по формированию адекватной самооценки у детей




Формирование адекватной самооценки у ребёнка

Самооценка — это то, как личность оценивает себя: свои возможности, свойства характера, чувства и поступки, как определяет себе место среди других людей.

Как и все другие особенности личности, самооценка складывается в процессе воспитания, где основная роль принадлежит семье.

Адекватная самооценка, уровень притязаний играют важнейшую роль в формировании личности ребенка.Характерные проявления адекватной самооценки, когда ребёнок объективно воспринимает свои достоинства и недостатки, успехи и ошибки. А неадекватная (заниженная или завышенная) деформирует внутренний мир ребёнка и мешает гармоничному развитию личности в целом.

Известно, что главное желание родителей — чтобы их ребёнок вырос счастливым и успешным. Поэтому, важно понимать основные особенности формирования адекватной самооценки у детей в процессе воспитания с самого раннего возраста.Именно в семье ребёнок узнаёт, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.

Нередко можно слышать: «Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать, др.) так и не научился!», «Другие дети лучше тебя справляются» и другие сравнительные характеристики.В этих случаях родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребёнка о себе, что потом негативно может проявляться в его поведении в школьном возрасте.

Детям с адекватной самооценкой, свойственны такие качества, как общительность, находчивость, бодрость, чувство юмора, желание идти на контакт, они активно и охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они часто отказываются участвовать в играх, потому что боятся не справиться с заданием или оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются.

Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и эмоционально переживают, если это им не удаётся.

При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребёнка можно услышать: «Я – самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать». У таких детей проявляется агрессия по отношению к тем, которые тоже хотят быть лидерами.

Главная функция семьи заключается в том, чтобы при формировании адекватной самооценки у ребёнка и способности его социальной адаптации, исходили из его реальных возможностей.

Основные правила, способствующие формированию

адекватной самооценки у ребёнка:

§ Давая негативную оценку действиям ребенка, нельзя говорить: «Ты не умеешь строить (рисовать... подметать)».

В этих случаях ребенок не может сохранить интерес и желание к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, в своих силах и способностях. Именно с переживания низкой самооценки, вызванной отношением взрослых, начинается невротическое развитие ребёнка.

§ Недопустимо, чтобы негативная оценка деятельности ребёнка распространялась на его личность, то есть критика должна относиться к поступку, к проявлению негативав его поведении.

Оценка личности формирует комплекс неполноценности, следовательно, и неадекватную заниженную самооценку и уровень притязаний.

§ Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребёнку. Дети реагируют не только на содержание оценки, но и на эмоциональную интонацию, в которой заключено отношение к ребёнку.

§ Нельзя сравнивать ребенка (его дела и поступки) с кем-то другим, его нельзя никому противопоставлять, такие сравнения являются, с одной стороны, психотравмирующими, а с другой – формируют негативизм, эгоизм, зависть и агрессию, как механизм самозащиты.

§ Родители должны создавать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно (как норму).Уметь проявить поддержку в сложных ситуациях. Лишь в этом случае он может нормально воспринимать чужие успехи, без снижения самооценки.

§ В отношении к ребенку недопустим резкий переход от только положительных оценок к резко отрицательным, от наказывающего тона к ласковому задабриванию.


Рекомендации родителям

по формированию адекватной самооценки у детей

1. Не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного.

2. Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.

3. Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут в чем – то лучше его.

4. Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка.

Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого.

5. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.

6. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).

Таким образом, соблюдение родителями вышеперечисленных правил и рекомендаций в воспитании детей, обеспечит наиболее благоприятное развитие детской психики, а также формирование адекватной самооценки и уровня притязаний, что будет способствовать эффективной социальной адаптивности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: