АРХИТЕКТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ. ГОТИКА В АРХИТЕКТУРЕ ИТАЛИИ




__________________________________________________________________________________________

 

- Период господства готического стиля (XIII—XV вв.) связан с расцветом средневековых городов. Развитие ремесла и торговли вызвало повсеместный и бурный рост городов. Благодаря богатству, свободолюбию и энергии населения города стали средоточием средневековой культуры, вытеснив монастыри с ведущих позиций. Мировоззрение горожан, светское по природе, освобождалось от церковной догматики. Жизнеутверждающая позиция горожан, их созидательный оптимизм, готовит переход к Возрождению. Городские коммуны предъявляли новые пространственные требования к соборам, — обширным и светлым. Новое мировоззрение готики ищет декоративного обогащения западных фасадов соборов, обращенных к людным площадям. Достижения строительной техники и виртуозное мастерство резчиков и скульпторов, развившиеся в процессе совершенствования цехового искусства, позволяли претворять в жизнь дерзкие архитектурные замыслы городов-заказчиков. Муниципалитеты соревнуются в величии и красоте своих соборов. Впервые возведнная в камне готическая каркасную конструктивная система разрешила архитектурно-пространственные задачи городской общины, - изменила режим и характер освещения; - утвердила готические принципы тектонического декора культового и общественного здания.

 

 

Палаццо Веккьо (Палаццо Пополо, Палаццо делла Синьория переводится как «Дворец власти» во Флоренции), начат в 1298 достройки проводили в XVI-XVII ввеках. В качестве ориентира и образца Палаццо деи Приори города Перуджи приняли в качестве ориентира и образца при возведении палаццо Пополо (Палаццо делла Синьория переводится как «Дворец власти») во Флоренции). Палаццо деи Приори это дворец в готическом стиле в центре Перуджи. В средневековье он был резиденцией приоров-Первых лиц, управлявших городом и окрестностями. Первые проeкты дворца относятся к 1270 году, начальная часть здания была построена между 1293 и 1297 годами. Она имела десять пролетов, которые выходили на Корсо Вануччи (главная улица средневековой Перуджи) и три пролета, выходящих на главную площадь. Несколько позже, в 1333-1337 годах, к дворцу были пристроены еще два пролета, большой портал и крытый балкон а так же(строительство продолжалось до начала пятнадцатого века) дворец расширили, добавив еще шесть пролетов вдоль Корсо Ваннуччи и, украшенную великолепной резьбой, входную дверь. Особенная зубчатая крыша, окружающая Палаццо дей Приори, имела не столько оборонительного значения, сколько отличительный символ независимости и свободолюбия жителей Перуджи. Над центральным порталом помещены символы города: Бронзовый Гриффон и Лев Гвельфов.

https://italia-ru.com/italia/il-palazzo-dei-priori-o-comunale

 

Oggi il maestoso edificio che si trova all'angolo tra corso Vannucci e piazza IV Novembre si presenta come un unico insieme architettonico e viene comunemente denominato Palazzo dei Priori. Alla fine del Trecento la situazione era un po' diversa e i contemporanei avevano la percezione di almeno due palazzi distinti, il palazzo dei priori delle Arti e quello del capitano del popolo. Сегодня величественное здание, расположенное на углу Корсо Ваннуччи и площади IV Ноября, представляет себя как единое архитектурное целое и обычно называется Palazzo dei Priori. В конце четырнадцатого века ситуация была немного иной, и современники имели представление по крайней мере о двух различных дворцах, дворце приоров Искусств искусств и о дворце народного Капитана.https://www.infotext.unisi.it/priori/sintesi.html

 

Рыночный центр Вольтерры в IX веке, находится на Приорской площади (Piazza dei Priori), окружённой строгими Епископальным и Приорским дворцами. На Приорской площади находятся также башня Торре дель Подеста и апсида Собора.

Палаццо де Приори- городская ратуша, расположена на одноименной площади в центре Вольтерры. Приорский дворец (Palazzo dei Priori), построенный в 1208-1254 годах 13 века. Внутри него находятся большой Совещательный зал (Sala del Maggior Consiglio) с фресками XIV века и Зал Городской Управы (Sala della Giunta). Массивный и мрачный дворец Приоров (Palazzo dei Priori Volterra) начали строить в 1208 году и закончили только к концу XIII столетия. Palazzo dei Priori в Вольтерре — старейший в Тоскане муниципальный дворец, место, где заседали руководители города. По примеру двореца Приоров стали строить здания городских управ во Флоренции и по всей Тоскане. Центральным собором Вольтерры является романский Собор Дуомо XII-XIII в.в. С левой стороны расположена часть Капеллы Печали (Аддолората), к которой примыкает колокольня пятнадцатого века. https://vpoisketurov.ru/dostoprimechatelnosti/volterra-dostoprimechatelnosti.html

Una "fotografia" del palazzo dei priori alla fine del Trecento. Интерьеры Палаццо деи Приори конца четырнадцатого века

Figura 1 https://www.infotext.unisi.it/priori/piante.html

 

 

Cathedral of Milan reconstruction

 

Plan of the Cathedral of Milan, commenced in 1385(-1485), by order of the Duke Jean Galéas Visconti.
Longitudinal section of the same church, with the Confession beneath the choir.

План Миланского собора, начатый в 1385(-1485), по приказу герцога Jean Галеас Висконти. Продольная секция той же церкви, с Исповедью под хором; Cathedral of Milan; the whole of the proportions, exterior and interior, of this cathedral, are said to have been regulated on the eqilateral triangle. Миланский собор; все пропорции, внешние и внутренние, этого собора, как говорят, регулируется на eqilateral треугольника.

https://www.google.ru/search?q=section+++Duomo+di+milan&tbm=isch&ved=2ahUKEwityMWNpsHwAhXtpYsKHeIYAyQQ2-cCegQIABAA&oq=section+++Duomo+di+milan&gs_lcp=CgNpbWcQDFDuqbIFWNDisgVgofWyBWgAcAB4AIABd4gBtgOSAQM0LjGYAQCgAQGqAQtnd3Mtd2l6LWltZ8ABAQ&sclient=img&ei=-EuaYK3sAe3LrgTisYygAg&bih=660&biw=1440&client=opera&hl=en#imgrc=fV2rXW_tPGqEhM&imgdii=6DG25m2q2WvrFM

1386-1450-1452-1510гг. 1386 год, Duomo, Кафедральный собор Милане, заказ герцога Миланского Джованни Галеаццо Висконти. Хор и трансепты были завершены около 1450 года, а неф и проходы завершены до 6-го залива к 1452 году. Восьмиугольный купол был завершен в 1510 году,

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/9f/Milan_Cathedral_IG_602.jpg

Description de la cathedrale de Milan (Milan, 1823), pl. 15 NOTES: The construction of the cathedral was begun in 1386, sponsored by Giovanni Galeazzo Visconti, Duke of Milan. The choir and transepts were completed c. 1450, and the nave and aisles completed up to the 6th bay by 1452. The octagonal cupola was completed in 1510, but the facade remained unfinished. Foundations for it were laid in the early 17th century and a new design produced by the chief architect Carlo Buzzi in 1649, but not carried out until the early 19th century, when in 1805 Napoleon Bonaparte ordered it to be completed. He was crowned king of Italy there in 1812. By 1856, most of the missing arches and spires had been added, giving the cathedral its distinct silhouette.

Строительство собора началось в 1386 году под эгидой герцога Миланского Джованни Галеаццо Висконти. Хор и трансепты были завершены около 1450 года, а неф и проходы завершены до 6-го залива к 1452 году. Восьмиугольный купол был завершен в 1510 году, но фасад остался незавершенным. Основы для него были заложены в начале 17-го века и новый проект был выполнен главным архитектором Карло Buzzi в 1649 году, но не осуществляется до начала 19-го века, когда в 1805 году Наполеон Бонапарт приказал его завершить. Он был коронован королем Италии, там, в 1812 году. К 1856 году большинство недостающих арок и шпилей были добавлены, придав собору его особый силуэт.

https://www.architecture.com/image-library/RIBApix/image-information/poster/duomo-milan-cross-section-looking-towards-the-high-altar/posterid/RIBA23315.html

https://www.quondam.com/14/1485.htm

 

 

Pleasure house of the grand dukes of Tuscany, about ten miles from Florence, erected for Laurence the Magnificent, from the design of Julian Giamberti, called Sangallo, a name which he derived for having constructed a monastery near Florence and outside the gate Sangallo. This artist, born in 1443 and who died in 1517, deeply studied the antique; and the knowledge he thus acquired he communicated to his nephew Antonio Sangallo, who also owed to him in great part the celebrity he afterwards enjoyed. He applied himself more particularly to the construction of fortifications, for which he was employed at Milan, at Naples, in Tuscany, and in the Papal States by order of Julius I.

Прекрасный дом великих герцогов Тосканы, примерно в десяти милях от Флоренции, возведенный для Лоренсо Великолепного, по проекту Джулиана Джамберти, называется Сангалло, имя, которое он получил за то, что построил монастырь недалеко от Флоренции и за воротами Сангалло. Этот художник, родившийся в 1443 году и умер в 1517 году, глубоко изучал антиквариат; и знания, которые он таким образом приобрел, он общался со своим племянником Антонио Сангалло, который также обязан ему в большой части знаменитости он потом пользовался. Он применял себя, в частности, к строительству фортификационных сооружений, для которых он работал в Милане, в Неаполе, в Тоскане и в папских государствах по приказу Джулиуса

 

https://visitefrance.ru/parizh/progulka-po-ostrovu-site.html

 

 

https://visitefrance.ru/parizh/progulka-po-ostrovu-site.html

 

Собор Нотр-Дам в Шартре. Строительство начато в 1194 г., завершено в основном к 1260 г. Западный фасад. https://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000001/st035.shtml

 

 

1241 - 1248 год, Королевская капелла Сент-Шапель, стиль пламенеющей готики, Ситэ. Париж

https://www.quagga-illustrations.de/produkt/h0015708/

 

Сент-Шапель план (Святая часовня) St. Chapelle Plan (9). Пример лучистой готики. Построена при правлении Людовика IX всего лишь за 7 лет (1248 г.) во дворе королевского замка. для хранения Тернового венца, фрагмента Истинного креста и других святых реликвий, приобретенных французским государем. Часовня и располагающаяся рядом Консьержри являются остатками древнего королевского дворца Сите, находившегося на месте нынешнего Дворца правосудия. архитектурой, заключающейся в значительной высоте и почти полным отсутствием в верхнем ярусе стен, замененных на огромные окна-витражи. Несмотря на изысканность интерьеров и сложность архитектуры часовня была построена всего за 7 лет. В интерьерах использованы скульптуры, картины, но особо драгоценны витражи – именно они представляют богатство Сент-Шапель. Во времена Французской революции святые реликвии из часовни были вынесены, в 1790 г. она была закрыта для служб и передана под заседания политического Клуба Сент-Шапель. места был неслучаен: он подчеркивал тесную, священную связь между реликвиями и королевской короной, так же, как это делали византийские и германские правители во дворцах Буколеоне и Экс-ан-Шапели (Ахена).

Часовня была соединена с дворцом галереей Мерсье, ведущей в личные покои короля. В часовне у короля был ораторий – ниша в южной части четвертого пролета. Первоначально в часовне не было стульев, присутствующие садились на каменные скамейки. Амвон был установлен позже между вторым и третьим пролетом. Часовня на самом деле состоит из двух – нижней часовни, предназначенной для слуг и придворных, и верхней – для короля и его семьи.

По одной из версий, архитектором был был Пьер де Монрёй, архитектор часовни Богородицы в аббатстве Сен-Жермен-де-Пре и южной части собора Нотр-Дам в Париже. Другие называют Тома де Кормона, главного каменщика Амьенского собора (больше всего сходства в архитектуре Святой часовни находят с часовней Богородицы Амьенского собора).

Несмотря на мученические сцены под окнами, символизм и архитектура верхнего яруса выражают оптимизм посредством высоты, высокой стрелки, гармонии цвета и дематериализации пространства, в котором стекло заменило стены. Стрела стала новой Вавилонской башней, построенной в христианскую эпоху и не разрушившейся. Витражи действительно поражают; они составляют почти 620 квадратных метров застекленного пространства из 15 окон 15-метровой высоты и 4,5-метровой ширины с изображениями 1113 библейских сцен от Адама и Евы до Апокалипсиса. Колонны между пролетами представлены 12 апостолами, символически представляющими опору церкви.

Роза часовни – типичный представитель «пламенеющей готики», названной так по сходству с языками пламени. Она была выполнена в 15 веке и насчитывает 87 лепестков-ячеек.

 

Плачевного состояния, в котором здание оказалось к 19 в., и предпринятых тогда реставрационных работ, часовня, скорее, является памятником 19 в.

 

https://visitefrance.ru/parizh/svyataya-chasovnya-sent-shapel-sainte-chapelle.html

 

 

1220 – 1269 – 1288 - 1528 годы. Собор Амьенской Богоматери. Готика. Архитекторы - Робер де Люзаршу, Тома де Кормона и его сын Рено. https://theplacement.ru/travel-directory/amenskij-sobor/

Амьенский собор впечатляет своими размерами. Его длина составляет 145 м, максимальная ширина – 59 м, высота сводов центрального нефа достигает 42,5 м, ширина центрального нефа – 14,5 м, общая площадь здания составляет 7800 кв. м. После завершения строительства собор мог вмещать в себя все население Амьена, составлявшее тогда около десяти тысяч человек. https://fisechko.ru/100vel/xramov/59.html

Реставрация: 1850—1859, >Виолле-ле-Дюкhttps://kannelura.info/?p=3785

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Реймсский_собор

https://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000001/st035.shtml

 

1211-1311 годы. Реймсский собор. Франция. Высокая готика. Витражи 13 века. В композиции фасада Реймсского собора — почти преодолена горизонтальность линий. https://megabook.ru/media/Реймсский%20собор%20(фасад)

Внутреннее пространство Реймсского собора характерно для французских храмов высокой готики. Величавый, благородный по своим пропорциям, могучий центральный неф господствует над боковыми. Эстетическая выразительность смелой конструкции готического собора глубоко прочувствована и выявлена с предельной наглядностью. Реймсский собор строился на протяжении всего 13 в. сначала Жаном из Орбе, приступившим к сооружению собора в 1210 г., успевшим построить стены хора и начать возведение свода. Строительство продолжали Жан ле Лу (1236—1252), затем Гоше из Реймса и, наконец, в последнее десятилетие 13 и в начале 14 в.— Робер из Куси, в основном завершивший его. В Реймсском соборе долго короновались французские короли. https://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000001/st035.shtml

 

Кафедральный собор Сен-Пьер (Cathédrale Saint-Pierre de Beauvais)

Собор Святого Петра в Бове - самый высокий (хотя и незаконченный) из французских готических соборов. Его строительные работы были начаты в 1225 г. по повелению епископа Нантейского Мило и при финансовой поддержке его семьи. В (1232–1238 г.) строительство приостановилось из-за конфликта между епископом и королем Людовиком IX. При епископе Гийоме де Грезе в 1247 г. к высоте собора добавили 5 м, чтобы сделать его самым высоким в Европе. К 1272 г. были возведены хоры, они не выдержали амбициозных планов епископа, и в 1284 г. произошло крушение свода хоров из-за резонансных порывов ветра. Нынешние своды внутри хоров достигают 48 м в высоту, намного превосходя одновременно построенный собор Нотр-Дам в Амьене, с его нефом высотой в 42 м. Трансепт был построен с 1500 по 1548 гг. В 1573 г. падение центральной башни высотой 153 м снова прервало строительные работы.

Кафедральный собор Сен-Пьер выполнен в готическом стиле. Он состоит из трансепта (XVI в.) и хора с апсидой и семью многоугольными апсидальными капеллами (XIII в.). Резные деревянные двери северного и южного порталов являются шедеврами готики и ренессанса. К ее главным достопримечательностям относятся астрономические часы в неоготическом стиле (1866 г.), гобелены XV-XVII вв., витражи (XIII--XVI вв.). https://incomartour.com.ua/cou

 

 

Эволюция интерьера готического храма. 1. Ранняя готика. Франция (собор Парижской богоматери). 2. Зрелая готика. Франция (собор в Реймсе). 3. Поздняя готика. Англия («украшенный стиль»; аббатство Гисборо). 4. «Перпендикулярная готика». Англия (собор в Уинчестере). https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/012/181.htm

https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/009/001/203455022.jpg

 

Готика (от итал. gotico, буквально — готский, от названия германского племени готов), готический стиль, художественный стиль, явившийся заключительным этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой12 и 15—16 вв.). Термин «Г.» был введён итальянскими гуманистами эпохи Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». С начала 19 в., когда для искусства 10—12 вв. был принят термин «романский стиль», были ограничены хронологические рамки Г., в которой, в свою очередь, были выделены ранняя, зрелая (высокая) и поздняя фазы.

В идеологии и культуре времени Г. сохранялись феодально-церковные основы; Г. развивалась, как и романский стиль, в областях, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой. Готическое искусство оставалось по преимуществу культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами. Отсюда символико-аллегорический способ мышления в Г. и черты условности в её художественном языке. От романского стиля Г. унаследовала и безраздельное главенство архитектуры в системе искусств, и традиционные типы культовых зданий. Ведущим типом в эпоху Г. стал собор как высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (представленной в Г. преимущественно витражами). Огромное, несоизмеримое с человеком пространство собора, устремление к небу его башен и сводов, подчинение статуй динамическим архитектурным ритмам, ирреальное свечение витражей оказывали сильнейшее эмоциональное воздействие на верующих.

Вместе с тем развитие искусства Г. отразило кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил — городских, торговых и ремесленно-цеховых, а также придворно-рыцарских слоев. В период Г., с его более высоким уровнем развития общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневекового религиозно-догматического мировоззрения, расширялись возможности познания, эстетического освоения реального мира, особенно в области человеческих отношений, духовных устремлений и лирических эмоций: сложились новые архитектурные типы и тектонические системы.

Начали интенсивно развиваться градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, гильдейские дома, торговые ряды, склады, городские башни-«бефруа» и т. д.). Складывались городские архитектурные ансамбли, в которые включались культовые и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь обстраивалась домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. Обычно от площади расходились радиальные улицы; узкие фасады 2—5-этажных жилых домов с высокими фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Совершенствовалось фортификационное строительство: города окружались мощными стенами, проездные башни богато украшались; замки королей и феодалов постепенно теряли неприступный облик, превращались в сложные комплексы крепостных, дворцовых и культовых сооружений. В центре города, господствуя над его застройкой, находился собор или замок.

Возникшая в эпоху Г. смелая и сложная каркасная конструкция собора позволила преодолеть инертность и массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамическое единство пространственных ячеек и намного увеличить интерьер. Собор стал средоточием городской жизни (часто он вмещал всё население города). Наряду с богослужением в соборах устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан. Идейно-художественное содержание собора сложно, многогранно и синтетично: он мыслился своего рода сводом знания (в то время преимущественно богословского), символом Вселенной; весь художественный строй собора, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, бесконечное изобилие и разнообразие пластических мотивов со строгой иерархической системой их соподчинения, выражал не только порожденные феодальным строем идеи общественной иерархии, власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание городов, творческие усилия коллектива, одухотворяющие каменные громады.

Синтез искусств в Г. несравненно богаче и сложнее, чем в романском стиле, а система сюжетов намного шире, стройнее и логичнее; в ней отразились все средневековые представления о мире. Основным видом изобразительного искусства была скульптура. Впервые после античности статуи и скульптурной группы (на фасадах соборов или на алтарных преградах) получили богатое художественное содержание и развитые пластические формы; застылость и замкнутость столпообразных романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю. Вновь возник (хотя и на спиритуалистической основе) интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека. По сравнению с античностью круг эмоциональных и этических ценностей существенно видоизменился: в искусство вошли тема материнства, тема нравственного страдания, мученичества, душевной стойкости человека — жертвы насилия. Обращение к многообразию и противоречиям жизни, отражавшее столкновение социальных сил средневекового общества, обусловило сложность, конфликтность и драматизм искусства Г.: в нём переплетались лиризм и трагические аффекты, высокая духовность и сатира, фантастический гротеск и неприкрашенная верность наблюдения натуры. Напряженный эмоциональный строй готического искусства непосредственно создаётся устремлённостью фигур, их лёгким S-oбразным изгибом и остро выразительным ритмом драпировок в скульптуре, беспримерной интенсивностью и глубиной цвета в витражах. Эпоха Г. — время расцвета книжной миниатюры и появления станковой живописи, время высокого подъёма декоративных искусств, связанного с расцветом цехового ремесла: в резьбе по камню, дереву и кости, в керамике и стеклоделии, в многообразных металлических изделиях, украшавшихся камнями и эмалью, в тканях и шпалерах — всюду изощрённость фантазии и щедрое богатство декора сочетаются с блестящим мастерством и тщательностью отделки.

Г. зародилась в Северной Франции в середине 12 в. и достигла расцвета в 1-й половине 13 в. Её возникновение было обусловлено формированием города как самостоятельной политической и экономической силы и новыми потребностями городской жизни; быстрому развитию французской Г. способствовал национальный подъём, связанный с начавшимся объединением страны. Символами централизованного королевства и независимости растущих городов стали каменные готические соборы, получившие во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3—5-нефные базилики с трансептом и полукруговым обходом хора («деамбулаторием»), к которому примыкают радиальные капеллы («венец капелл»). Необычайно высок (в соборе в Бове 47,5 м) и просторен (в соборе в Амьене 118 м ´ 33 м) интерьер, озарённый цветным светом витражей: ряды стройных столбов, мощный взлёт остроконечных стрельчатых арок, убыстрённый ритм арочек верхней галереи (трифория) порождают чувство неудержимого движения ввысь и вперёд, к алтарю; контраст высокого светлого главного нефа с полутёмными боковыми нефами создаёт живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства. Конструктивной основой собора служит каркас из столбов (в зрелой Г. принимающих вид пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с диагонально перекрещивающимися ребрами (нервюрами) образуют остов крестового свода, заполняемый облегчёнными распалубками. Боковой распор свода передаётся связующими косыми арками (аркбутанами) на мощные наружные столбы (контрфорсы). Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезались арочными окнами. Вынесение наружу конструктивных элементов, нейтрализующих распор свода, позволило создать ощущение лёгкости и пространственной свободы интерьера, стремительного вознесения его вертикалей, умеряемого междуярусными членениями. В свою очередь обнажённые конструкции, окружающие собор с Ю., В. и С. (и не видимые ни в интерьере, ни с фасада), впечатляют наглядным выражением действия тектонических сил, мощью своего ритма.

Двухбашенные западные фасады французских соборов с 3 глубокими «перспективными» порталами и узорным круглым окном («розой») в центре сочетают устремление ввысь с ясностью и уравновешенностью членений. На фасадах бесконечно варьируются стрельчатые арки и архитектурно-пластические мотивы — ажурные фронтоны (вимперги), башенки (фиалы), завитки (краббы) и т. д. Ряды статуй на консолях перед колонками порталов и в верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов образуют цельную символическую систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорические образы. Весь декор ритмически организован, строго подчинён архитектурным членениям. Этим обусловлены тектоника и пропорции статуй, торжественность их поз, сдержанность их жестов. Лучшие статуи на фасадах соборов (Реймс, Амьен, Страсбург, порталы трансепта в Шартре) проникнуты одухотворённой красотой, искренностью и человечностью чувства. Др. части здания также украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом, изображениями фантастических животных («химерами»); характерно обилие светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирические изображения). Разнообразна и тематика витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и жёлтые тона.

Сложившаяся готическая каркасная система появилась в церкви аббатства Сен-Дени (1137—44). К ранней Г. относятся также соборы в Лане (около 1150—1215), Парижской богоматери (1163—1257), в Шартре (1194—1260). Особым богатством ритма, совершенством архитектурной композиции и скульптурного декора отличаются грандиозные соборы зрелой Г. — в Реймсе (1211—1311) и Амьене (1220—88), а также часовня Сент-Шапель в Париже (1243—48) с великолепными витражами. С середины 13 в. соборы франц. типа строились в др. европейских странах — в Германии (Кёльн, 1248—1880) и Нидерландах (Утрехт, 1254—1517), Испании (Бургос, 1221—1599) и Англии (Вестминстерское аббатство в Лондоне, 1245—1745), Швеции (Упсала, начат около 1260), Чехии (хор и трансепт собора св. Вита в Праге, 1344—1420) и Италии (Милан, 1386—1856), где складывались также самостоятельные национальные варианты Г. Крестоносцы донесли принципы французской Г. вплоть до Родоса, Кипра и Сирии.

В самой Франции в конце 13 — начале 14 вв. строительство соборов переживало кризис: архитектурные формы становятся суше, декор — обильнее, статуи приобретают одинаковый подчёркнутый изгиб и стандартную слащавость. Одновременно возникают новые разнообразные и не претендующие на универсальность художественной формы; в них отразились рост самосознания бюргерства, стремившегося создать собственную культуру, и аристократизация феодальной знати, возрастающая утончённость придворного быта. С 14 в. всё большее значение приобретали городские и монастырские церкви зального типа (с равной высотой нефов), замковые и дворцовые капеллы. Все они невелики, просты в плане, но по их сводам («сетчатым», «сотовым», «звездчатым» и т. д.) стелются сложные, иногда криволинейные узоры нервюр. Характерен для поздней («пламенеющей») Г. и прихотливый, напоминающий языки пламени узор оконных переплётов (церковь Сен-Маклу в Руане, 1434—70). Возрастает значение светского городского зодчества, в котором использовались не столько конструктивные особенности Г., сколько её композиционные и декоративные приёмы: на главной площади города строятся ратуши с обильным декором и часто с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351—1509), замки превращаются в богато убранные внутри дворцы (дворец пап в Авиньоне, 1334—52; замок Пьерфон, 1390—1420), строятся особняки («отели») богатых горожан (дом Жака Кёра в Бурже, 1443—1451). Каменную скульптуру на фасадах храмов сменили алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках. В позднеготическом искусстве складывается новый эмоциональный строй образов: манерная стилизация и экспрессия, экзальтированный драматизм, пристрастие к сценам страданий, изображенных с жестокой натуральностью. В то же время возникают светские росписи (дворец пап в Авиньоне, 14—15 вв.), портрет («Иоанн Добрый», около 1360), а в миниатюрах богослужебных книг и особенно часословов знатных лиц («Малый часослов герцога Беррийского», около 1380—85) намечается стремление к одухотворённой человечности образов, к передаче жизненных наблюдений, пространства и объёма. К лучшим образцам французского готического искусства принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости, серебряные реликварии, лиможская выемчатая эмаль, шпалеры и резная мебель.

В Германии расцвет Г. наступил в середине 13 в. (западный хор собора в Наумбурге, после 1249). Здесь рано появились зальные церкви (Элизабеткирхе в Марбурге, 1235—83); на Ю.-З. сложился тип однобашенного собора (Фрейбургим-Брейсгау, около 1200 — конец 15 в.; Ульм, 1377— 1529, высота оконченной в 19 в. башни 162 м); на С. строились кирпичные церкви (монастырь в Корине, 1275—1334; Мариенкирхе в Любеке, около 1270—1350), в которых упрощение планов, объемов и конструкции сочеталось часто с узорной кладкой, применением глазурованного и фигурного кирпича (Мариенкирхе в Пренцлау, 1326—40). Многообразны по типам, композиции и декору каменные, кирпичные и фахверковые светские постройки — городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, госпитали, танцевальные залы — с арочными галереями, башенками, эркерами. Впечатляющая конкретность образов и мощная пластическая экспрессия отличают скульптуру соборов (Бамберг, Магдебург, Наумбург — 13 в.), располагавшуюся, как правило, в интерьерах. Виртуозной изобретательностью отмечены декоративные изделия (эмали Рейнской области, реликварии, кубки, ковры, мебель). Поздняя немецкая Г. (конец 14 — начало 16 вв.) породила блестящие образцы зальных церквей (Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце, 1499—1525) и дворцовых залов (Альбрехтсбург в Мейсене, 1471—1485) со сложными сводами; расцвели алтарные скульптура и живопись. Крупные готические постройки возникли в Австрии (готические части собора св. Стефана в Вене, 1304—1454) и Швейцарии (собор в Берне, 1421—1588).

Славу нидерландской Г. принесли великолепные башни соборов в Антверпене (1521—1530) и Мехелене (1452—1578), но особенно гражданские постройки (суконные ряды в Ипре, 1200—1304, в Брюгге, 1248—1482; ратуши в Брюсселе, 1401—55, Лёвене, 1448—59, Ауденарде, 1526—37), декор которых подчас фантастически сложен и богат.

В Англии предпосылки для Г. возникли раньше, чем на континенте (первые в Европе готические своды — в соборе в Дареме, около 1130—33), но развитие её, прерывавшееся внутренними историческими потрясениями, было замедленным и длительным. Английские соборы, большей частью монастырские, обычно представляют собой невысокий вытянутый в длину объём с прямоугольным завершением хора и башней над средокрестием. Упрощённость и геометричность объёмов как бы возмещаются сложностью узора на фасаде и сводах. По формам декора различаются стили: ранний («ланцетовидный»; собор в Солсбери, 1220—1266), «украшенный» (близкий к «пламенеющей» Г.; собор в Эксетере, между 1275—1375) и «перпендикулярный», не имеющий аналогий в др. странах и отличающийся дробным ритмом непрерывающихся вертикалей на стенах и окнах и чисто декоративным прихотливым плетением нервюр на сводах и резных потолках (хор собора в Глостере, 1329—77; капелла Кингс-колледжа в Кембридже, 1446—1515). С Г. связан расцвет английской книжной миниатюры, резьбы по алебастру и дереву и вышивки. Влияния английской, французской, а также немецкой кирпичной Г. переплетались в готическом зодчестве Норвегии (собор в Тронхейме, готической части — 1180—1320), Дании (собор св. Кнуда в Оденсе, около 1300—15 в.), Швеции (церковь в Вадстене, 1369—1430).

В Испании городские соборы (Леон, 1205—88; Севилья, 1402—1506) велики по размерам, имеют пышно украшенные фасады и небольшие окна; интерьер разделён надвое заалтарным образом (ретабло) со скульптурой и живописью. Влияние мавританского искусства сказалось особенно сильно в Г. Каталонии и юга страны. В Каталонии позднеготические однонефные залы перекрывались сводами большого пролёта, опирающимися на укрепленные контрфорсами стены (собор в Жероне, 1325—1607, ширина нефа 24 м). Крупные сводчатые залы создавались и в светских зданиях (биржа в Пальме на Мальорке, 1426—51). В 16 в. готические конструкции были перенесены в испанской колонии в Америке.

Своеобразна Г. Италии, где в 13—14 вв. готические элементы включались в храмы, сохранявшие общий романский тип (собор в Орвието, 1290—1569); даже храмам с готическими сводами (Санта-Мария Новелла во Флоренции, около 1278 — около 1360) присущи статичность масс, ясная обозримость обширного пространства. В богатых итальянских городах велось интенсивное строительство гражданских зданий — ратуш (Палаццо Публико в Сиене, 1297—1310) и дворцов (Дворец дожей, в основном 14—16 вв., и Ка д'Оро, 1422—40, в Венеции), где были оригинально переработаны черты готического стиля. Влияние венецианской Г. ощутимо в архитектуре Далмации, Греции, Крита, Кипра. В итальянском изобразительном искусстве распространение Г. было ограничено ранним развитием культуры Возрождения.

В восточных областях Европы готическим постройкам нередко присущи крепостные черты, лаконизм и даже суровость форм. В Венгрии Г. распространилась в конце 13—15 вв. (церковь св. Михаила в Шопроне, замок в Вишеграде). Расцвет чешской готики относится к 14 в., когда были начаты собор св. Вита и Староместская ратуша в Праге, зальный храм св. Барбары в Кутна-Горе (1388—1547), построены Карлов мост в Праге (1357— 1378), королевский замок Карлштейн (1348—1357) и зальные церкви южной Чехии. Г. распространилась в Словакии (собор в Кошице, 1382—1499), Словении (церковь в Птуе, 1260), Трансильвании (Чёрная церковь в Брашове, около 1385 — около 1476). В Польше развитие Г. началось в 13—14 вв. Войны с Тевтонским орденом стимулировали развитие крепостной архитектуры, а подъём городов обусловил расцвет светского зодчества (ратуши в Гданьске, 1378—1492, и Торуни, 13—14 вв.). Церкви строились в основном из кирпича (костёл Девы Марии в Кракове, около 1360—1548; зальный костёл Девы Марии в Гданьске, 1343—1502)и нередко украшались фресками. В Латвии переход к Г. падает на 13—14 вв. (Домская церковь в Риге, 1211 — около 1300; замок в Цесисе, 13—16 вв.). В южной Эстонии в 14 в. строились кирпичные готические церкви (церковь Яани в Тарту, до 1323). Готический облик Таллина определился в 14—15 вв., когда были построены стены и многие башни, сложились укрепленный центр — Вышгород (Тоомпеа) и бюргерская часть города с ратушей (до 1341—1628) и церковью Олевисте (хор — около 1400). К 14—15 вв. относятся и ранние готические памятники Литвы (Тракайский замок на острове); в 15—16 вв. богатый кирпичный декор получают церковь Онос в Вильнюсе (окончена в 1580) и дом Перкуно в Каунасе.

В позднеготическую эпоху накопление эмпирических знаний, рост интереса к реальному миру, к наблюдению и изучению натуры, усиление роли творч



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: