слайд (фото всех художников и все это в быстрой анимации)




Слайд (фото молодого Шаляпина и фото Серебрякова)

-Теперь ему казалось, что он познал зрелище совсем другого уровня. Это был роковой момент: невиданная ему магия навсегда захватила сердце юноши, и он решается на смену деятельности. С 14 лет мальчик начинает работать:

- «В первый же день пятипудовые мешки умаяли меня почти до потери сознания. К вечеру мучительно ныла шея, болела поясница, ломило ноги, точно меня ограбили и збили».

-Однако о музыке он никогда не забывал и уже с достаточно оформившимся басом проходит прослушивание в полюбившийся ему театр, но с треском проваливает его. И тогда настал момент артистической карьеры у Шаляпина - поступление в драматическую труппу В.Б.Серебрякова. Там происходит его встреча с Максимом Горьким, который уже состоял в хоре. Не познакомившись друг с другом, они расстаются, а через 11лет подружатся на всю жизнь. 29 марта 1890 года Федор весьма успешно дебютирует, исполнив сольную партию Зарецкого из оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин», поставленной Казанским обществом любителей сценического искусства.

-Шаляпин был готов работать без жалованья, чтобы хоть как-то быть рядом с театром. Такой пыл не мог не импонировать - его зачислили в хор, назначили двадцать рублей и даже обещали аванс, хоть сам Федор еще не знал, что такое аванс. Спустя несколько месяцев Шаляпин прибывает в Уфу под руководством С.Я.Семенова-Самарского и показывает себя с наилучших сторон.

- «Домой я почти бежал, торопясь учить, - вспоминал певец. - И всю ночь провозился с нотами, мешая спать своему товарищу по комнате.» Выступление прошло на ура, а особенно зрители аплодировали, когда Шаляпин на сцене с грохотом сел мимо стула.

3 слайд (фото усатова и цитата) + цитата

- Оказавшись в Грузии, перспективного певца замечает Дмитрий Усатов:

- «Ну что ж, давайте покричим.» Сев за рояль, он внимательно слушал Федю. «Но, когда я, взяв высокую ноту, стал держать фермату, профессор, перестав играть, больно толкнул меня пальцем в бок.» На робкий вопрос басиста, можно ли ему учиться музыке, Усатов ответил: «Должно! Оставайтесь учиться у меня.».

-С ним Шаляпину впервые удалось серьезно заняться своим голосом. В Тифлисе Шаляпин исполнял в опере свои первые басовые партии. Именно здесь он приобрел славу и признание, и из певца-самоучки превратился в профессионального артиста.

-Закончив сезон, Федор отправляется покорять Петербург, но глубоко разочаровывается в Мариинском театре: едва ли часто ему давали выходить на сцену, а уж тем более творческой свободы.

Слайд (фото С.И.Мамонтова и фото старого Мариинского театра)

-В середине 90х после перерыва и в новом качестве возобновила спектакли частная опера миллионера, мецената и знаменитого благотворителя - С.И.Мамонтова. На одном из спектаклей Савва замечает Шаляпина и ни в чем ему не отказывает. Московская публика валом валила на мощный голос красавца Шаляпина. Во время работы в труппе певец полностью раскрыл свои вокальные и артистические способности. «С.И.Мамонтов сказал мне: - Феденька, вы можете делать в этом театре все, что хотите! Если вам нужны будут костюмы, скажите, и будут вам костюмы. Если нужно поставить новую оперу, поставим оперу! Все это одолело душу мою в одежды праздничные, и впервые в жизни я почувствовал себя свободным, сильным, способным побеждать все препятствия».

-Позже Шаляпина пригласили в Мариинский театр, где он имел ошеломляющий успех. Сценическая жизнь певца превратилась в грандиозный триумф, и он становится всеобщем любимцем.

-Мир встретил Шаляпина на бис. Он был не просто певцом с удивительным голосом - он олицетворял могучую страну, которой только что не стало. Федор Иванович едвауспевал подписывать контракты на гастроли: США, Китай, Япония…

слайд (фото всех художников и все это в быстрой анимации)

-Шаляпин общался со многими мастерами русского искусства своего времени, и все они испытывали влияние шаляпинского творчества. Каждое выступление знаменитого баса являлось событием, рождало новые творческие замыслы у живописцев, скульпторов, графиков, которые создали галерею шаляпинских портретов, где он предстает в самых разных образах и состояниях.

6 слайд

ГРОЗНЫЙ

«Приятно было мне в такой обстановке - рассказывал Шаляпин, - услышать от Васнецова горячие похвалы созданному мною образу Ивана Грозного, которого он написал сходящим с лестницы в рукавичках и посохом». Шаляпин и Васнецов подружились. Викотор Михайлович душевно вспоминал о детских и юношеских годах в Вятке. Шаляпин поведал другу о своих горестных, неприкаянных скитаниях по России, о нищей бродячей жизни артиста. Однажды Федор Иванович поделился мыслями о роли Мельника в опере Дагромыжского «Русалка», в которой должен был выступить вскоре в Мамомнтовском театре. Художник, заинтересовался этим, сделал набросок костюма и граима для этой роли. В нем он передал степеннотсь, лукавство, добродушие, ухватливоть Мельника. Таким его и изображал на сцене Федор Шаляпин.

В РОЛИ ФАРЛАФА

В 1902 году Шаляпин репетировал роль Фарлафа в опере Глинки «Руслан и Людмила». По его просьбе Виктор Михайлович сделал эскиз костюма и грима: в кольчуге до колен, с огромным мечом стоит этот «бесстрашный» рыцарь, гордо подбоченясь и выставив ногу. Художник подчеркнул показную храбрость Фарлафа, его кичливость и зазнайство. Шаляпин развил намеченные в эскизе черты, добавив к ним безудержную хвастливость и самовлюблённость. В этой роли артист имел оглушительный, колоссальный успех! «В моём славном и великом земляке дорог и ценен мне его гений, обаятельный для всех нас», – говорил Виктор Михайлович. «Я чувствовал, как духовно прозрачен, при всей своей творческой массивности, Васнецов, – писал Шаляпин. – Его витязи и богатыри, воскрешающие самую атмосферу Древней Руси, вселили в меня ощущение великой мощи – физической и духовной. От творчества Виктора Васнецова веяло “Словом о полку Игореве”».

В РОЛИ ОРЛАФА

И. Ф. Стравинский отмечал:«Человек большого музыкального и артистического таланта, Шаляпин, когда он бывал в форме, поистине поражал. Сильнейшее впечатление он производил на меня в «Псковитянке»….» Как только Шаляпин начинал петь, Аполлинарий Михайлович преображался: светлело его лицо, радовались глаза, он всем своим существом впитывал музыку…В последние десятилетия своей жизни Аполлинарий Михайлович Васнецов стал устраивать музыкальные вечера у себя дома, в Фурманном переулке. Они получили название «васнецовских». На них бывали известные музыканты, композиторы, певцы.

Почётным гостем «васнецовских» вечеров был Ф. И. Шаляпин. Он подходил к роялю, несколько минут стоял, задумавшись… Потом тихо, задушевно запевал вятскую песню… Любовь и признательность к своим землякам, выдающимся русским художникам братьям Васнецовым Ф. И. Шаляпин пронёс через всю свою жизнь. В книге Шаляпина «Маска и душа», написанной уже за границей (Париж, 1932 г.), читаем такие строки: «Поразительно, каких людей рождают на сухом песке растущие еловые леса Вятки! Выходят из вятских лесов люди, как бы из самой этой древней скифской почвы выделанные. Массивные духом, крепкие телом богатыри. Такими именно были братья Васнецовы».

ГОДУНОВ

«Само понятие о пределе в искусстве мне кажется абсурдным. В минуты величайшего торжества в такой даже роли, как «Борис Годунов», я чувствую себя только на пороге каких-то таинственных и недостижимых покоев. Какой длинный, какой долгий путь! Я никогда не бываю на сцене один. На сцене два Шаляпина. Один играет, другой контролирует», - писал Шаляпин. На гастролях в Лондоне с труппой Сергея Дягилвеа Шаляпин исполнял партию Бориса Годунова в одноименной опере. На одном из спектаклей присутствовал сам король Англии. Он был поражен русским басом и передал приглашение певцу перейти в королевскую ложу. Пройти туда можно было только через зал, что Шаляпин и сделал прямо в гриме и костюме совсем недавно сходившего с ума царя Бориса. В королевской ложе возникла неловкая пауза, король почему-то молчал, тогда Шаляпин, ркшивший, что монарх робеет перед величаем русской музыки, заговорил с ним первый, чем нарушил этикет. Но король был так растроган, что певцу это сошло с рук.

(начало о 3х картинах)

В 1902 году писатель Леонид Андреев в статье о Шаляпине обратился к художникам-«властителям формы» с призывом запечатлеть образ гениального певца и его творения, создать ему «прекрасную долговечную статую». Слова писателя нашли отклик у современников Фёдора Ивановича, особенно у его друзей-художников. Ими сохранён в веках облик артиста и его сценические образы.

Леони́дНикола́евичАндре́ев

И. Репин, 1904

КОРОВИН

Долгие годы Коровин общался и дружил с Ф.И. Шаляпиным. Оба талантливые, близкие по характеру, они и в творческой деятельности перенимали мастерство друг друга. Коровин неплохо пел, а Шаляпин под влиянием Коровина и его друзей, начал рисовать и лепить. Даже слепил собственный бюст. Константин Коровин пишет портрет Шаляпина во время отдыха в курортном городке Франции: «В тенистом саду стоял уютный особняк. В нем помещался отель.<…> Константину Алексеевичу была предложена лучшая комната в отеле, с окнами в сад, светлая и просторная <…>. Плодотворным было это лето для Коровина. «Какой здесь замечательный свет!» – повторял он и работал с раннего утра до вечера <…>. В Виши им был написан один из лучших портретов Шаляпина.» - не знаю кто сказал

Мы с вами чувствуем что образ Шаляпина создан другом, который глубоко понимает состояние певца и чутко воспринимает его внутренний мир. Константину Коровину особенно удался этот портрет, где Шаляпин показан как бы продолжающим беседу в расслабленной позе. Летнее утро, настроение, должно быть, и у певца, и у портретирующего его художника превосходное, Шаляпин, как человек, который многого достиг, но у которого впереди ещё долгая и успешная жизнь.

«Портрет удивительно передает ощущение силы, свежести и здоровья, которыми дышала в то утро вся фигура Шаляпина, но точность ее живет и играет только в целом, мазок в совокупности с мазком, цвет с цветом», - тоже не щнаю кто сказал. Шаляпин позировал для портрета на открытой террасе освещенной солнечными лучами, проникающими сквозь густую зеленую листву. Статный молодой, мужественный, он сидит у стола в невысоком кресле одетый в светлый костюм, белую рубашку со стоячим воротником, повязанным синеватым шелковым бантом, который выдает его артистическую натуру. Он наслаждается бодрящей свежестью погожего дня, струящимся светом и теплом солнца. Его большая, удивительно легкая

и ладная фигура купается в золотом сиянии. Он непринужденно закинул ногу на ногу. Взгляд чудесного артиста устремлен в открытое окно, откуда видны зеленеющие кусты освещенного солнцем растения. Лучезарная улыбка озаряет лик музыканта. Ясные глаза открыты навстречу заоконному миру. Весь его облик, дышащий радостью бытия, неотделим от яркого солнечного дня. Ощущение праздничности подчеркнуто убранством стола. На сияющей белой скатерти сгруппированы ваза с ярким свежим букетом роз в пышной зелени, стеклянное изысканное блюдце с фруктовым ассорти, хрустальным графином, высокой бутылкой с золотистым ликером и бокалом, в котором, как рубин сверкает вино. Написав портрет, Коровин продал его коллекционеру Терещенко, чем огорчил Шаляпина. Пресса сразу объявила, что певец намерен привлечь Коровина к третейскому суду, так как портрет продан без его разрешения. Сам Шаляпин отвечал: «К Коровину мои дружеские отношения такие же, как и прежде. Мне, действительно, было жаль, что мой портрет, который так удался, попал не ко мне. Помните, я так долго позировал и старался делать «приятное» лицо. Я, действительно, был огорчен, но ни о каком третейском суде я не помышлял».

Импрессионизм явлен в динамичных мазках масляной краски, в удачно пойманном мгновении яркой жизни замечательного деятеля искусства, которым так восхищался художник Коровин.

автопортрет

1938 год

коровин

головин

автопортрет с полосатой тканью

1927 год

ГОЛОВИН

Шаляпин, Мамонтов и Васнецов задумали поставить на сцене оперу «Борис Годунов» Мусоргского. Фёдор Иванович встречался с историком В. О. Ключевским, беседовал о старой Москве и «Смутном времени» с А. М. Васнецовым. Певец мог часами показывать художнику, каким он видит царя Бориса, пел и играл, как на сцене. А. Васнецов сделал эскизы старинного Кремля и царского терема. И спектакль с участием Шаляпина прошёл с триумфальным успехом, явился ярчайшим музыкально-художественным событием Москвы! Александр Головин, известный как

крупнейший мастер театрально-декорационного искусства, не был исключением среди живописцев попавших под обаяния Шаляпина. В период с 1905 по 1912 Александр Яковлевич создал целый ряд своеобразных ярких театральных портретов. Шаляпин и Головин познакомились во время работы в в Большом театре; именно тогда и началось их сотрудничество. Художник выполнял для Шаляпина эскизы костюмов, чтобы тот в свою очередь лучше воплощал образы героев. В 1912 году Головин изобразил знаменитого оперного перца в одой из его лучших ролей - в роли Бориса Годунова исполнен в период постановки (В. Э. Мейерхольдом одноименной оперы М. П. Мусоргского в Мариинском театре) (1912). Шаляпин предстает на фоне тяжелого занавеса в образе величественного и властного царя Бориса. Артист позировал сразу же после спектакля в гриме и костюме – коронационном царском наряде. Написав голову артиста, художник самостоятельно, без модели, продолжил работу над портретом, уделив много внимания изображению костюма: он иллюзорно передает мерцание тяжелой золотой парчи и блеск драгоценных камней затканного тонким узором и расшитого жемчугом царского облачения. Художник даже приклеивал к живописной поверхности кусочки блестящей фольги. Приглушенные контрасты света и тени подчеркивают резкие черты выразительного лица и суровость взгляда, устремленного вдаль. В его позе торжественность и властность.

По свидетельству П. И. Нерадовского, портрет Шаляпина в роли Бориса Годунова был заказан Головину специально для Русского музея товарищем управляющего музеем графом Д. И. Толстым. Мы с вами видим на портрете трагедийный образ, очень богатый, сложный, противоречивый по своему внутреннему содержанию. В такой интерпретации Борис — человек умный, огромного честолюбия, достигший "высшей власти", но... достигший ее путем злодеяния — убийства законного наследника престола царевича Дмитрия.

КУСТОДИЕВ

Вершиной творчества художника Кустодиева является "Портрет Федора Шаляпина". Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл "замечательным" и "бессмертным". Но не только большого мастера ценил в художнике Федор Шаляпин: он видел в нем человека недюжинного, достойного преклонения. В своей автобиографической книге "Маска и душа" знаменитый певец так рассказывает: "Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве». Шаляпин восхищался «великим духом» Кустодиева и часто навещал его в петроградской квартире. Напоминаем вам что в это время художник был прикован к кровате и испытывал невыносимубболь но продолжал работать именно в таком положении Кустодиев смог создать картину наполненную счастьем и полнотой жизни, радостью бытия которой так не хватало самому художнику. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. "На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом. С ее помощью можно было приближать холст к креслу самому, без посторонней помощи, наклоняя его к себе настолько, что можно было кистью доставать до его поверхности или удалять от себя для того, чтобы проверить написанное". Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при

росписи плафонов. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Но изумительный расчет и виртуозное мастерство Б. Кустодиева стали залогом создания этого удивительного полотна. Художник всячески стремился сделать портрет замечательного артиста живым, праздничным. А Федор Шаляпин прилагал все усилия, чтобы подбодрить Б. Кустодиева во время встреч они вспоминали родную Волгу, пели душевные песни: серьезно и сосредоточенно, словно погружаясь в некий священный ритуал. Интересно, что в нижнем левом углу Кустодиев изобразил дочерей Шаляпина, Марию и Марфу, прогуливающихся в сопровождении секретаря артиста Исайи Дворищина. Сын художника потом вспоминал об одной смешной подробности в работе над портретом. "Любопытно было смотреть, как "позировала" любимая собака Федора Ивановича - черно-белый французский мопс. Для того чтобы он стоял, подняв голову, на шкаф сажали кошку, и Шаляпин делал все возможное, чтобы собака смотрела на нее». Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем "над горами". Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Первоначальное название картины - "Новый город", в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу).Шаляпин гуляет по улицам городка в предвкушении, что все зрители оценят по достоинству его талант. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. Сам Борис Кустодиев был восхищен Федором Шаляпиным, но на портрете не преминул подметить, добродушно подтрунивая, такие индивидуальные черты прославленного певца, как самовлюбленность, стремление щегольнуть дорогой одеждой. Великолепная шуба Федора Шаляпина нарочно распахнута, чтобы показать, что она вся - а не только воротник и шапка - на бобровом меху; мизинец холеной руки отставлен, чтобы был виден перстень с драгоценным камнем. На ногах модные ботинки на пуговках - серая замша и черный лак... Ходить в них по снежным склонам трудно, и Шаляпин опирается на дорогую трость. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Все это, однако, барство показное, которое не заслоняет размаха широкой натуры великого певца, в котором сильно выразилась творческая стихия русского народа. Кустодиевские полотна узнаваемы сразу: яркие, красочные, с бьющей через край жизнью и множеством узнаваемых деталей. Когда он впервые увидел субботнюю ярмарку, он записал: «…это было умопомраченье по краскам – такое разнообразие и игра. Никакие эскизы, никакие фантазии не дадут ничего подобного – все так просто и красиво». Александр Бенуа был убежден, что «настоящий Кустодиев – это русская ярмарка, «глазастые» ситцы, варварская «драка красок», русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями».

Как-то в 1921 году Шаляпин встретился с Кустодиевым по поводу оформления декораций спектакля «Вражья сила». Художник дал своё согласие и обратил внимание на шубу певца:

- Такая богатая у вас шуба, её бы написать, – выказал он предложение певцу.

- Шуба, безусловно, хорошая, но одна беда, возможно краденая, – засомневался Шаляпин.

- Федор Иванович, шутите? – удивлённо спросил Кустодиев.

Шаляпин поведал художнику историю, что шубу эту ему выдали в Петроградском Совете как оплату за концерт. Как же она оказалась у представителей власти? Безусловно! Была «национализирована» у кого-то из неугодных большевикам

богачей. Фёдора Ивановича привели на склад и разрешили ему выбрать что-нибудь на свой вкус.

- Лозунг «Грабь награбленное!» в действии, – подытожил своё повествование Шаляпин.

Но тут Кустодиев не смутился, а обрадовался:

- Вот мы и увековечим эту шубу на полотне. Это ж как оригинально: и певец, и актёр, и шубу свистнул!

Знаменитого артиста рисовали часто (В.А. Серов, Л.О. Пастернак, К.А. Коровин, И.Е. Репин и др.), так что создалась целая галерея шаляпинских портретов. И в ней работа Бориса Кустодиева занимает, пожалуй, самое первое и почетное место. Образ этого волжанина, начавшего свой путь на ярмарках и в балаганах провинциальных городов, выглядит у художника олицетворением силы и одаренности русской натуры. Сам артист до самой своей смерти не расставался с этой картиной и ценил ее выше всех других своих портретов - за широту, размах и «русский дух», которые были так близки Ф. Шаляпину..Именно на таком фоне раскрывается образ Шаляпина. Эта широкая натура соединила в себе именно ту Русь, которую представлял себе Кустодиев. И сейчас кустодиевский "Портрет Ф.И. Шаляпина" находится в Париже, а в Русском музее выставлен портрет-повторение 1922 года.

ГРМ

автопортерт(на охоте)

кустодиев

1905 год

ШУХАЕВ

Несколько десятилетий имя певца в России было забыто, но между тем он продолжал блистать за границей. Из воспоминаний дочери Шаляпина Ирины Федоровны: «В 1924 году мы всей семьей поехали в Париж на свидание к отцу, который гастролировал во Франции… Сели ужинать… отец вдруг сказал: «До чего же мне надоели все эти деликатесы и разные «птифуры». Поел бы я сейчас хороших щей с грудинкой, воблы и вятских рыжиков, а потом попил бы чаю с молоком; вот кабы сейчас стояла на столе крынка с красноватым топленым молоком и эдакой,

знаете ли, коричневой корочкой, и непременно бы разваливать молоко деревянной ложкой!…».

Увы, этим прекрасным мечтам о Родине, связанных с воспоминаниями исконно-скунного, плоть от плоти сына земли русской из чрева ее, глубинки рассейской, о простых, непритязательных детских мечтах не суждено будет сбыться.

Вы видите один из последних портретов Шаляпина, созданый в эмиграции - Париже - художником Василием Шухаевым. Портрет акцентирует внимание на лице Федора Шаляпина. Художник запечатлел голову певца крупным планом. Такой композиционный прием позволяет зрителю прочувствовать душевное состояние певца на тот мемент: нет ни жизнерадостности, ни удали, присущей Шаляпину. Художник, как психолог, видел его внутренний надлом. Во многом благодаря таланту Шаляпина, включавшего в свой репертуар арии из русских опер, композиторы Н.А.Римский-Корсаков, А.С.Дагромыжский, М.Мусоргский, М.Глинка получили мировове признание.

КЛАДБИЩЕ

В 1937 году врачи диагностировали у него онкологическое заболевание крови: Шаляпину остается год жизни. Скончался великий бас у себя в парижской квартире в начале апреля 1938 года. В 50е предпринимались вялые попытки вернуть доброе имя Шаляпина, но в полную силу его голос зазвучал с пластинок только в 70е. Долгое время его прах был захоронен на французской земле кладбища Батньоль, и лишь в 1984 году по ходатайству сына его останки были перенесены в Новодевичье кладбище Москвы. А через 57 лет после смерти артиста ему посмертно вернули звание Нородного артиста СССР. Так наконец, состоялось возвращение певца на Родину. Творческий путь Федора Шаляпина глубоко народен, так как истоки его – это сама русская песня.

как я поняла, процесс похорон во фр, а 2 эт на Новодевичьем

не знаю куда деть:

Из дневника Корнея Чуковского:

«1914 год, 10 февраля….Говорит о себе упоённо – сам любуется на себя и наивно себе удивляется:

– Как я благодарен природе. Ведь могла же она создать меня ниже ростом или дать скверную память или впалую грудь – нет, все, все свои силы пригнала к тому,

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: