последствиям для наших представлений о мире и этике.

Меметика — теория содержания сознания и эволюции культуры, основанная на аналогии с биологической теорией эволюции Дарвина и берущая начало из идеи мема, предложенной биологом Ричардом Докинзом в книге «Эгоистичный ген» (1976). Сторонники меметики описывают её как подход к эволюционным моделям передачи культурной информации на основе концепции мемов.

Мемы, аналогичные генам в генетике, были задуманы как единицы культурной информации (идеи, верования, поведенческие шаблоны и т.д.), заключённые в разуме одного или многих индивидов и способные воспроизводить себя, передаваясь от одного разума к другому посредством имитации, научения и др. Таким образом, вместо индивида, влияющего на другого индивида и передающего ему свою идею, в центр внимания ставится сама идея-репликатор, воспроизводящая себя в новом носителе. Так же как и в генетике, репродуктивный успех мема зависит от его способности влиять на эффективность своего носителя. Меметика также отличается тем, что отходит в сторону от традиционной концентрации внимания на истинности идей и убеждений. Вместо этого она ставит во главу угла их способность копировать себя, независимо от их истинности. Даже сознание человека, является всего лишь сложным комплексом мемов, мемплексом. Эта радикальная точка зрения дает представление о том, какие амбиции у меметики как дисциплины – ни много, ни мало, сыграть роль новой эволюционной теории, способной объяснить развитие человеческой цивилизации и само сознание человека – как это пытается сделать Дэниел Деннет в книге “Объяснение сознания”.

  1. Философия языка и сознания Джона Серла.

Сёрл (Searle) Джон (род. 1932, Денвер, шт. Колорадо, США) – американский философ, представитель аналитического направления в современной западной философии. Сёрл считает, что число действий, производимых с помощью языка, ограниченно: мы сообщаем другим, каково положение вещей; мы пытаемся заставить других совершить нечто; мы берем на себя обязательство совершить нечто; мы выражаем свои чувства; с помощью высказываний мы вносим изменения в мир. Языковое значение, согласно Сёрлу, присуще не изолированным словам или предложениям, а их воспроизведению в рамках целостного «речевого акта», в процессе межличностной коммуникации. По лингвистической структуре «речевого акта» можно судить об интенциональности (Интенциона́льность (от лат. intentio — намерение) — понятие в философии, означающее центральное свойство человеческого сознания: быть направленным на некоторый предмет). В этой связи философию языка Сёрл рассматривает как ветвь философии сознания. Способность «речевых актов» представлять объекты и положения дел в мире – продолжение более фундаментальной в биологическом плане интенциональной способности сознания относить организм к миру.

 

63. Философия постмодерна. Разновидности постмодернизма

Постмодерн (от лат. "post" - после, "modernus" - современный) - эпоха, характеризующая современное общество и его культуру, пришедшая на смену модерну. Это эпоха, характеризующаяся ростом культурного и социального многообразия, отходом от раннее господствовавшей унификации и принципов массового социального воздействия, формированием новых систем стимулов деятельности человека. Постмодерн получил распространение в 1970-е - начале 21 века. Главное условие формирования постмодерна - оформление постиндустриального общества, в котором для людей главное - это информация.

Философский постмодерн – специфика философской мысли, которая представлена следующими именами: Жак Лакан; Жак Деррида; Жорж Батай; Жиль Делез; Жан Франсуа Лиотар; Жан Бордрийяр; Ричард Рорти и др.

Главная задача постмодернистов – сломить многовековой диктат законодательного разума, показать, что его претензии на познание истины являются гордыней и ложью, использованными разумом для оправдания своих тоталитарных притязаний.

Основные принципы постмодерна:

– объективная сущность – иллюзия;

– истина неоднозначна, множественна;

– обретение знания – это бесконечный процесс пересмотра словаря;

– действительность формируется под воздействием человеческих желаний и поступков;

– человеческое познание не отражает мир, а интерпретирует его, и ни одна интерпретация не имеет преимуществ перед другой и т. п.

Одним из первых мыслителей философии постмодерна является француз Жан Франсуа Лиотар. В своей книге «Состояние постмодерна» (1979) он разъясняет феномен постмодерна как культурологический в целом, как своего рода реакцию на универсалистское видение мира в модернистской философии, социологии, религиоведении, искусстве и т. д.Лиотар считает, что отличие постмодернистской философии от марксистской – в утверждении идеи выбора из нескольких альтернатив, которые представляются не столько в познанном, сколько в исторической конфигурации жизненных практик, в социальной сфере.

Постмодернизм представлен современными:

– постструктурализмом (Ж. Деррида, Ж. Бордрийяр);

– прагматизмом (Р. Рорти).

Американский философ Ричард Рорти выдвинул мнение, что вся до сих пор существовавшая философия искажала личностное бытие человека, ибо лишала его творчества. В своем учении Рорти совмещает прагматизм с аналитической философией, утверждая, что предметом философского анализа должны быть социум и формы человеческого опыта. Для него социум – общение людей, а главное в нем – интересы личности, «собеседника».

Общество постмодерна Жан Бодрийяр называет "обществом изобилия". Он называет наш мир "миром вещей", где царит изобилие этих вещей, но человек стремится заработать еще больше. Проблема заключается в том, что главная цель общества - это умножение его богатства и материальных благ.

Постмодернист, французский философ Жак Деррида – один из ярчайших представителей современного постструктурализма. Деррида критикует понимание бытия как присутствия. Он считает, что живого настоящего как такового не существует: оно распадается на прошлое и будущее.

Многие постмодернисты предлагают новый тип философствования – философствование без субъекта. Постмодернизм – это реакция на изменение места культуры в обществе: на сдвиги, происходящие в искусстве, религии, морали в связи с новейшей техникой постиндустриального общества. Постмодернизм предлагает перейти на гуманитаризацию, антропологизацию философского знания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: