Введение
К основным задачам анализа производства продукции относятся:
• оценка степени выполнения плана производства и реализации продукции, а также влияния на это соответствующих факторов;
• выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции и разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
Планирование - это определение целей и задач предприятия на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.
К основным принципам планирования на предприятии можно отнести:
1) обоснованность целей и задач:
• хозяйственно-экономических, обеспечивающих эффективность производства;
• производственно-технологических, определяющих функциональное назначение предприятия;
• научно-технических, обеспечивающих научно-технический прогресс;
• социальных, обеспечивающих удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников предприятия;
• экологических, обеспечивающих изготовление экологически чистой продукции без негативного воздействия на окружающую среду;
2) системность - планирование представляет целую систему планов и охватывает все сферы деятельности предприятия;
3) научность - учет перспектив научно-технического прогресса и применения научно обоснованных прогрессивных норм использования всех видов ресурсов;
4) непрерывность - параллельное сочетание текущего и перспективного планирования;
5) сбалансированность плана - количественное соответствие между взаимосвязанными разделами и показателями плана, между потребностями в ресурсах и их наличием;
6) директивность - план приобретает силу закона для всех подразделений предприятия после утверждения его руководителем предприятия.
|
Важнейшие объекты планирования на предприятии - это, как правило:
• объем продаж товарной массы;
• прибыль;
• доля предприятия на рынке.
Виды планирования
В зависимости от продолжительности планового периода выделяют перспективное (долгосрочное и среднесрочное) и текущее (краткосрочное) планирование.
Долгосрочное планирование обычно охватывает 3-летний или 5-летний периоды и определяет общую стратегию предприятия. При составлении плана изучаются варианты расширения производства и снижения издержек. Прогнозируются изменения в номенклатуре продукции и уточняется политика в функциональных сферах. Результатом этого плана служат формулировка долгосрочных целей, составление долгосрочных проектов и принятие долгосрочной политики в основных областях.
Среднесрочное планирование (от 2 до 3 лет) учитывает возможности всех подразделений на основе их собственной оценки. Разрабатывается план предприятия по маркетингу, план производства, план по труду и финансовый план.
Текущее планирование обычно рассчитано на год, полгода, квартал, месяц и включает объем производства, план по труду и заработной плате, план по материально-техническому обеспечению, себестоимости, прибыли, рентабельности и т.д.
Методы планирования
В планировании используются следующие основные методы:
• нормативный - на основе прогрессивных норм использования ресурсов;
• балансовый - согласование направлений использования ресурсов с источниками их образования (поступления) по всей системе взаимосвязанных материальных, финансовых и трудовых балансов;
|
• экстраполяции - выявленные в прошлом тенденции развития предприятия распространяются на будущий период;
• интерполяции - предприятие устанавливает цель в будущем, и исходя из нее определяет промежуточные плановые показатели;
• факторный - на основе расчетов влияния важнейших факторов на изменение плановых показателей;
• матричный - путем построения моделей взаимосвязей между производственными подразделениями и показателями;
• экономико-математического моделирования с применением электронно-вычислительных машин и др.
Пример анализа выполнения плана производства и выпуска товарной продукции (на основе обувного производства)
План производства в натуральном выражении
В таблице 1 приведен пример плана производства продукции в натуральном выражении.
Таблица 1 План производства в натуральном выражении на март 2012 года. Экспериментальный участок | |||
Изделие | № модели | Единица измерения | Всего |
Полусапоги мужские | пара | ||
Ботинки мужские | пара | ||
Ботинки мужские | пара | ||
Ботинки мужские | пара | ||
Ботинки мужские | пара | ||
Ботинки мужские | пара | ||
Полусапоги мужские | пара | ||
Чувяки | пара | ||
Полуботинки женские | пара | ||
Полусапоги мужские | пара | ||
Ботинки мужские | пара | ||
Ботинки мужские | пара | ||
Всего | 2 088 | ||
Примечание. Возможна внутренняя корректировка плана в натуральном выражении по моделям. Количество рабочих дней в месяце - 21. Плановый выпуск в смену - 99 пар |
|
В таблице 2 приведен пример плана производства продукции в денежном выражении.
Таблица 2 План производства в денежном выражении на март 2012 года. Экспериментальный участок | |||||
Изделие | № модели | Единица измерения | Всего | Цена, руб. | Стоимость, руб. |
Полусапоги мужские | пара | 125 632 | 19 849 856 | ||
Ботинки мужские | пара | 215 632 | 33 422 960 | ||
Ботинки мужские | пара | 124 879 | 17 233 302 | ||
Ботинки мужские | пара | 59 632 | 3 100 864 | ||
Ботинки мужские | пара | 147 852 | 9 314 676 | ||
Ботинки мужские | пара | 145 687 | 1 748 244 | ||
Полусапоги мужские | пара | 132 547 | 11 796 683 | ||
Чувяки | пара | 187 965 | 28 946 610 | ||
Полуботинки женские | пара | 89 651 | 12 192 536 | ||
Полусапоги мужские | пара | 126 548 | 32 649 384 | ||
Ботинки мужские | пара | 201 546 | 110 447 208 | ||
Ботинки мужские | пара | 125 689 | 40 848 925 | ||
Всего | 2 088 | 321 551 248 | |||
Среднедневной выпуск продукции в денежном выражении | 15 311 964 руб. |
Для последующего проведения анализа целесообразно составить накопительную ведомость по фактическому выпуску продукции. В таблице 3 приведен пример ее составления.
Таблица 3 Накопительная ведомость по фактическому выпуску продукции за март 2012 года. Экспериментальный участок | |||||||||||||||||||||||||
Изделие | № мо-де-ли | Номера накладных на внутреннее перемещение | Ито-го фак-тиче-ский вы-пуск, пар | Цена, руб. | Итого выпуск в денеж-ном выраже-нии, руб. | ||||||||||||||||||||
45 | |||||||||||||||||||||||||
Полу-сапоги мужские | 125 632 | 12 688 832 | |||||||||||||||||||||||
Ботинки мужские | 215 632 | 33 422 960 | |||||||||||||||||||||||
Ботинки мужские | 124 879 | 17 233 302 | |||||||||||||||||||||||
Ботинки мужские | 59 632 | 3 100 864 | |||||||||||||||||||||||
Ботинки мужские | 147 852 | 9 314 676 | |||||||||||||||||||||||
Ботинки мужские | 145 687 | 1 748 244 | |||||||||||||||||||||||
Полу-сапоги мужские | 132 547 | 11 796 683 | |||||||||||||||||||||||
Чувяки | 187 965 | 28 946 610 | |||||||||||||||||||||||
Полу-ботинки женские | 89 651 | 12 192 536 | |||||||||||||||||||||||
Полу-сапоги мужские | 126 548 | 32 649 384 | |||||||||||||||||||||||
Ботинки мужские | 201 546 | 110 447 208 | |||||||||||||||||||||||
Ботинки мужские | 125 689 | 40 848 925 | |||||||||||||||||||||||
Итого | Х | 2 031 | Х | 314 390 224 |
В конце месяца необходимо провести анализ выполнения плана в натуральном и денежном выражении.
Основа анализа - сопоставление показателей, заданных планом предприятия, с фактическими.
Анализ выполнения плана по номенклатуре
Выполнение плана должно быть обеспечено организацией не только по объему продукции, но и по ассортименту (номенклатуре).
Номенклатура - это перечень продукции, выпускаемой предприятием с учетом объемов выпуска. План по номенклатуре формируется на основе договоров, заключаемых с заказчиками. Невыполнение плана по номенклатуре равносильно невыполнению этих договоров. Поэтому индекс выполнения плана по номенклатуре характеризует договорную систему предприятия.
При этом необходимо учитывать то обстоятельство, что планы выпуска продукции как в общем объеме, так и по ассортименту являются исходной базой для составления планов обеспечения организации необходимым сырьем, материалами, комплектующими изделиями, оснащения соответствующим оборудованием, составления штатного расписания и т.п.
Анализ выполнения плана выпуска продукции по ассортименту позволяет установить причины неэффективного использования производственного потенциала предприятия.
Оценка выполнения плана по ассортименту основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным ее видам, включенным в номенклатуру.
Оценка выполнения плана по ассортименту может проводиться:
• по способу наименьшего процента. Данный способ - наиболее простой. При нем фактический объем производства каждого вида продукции в натуральном или стоимостном выражении сопоставляется с плановым и определяется выполнением плана (в процентах) по каждой позиции. Наименьший показатель выполнения плана по одной из позиций принимается за уровень выполнения плана или заказа по всему перечню;
• удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которым выполнен план выпуска продукции;
• способу среднего процента, который рассчитывают делением общего фактического выпуска продукции в пределах плана на общий плановый выпуск продукции.
В таблице 4 приведен пример анализа плана по ассортименту.
Таблица 4 Выполнение плана по ассортименту за март 2012 года. Экспериментальный участок | ||||
Изделие | № модели | План, пар | Факт, пар | Выполнение, % |
Полусапоги мужские | 63,9 | |||
Ботинки мужские | 100,0 | |||
Ботинки мужские | 100,0 | |||
Ботинки мужские | 100,0 | |||
Ботинки мужские | 100,0 | |||
Ботинки мужские | 100,0 | |||
Полусапоги мужские | 100,0 | |||
Чувяки | 100,0 | |||
Полуботинки женские | 100,0 | |||
Полусапоги мужские | 100,0 | |||
Ботинки мужские | 100,0 | |||
Ботинки мужские | 100,0 | |||
Итого | Х | 2 088 | 2 031 | 97,3 |
Изменение структуры выпуска и реализации изменяет все показатели работы:
• объем выпуска и реализации;
• материалоемкость;
• себестоимость;
• прибыль;
• рентабельность;
• финансовую устойчивость.
Далее анализируются причины недовыполнения плана по ассортименту. Они могут быть как внешние, так и внутренние.
Внешние причины:
• конъюнктура рынка;
• изменение спроса на отдельные виды продукции;
• состояние материально-технического обеспечения;
• несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по не зависящим от него причинам и др.
Внутренние причины:
• недостатки в организации производства, системе управления и материального стимулирования;
• плохое состояние оборудования и его простои;
• аварии;
• нехватка электроэнергии;
• низкая культура производства и т.п.
Далее проводится анализ выполнения плана в денежном выражении. Для этого применяется следующие методы сравнения с расчетом:
• абсолютного прироста объема продукции;
• относительного прироста объема продукции;
• индекса объема продукции.
В денежном выражении расчет ведется в отпускных ценах.
В таблице 5 приведен пример анализа плана в денежном выражении.
Таблица 5 Выполнение плана в денежном выражении за март 2012 года. Экспериментальный участок | ||||
Изделие | № модели | План, руб. | Факт, руб. | Выполнение, % |
Полусапоги мужские | 19 849 856 | 12 688 832 | 63,9 | |
Ботинки мужские | 33 422 960 | 33 422 960 | 100,0 | |
Ботинки мужские | 17 233 302 | 17 233 302 | 100,0 | |
Ботинки мужские | 3 100 864 | 3 100 864 | 100,0 | |
Ботинки мужские | 9 314 676 | 9 314 676 | 100,0 | |
Ботинки мужские | 1 748 244 | 1 748 244 | 100,0 | |
Полусапоги мужские | 11 796 683 | 11 796 683 | 100,0 | |
Чувяки | 28 946 610 | 28 946 610 | 100,0 | |
Полуботинки женские | 12 192 536 | 12 192 536 | 100,0 | |
Полусапоги мужские | 32 649 384 | 32 649 384 | 100,0 | |
Ботинки мужские | 110 447 208 | 110 447 208 | 100,0 | |
Ботинки мужские | 40 848 925 | 40 848 925 | 100,0 | |
Итого | Х | 321 551 248 | 314 390 224 | 97,8 |
Анализ выпуска товарной продукции
В бухгалтерском учете валовая и товарная продукция учитываются только по себестоимости.
Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.
В таблице 6 приведен пример анализа выпуска товарной продукции.
Таблица 6 Анализ выпуска товарной продукции за март 2012 года. Экспериментальный участок | ||||||||||
Изделие | № моде-ли | Цена на 1 января 2011 г., руб. | 2011 г. | 2012 г. | Стоимость товарной продукции в 2011 г. в фактичес-ких ценах 2012 г. без НДС, руб. | Динамика товарной продукции, % | ||||
количество пар | стоимость товарной продукции, руб. | количество пар | стоимость товарной продукции в ценах 2011 г., руб. | фактичес-кая цена без НДС, руб. | сумма в фактичес-ких ценах без НДС, руб. | |||||
Полусапоги мужские | 110 315 | 11 031 500 | 11 141 815 | 125 632 | 12 688 832 | 12 563 200 | 101,0 | |||
Ботинки мужские | 190 547 | 20 007 435 | 29 534 785 | 215 632 | 33 422 960 | 22 641 360 | 147,6 | |||
Ботинки мужские | 98 251 | 8 547 837 | 13 558 638 | 124 879 | 17 233 302 | 10 864 473 | 158,6 | |||
Ботинки мужские | 30 547 | 977 504 | 1 588 444 | 59 632 | 3 100 864 | 1 908 224 | 162,5 | |||
Ботинки мужские | 125 487 | 6 776 298 | 7 905 681 | 147 852 | 9 314 676 | 7 984 008 | 116,7 | |||
Ботинки мужские | 126 874 | 8 627 432 | 1 522 488 | 145 687 | 1 748 244 | 9 906 716 | 17,6 | |||
Полусапоги мужские | 110 325 | 81 750 825 | 9 818 925 | 132 547 | 11 796 683 | 98 217 327 | 12,0 | |||
Чувяки | 150 896 | 3 772 400 | 23 237 984 | 187 965 | 28 946 610 | 4 699 125 | 616,0 | |||
Полуботинки женские | 70 651 | 22 890 924 | 9 608 536 | 89 651 | 12 192 536 | 29 046 924 | 42,0 | |||
Полусапоги мужские | 104 587 | 61 601 743 | 26 983 446 | 126 548 | 32 649 384 | 74 536 772 | 43,8 | |||
Ботинки мужские | 180 632 | 38 655 248 | 98 986 336 | 201 546 | 110 447 208 | 43 130 844 | 256,1 | |||
Ботинки мужские | 98 521 | 17 733 780 | 32 019 325 | 125 689 | 40 848 925 | 22 624 020 | 180,6 | |||
Итого по обувному производству | Х | Х | 2 519 | 282 372 926 | 2 031 | 265 906 403 | Х | 314 390 224 | 338 122 993 | 94,2 |
Достигнутый уровень выпуска товарной продукции следует сопоставит:
• с запланированным уровнем;
• уровнем предыдущего периода.
В первом случае мы получим информацию о качестве работы предприятия, во втором - о его развитии.
На основе анализа можно сделать выводы о (об):
• уровне выполнения плана по объему валовой и товарной продукции;
• наличии структурных сдвигов. На них указывает расхождение индексов объемов продукции в стоимостном и трудовом выражении;
• динамике запасов незавершенного производства.
В заключении анализа обобщают выявленные резервы увеличения производства и реализации продукции.
Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалансированы по группам ресурсов. Максимальный резерв, установленный по одной из групп, не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же размере и по другим группам ресурсов.
При определении резервов увеличения реализации продукции необходимо, кроме данных резервов, учесть сверхплановые остатки готовой продукции на складах предприятия и отгруженной покупателям. При этом следует учитывать спрос на тот или другой вид продукции и реальную возможность ее реализации.
В условиях, когда предприятие разрабатывает план самостоятельно на основе контрактов (договоров) на поставку продукции, государственного заказа, изучения конъюнктуры рынка, анализ его выполнения позволяет оценить:
• степень выполнения договорных обязательств;
• качество планирования;
• качество менеджмента.
21.05.2012 г.
Наталья Ильющенко, экономист планово-экономического сектора республиканского инновационного унитарного предприятия «Научно-технологический парк Витебского государственного технологического университета»